Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Боевая мощь во всей красе


25 августа 2015 года Алексей Хазбиев, Российская газета


Новые проекты перспективных истребителей и программы модернизации существующих самолетов, которые наши производители покажут на авиасалоне МАКС-2015, имеют отличные шансы быть реализованными не только в интересах российской армии, но и иностранных заказчиков.

Западные санкции против России в корне изменили формат нашего участия в крупных международных авиасалонах. Если раньше лидеры отечественного авиапрома тратили миллионы долларов на показ своих новинок в британском Фарнборо и французском Ле Бурже, то теперь все самое интересное они приберегли для МАКСа-2015, который сейчас становится важнейшей площадкой для демонстрации новейших образцов российской авиатехники и обсуждения крупных контрактов. Это объясняется не столько политическими причинами, сколько новыми перспективами, которые открывает перед Россией кооперация с государствами Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Прежде всего, речь идет об Индии и Китае, которые выступают нашими партнерами сразу в нескольких крупных проектах по созданию новых самолетов.
 
Едва ли не самым зрелищным событием МАКСа-2015 обещают стать демонстрационные полеты перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации Т-50, более известного как истребитель пятого поколения. Эта машина, предназначенная для завоевания господства в воздухе, призвана обеспечить технологический паритет нашей страны с США в области фронтовой авиации. Она должна поддерживать сверхзвуковую скорость на крейсерском режиме полета и оснащаться радаром с активной фазированной антенной решеткой. Точные характеристики Т-50 до сих пор остаются тайной. Известно лишь, что он сможет развивать скорость более 2 тыс. км/час и летать на расстояния более 5 тыс. км с дозаправкой. При этом Т-50 будет практически незаметен для радаров противника. Эффективная площадь отражающей поверхности нового истребителя равна всего 0,5 кв. м по сравнению с 20 кв. м у Су-30 МКИ. Это означает, что если Су-30 МКИ на радаре виден как металлический объект размером 5 на 4 метра