Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Главная интрига МАКСа-2015


25 августа 2015 года Николай Новичков, Дмитрий Федюшко , "Военно-промышленный курьер"


Поставка Поднебесной 24 истребителей Су-35С обсуждается давно. Исходя из объективных предпосылок, контракт должен быть подписан, но возможны «нюансы». Ждать развязки интриги осталось недолго. Результат станет известен на Московском авиационно-космическом салоне в Жуковском.

Китай будет первой зарубежной страной, которая получит 24 самолета этого типа. Глубоко модернизированный сверхманевренный многофункциональный истребитель Су-35С имеет для этого главный «сертификат» – он стал первым серийным самолетом поколения «4++», который заказан российскими ВВС.
 
НОАК хочет
 
Контракт на поставку 48 таких машин в период с 2012 по 2015 год подписан в августе 2009-го и успешно реализуется. В 2011 году ВВС РФ получили два Су-35С, в 2012-м – шесть новых боевых машин, в 2013-м – 12. В 2014 году Минобороны передано уже 14 Су-35С. В этом году КнААЗ им. Ю. А. Гагарина (входит в компанию «Сухой») должен собрать финальную партию самолетов в количестве 14 единиц. Первые две машины переданы Минобороны 16 июля – в Единый день военной приемки. Оставшиеся 12 самолетов военные будут получать в темпе по два в месяц. Как уже сообщалось, Министерство обороны планирует в 2015 году подписать с компанией «Сухой» дополнительный контракт на 40 Су-35С. И не исключено, что это случится на МАКСе-2015.
 
Как сообщило государственное китайское издание «Глобал таймс» (Global Times), в январе 2015 года группа летчиков ВВС Китая прибыла в Россию для переобучения на истребители Су-35С, что также свидетельствует о скором подписании контракта на поставку этих самолетов для ВВС НОАК. В принципе контрактов должно быть несколько: на сами платформы, двигатели и авиационные средства поражения (АСП), номенклатура которых для Су-35С достаточно обширна.
 
Переговоры с Китаем по Су-35С идут достаточно давно. В июне глава делегации Рособоронэкспорта на Парижском международном авиакосмическом салоне в Ле Бурже Сергей Корнев заявил о намерении подписать контракт до конца текущего года. Говорилось и о необходимости развития экспортного потенциала Су-35С. Корнев, в частности, сказал о намерении представить эту машину на индонезийский тендер по замене устаревших истребителей.
 
В Китае Су-35С был представлен на международном авиакосмическом салоне «Эйршоу Чайна-2014» (Air Show China 2014), где он демонстрировался в статике и принимал участие в летной программе. По итогам выставки самолет получил высокую оценку руководства страны-организатора. Заместитель председателя КНР Ли Юаньчао после осмотра самолета особо отметил сверхманевренность истребителя, его современную авионику и новейшие двигатели.
 
«Сухой» может
 
О предполагаемом облике самолетов, которые планируется экспортировать в КНР, известно немного. Источник в составе нашей делегации на «Эйршоу Чайна-2014» проинформировал, что Россия готова поставить Китаю многоцелевые истребители Су-35С в штатной комплектации, которая отработана, испытана и получила соответствующее заключение ВВС России. Только затем может быть заключен дополнительный контракт на проведение их китаизации под требования заказчика. Соответствующие работы потребуют достаточно длительного времени, поскольку внесение любых изменений в конструкцию самолета связано с проведением повторного цикла летных испытаний и стрельбы всеми видами авиационного вооружения, поставляемого вместе с самолетом. Летные испытания одного ракетного вооружения Су-35С займут примерно тысячу летных часов. Только после поставки самолетов китайской стороне компания «Сухой» будет готова провести необходимую дополнительную ОКР, доработать программное обеспечение, ввести в информационное поле самолета надписи на китайском языке и выполнить ряд других задач по адаптации машины.
 
О вероятной поставке КНР Су-35С в штатной комплектации ВВС РФ упомянул в ходе «Эйршоу Чайна-2014» и Владислав Масалов, занимавший на тот момент пост руководителя Объединенной двигателестроительной корпорации. Он уточнил, что передача Китаю данных самолетов возможна только с двигателями «изделие 117С», которыми оснащены истребители российских ВВС.
 
Обсуждались и возможные варианты оснащения китайских Су-35С авиационными средствами поражения. В этой связи рассматривается вариант поставок соответствующих АСП разработки корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ), сообщил глава компании Борис Обносов. По его словам, сотрудничество КТРВ с Китаем имеет давнюю историю. В ходе «Эйршоу Чайна-2014» компания обсуждала с китайской корпорацией AVIC совместные проекты, в том числе в области НИОКР.
 
На данный момент неизвестно, каким образом в случае заключения соглашения реализуется сделка: будут ли поставляться полностью готовые истребители или же часть заказанной Китаем партии планируется собирать на местных производственных мощностях. Прежнее руководство ОАК в лице Михаила Погосяна подчеркивало, что корпорация не намерена осуществлять лицензионное производство Су-35С по аналогии с программой сборки в КНР Су-27СК, которая действовала в 90-х. На начало года подобных планов не было, и они оценивались только как вероятное направление сотрудничества. Вместе с тем программа строительства Су-27СК получила высокую оценку экс-главы ОАК в связи с тем, что она создала условия кооперации по ряду других проектов. Так что в ближайшее время мы должны получить ответ на вопрос, где и как будет вестись производство китайских Су-35С, первые поставки которых заказчику могут начаться уже в 2016-м.
 
Сегодня Китай является одним из наиболее важных партнеров России как в военном, так и в гражданском авиастроении. В последнее время кооперация в этих областях значительно усилилась. Так, в октябре 2014 года подписано межправительственное соглашение о взаимном упрощении процедур сертификации авиационной техники – самолетов, вертолетов и авиадвигателей. Это стало дальнейшим развитием заключенного ранее соглашения о повышении безопасности полетов. Ростех и Китайская корпорация аэрокосмической науки и техники CASC (China Aerospace Science and Technology Corporation) в конце 2014 года подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве. Документ охватывает авиастроение, производство двигателей, специальных материалов, бортового и радиолокационного оборудования. Корпорации создали рабочую группу для обсуждения конкретных проектов. В ноябре 2014-го Объединенная авиастроительная корпорация подписала с AVIC меморандум о расширении партнерских отношений в области гражданского, транспортного и специального самолетостроения. В качестве первоочередных совместных проектов рассматриваются проработка возможности кооперации по программам турбовинтовых самолетов, а также промышленная кооперация, сертификация и продвижение на рынок региональной пассажирской авиатехники.
 
Четверть века сотрудничества
 
С 1991 года КНР является одним из наиболее важных партнеров России в области поставок боевой авиационной техники. Согласно данным Стокгольмского института исследования проблем мира SIPRI (Stockholm International Peace Research Institute) российско-китайское сотрудничество в данной области началось в 1991-м. По данным института, еще до распада Советского Союза был заключен контракт на поставку КНР 24 истребителей Су-27С (включая четыре двухместных Су-27УБК). Три самолета были переданы до декабря 1991 года, поставку еще 21 машины Россия завершила уже в 1992-м. Стоимость сделки – 700 миллионов долларов (40% суммы было реализовано в виде офсетных программ). В 1992 году КНР было передано еще два Су-27УБК (первоначально предполагалось поставить 12 Су-27СК, заказ впоследствии был сокращен). Китай в 1996–1997 годах получил 24 Су-27СК (включая от 2 до 10 Су-27УБК) общей стоимостью 2,2 миллиарда долларов, а 28 истребителей данного типа было передано в 2000–2002-м (стоимость партии оценивается в миллиард долларов). Одновременно КНР проявила заинтересованность и в приобретении более современных Су-30МКК. В 2000–2001 годах Китай получил 38 Су-30МКК стоимостью 1,5–2 миллиарда долларов. В 2002–2003-м этой страной была приобретена еще одна партия самолетов данного типа из 38 машин стоимостью два миллиарда. Затем в 2004 году КНР было передано 24 истребителя морской авиации Су-30МКК2.
 
Испытывая ряд проблем с военно-транспортной авиацией, Китай приобрел российские самолеты Ил-76М. Поставка КНР первой партии из 10 машин стоимостью 200 миллионов долларов была выполнена в 1993 году (60% суммы реализовано в виде офсетных программ). Предположительно пять бывших ранее в применении Ил-76М было передано КНР в 2013-м. Еще один Ил-76М поставлен для переоборудования в самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО и У) с применением израильской радиоэлектронной аппаратуры. Однако, как сообщает SIPRI, заказ на ДРЛО и У был отменен, и самолет передали Китаю без необходимого оборудования.
 
КНР осуществляла лицензионное производство российской боевой авиационной техники. В частности, как уже говорилось, в 1998–2007 годах велась лицензионная сборка истребителей Су-27СК. В конечном счете собрали только 105 из 200 планировавшихся самолетов, получивших в ВВС НОАК обозначение «Цзянь-11» (J-11). Производство оставшихся 95 истребителей было отменено по ряду причин.
 
Большой популярностью в Китае пользуется и российская вертолетная техника, в том числе морская. В 1997–1999 годах по двум контрактам КНР переданы предположительно семь противолодочных вертолетов Ка-28ПЛ и три поисково-спасательных Ка-28ПС. Еще девять Ка-28ПЛ поставлены в 2009–2010-м. В 2010–2011 годах КНР получила девять вертолетов дальнего радиолокационного обнаружения Ка-31.
 
С 1995 по 2014 год Китаю было поставлено в общей сложности 320 винтокрылых машин семейства Ми-8/Ми-171. В это число вошли вертолеты Ми-171/Ми-171Е и Ми-17В-5.
 
Одной из проблем военно-технического сотрудничества с КНР является нелицензионное копирование закупаемой авиатехники, что оказывает негативное влияние на объемы и структуру двустороннего ВТС. Как полагают некоторые эксперты, данная проблема может возникнуть и после поставки Су-35С в случае подписания контракта. Тем не менее у большинства российских специалистов нет обеспокоенности вопросом нелицензионного копирования. Они полагают, что создание копий образцов высокотехнологичной продукции военного назначения (включая и истребителей Су-35С) является очень сложной задачей. В настоящее время ни одна копия военной авиационной техники не добилась глобального успеха на мировом рынке. Главная защита от нелицензионного производства – постоянное совершенствование предлагаемой на экспорт продукции военного назначения, в том числе и авиационной. Отсутствие обеспокоенности этой проблемой выказал и глава КТРВ Борис Обносов. В качестве примера он привел российскую авиационную управляемую ракету Х-31, скопировать которую на данный момент КНР не удалось (по данным ряда источников, Китай пытается наладить серийное производство ракеты YJ-91, созданной по образу и подобию Х-31).
 
Продолжается российско-китайское сотрудничество по линии АСП. Как сообщил глава КТРВ, Россия полностью обеспечивает поставки АСП для китайских истребителей марки Су российского производства без участия Украины, которая ранее поставляла ракеты Р-27 класса «воздух-воздух».
 
Необъятный рынок сбыта
 
В последнее время особый импульс получило сотрудничество России с Китаем в области гражданской авиации. Эксперты французской корпорации «Эрбас» (Airbus) подсчитали, что КНР в 2014–2033 годах для поддержки рынка авиаперевозок потребуется более 5300 авиалайнеров. В указанный период доля Китая на общемировом рынке гражданской авиации составит 17 процентов. По мнению экспертов «Эрбаса», в 2014–2033-м Китаю потребуется 3567 узкофюзеляжных, 1477 широкофюзеляжных и 319 сверхкрупных авиалайнеров. Таким образом, страна в течение ближайших десяти лет может стать мировым лидером по пассажирским авиаперевозкам как на внутренних, так и на международных линиях.
 
Главная интрига МАКСа-2015
 
Интерес КНР к перспективному российскому авиалайнеру «Сухой Суперджет 100» (Sukhoi Superjet 100 – SSJ 100) понятен. В конце 2014 года Россия вела переговоры с Китаем о поставке большой партии SSJ 100, как сообщил занимавший на тот момент пост заместителя министра промышленности и торговли РФ Юрий Слюсарь. По его словам, в этих переговорах участвовали конкретные авиакомпании. Одновременно главное управление гражданской авиации Китая выразило готовность сертифицировать «Суперджет». Процесс валидации сертификата типа на SSJ 100 может занять до года. Специалисты оценивают перспективы «Суперджета» в Китае как очень хорошие, при этом рассматривается возможность продажи SSJ 100 в Китае за юани.
 
В мае 2015 года была заключена крупная российско-китайская сделка по лизингу «Суперджетов» в Азию, объем которой превысил три миллиарда долларов. Создана совместная компания, которая планирует закупить у ГСС сто самолетов SSJ 100 и поставить их в Китай и на рынки Юго-Восточной Азии.
 
Конкретные меры предпринимаются для создания совместного широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета (ШФДМС). В ноябре 2014 года был определен его технический облик, согласован ряд параметров, в частности пассажировместимость, требования к бортовым конструкциям и системам. Подписано соглашение о проведении следующего этапа разработки эскизного проекта. В апреле сообщалось, что РФ и КНР определят дальность полетов совместного широкофюзеляжного самолета до конца года. Аванпроект самолета планировалось разработать к середине этого лета.
 
Для ШФДМС ОДК уже готова предложить решение по силовой установке, в ней будут использованы все наработанные технологии по российской программе турбореактивного двухконтурного двигателя (ТРДД) ПД-14. Предполагается, что перспективному самолету необходима силовая установка с тягой 35–40 тонн. По словам представителей ОДК, технологическая база и наработки по программе ПД-14 позволяют в перспективе масштабировать его для разработки двигателя большой тяги в кооперации с китайскими специалистами. Корпорация может предложить партнерам ту же модель создания силовой установки, которая реализована французской компанией «Снекма» (Snecma) и рыбинским НПО «Сатурн» по программе двигателя SAM146 для самолета «Сухой Суперджет 100». Только если в случае кооперации с французами горячая часть двигателей поставляется «Снекмой», а холодная изготавливается «Сатурном», то в случае кооперации с Китаем все будет наоборот. В то же время до момента создания совместной силовой установки ШФДМС может получить зарубежный двигатель производства «Роллс-Ройс» (Rolls-Royce) или «Дженерал электрик» (General Electric).
 
Оценки стоимости создания ШФДМС сильно колеблются. По словам возглавившего ОАК Юрия Слюсаря, она составляет 13 миллиардов долларов в ценах сентября 2014 года. Но называются цифры и 80 миллиардов рублей и более. Проект финансируется российской и китайской сторонами в равных пропорциях.
 
В феврале 2015 года стало известно, что работа над ШФДМС будет осуществляться за счет внебюджетных источников. Ранее на проект планировалось выделить 1,489 миллиарда рублей из федеральной казны и 2,5 миллиарда из внебюджетных источников.
 
Сроки завершения работ по проекту ШФДМС на данный момент точно неизвестны. Ранее сообщалось, что в начале 2020-х должны стартовать летные испытания самолета, рассчитанного на дальность 12 тысяч километров и перевозку до 300 пассажиров. По словам Слюсаря, ШФДМС планируется вывести на рынок к 2025 году. Дальнейшая судьба проекта будет во многом зависеть от кооперации двух стран.
 
Китай также проявляет интерес к совместному с Россией производству обновленного варианта пассажирского самолета Ил-114.
 



комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»



Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer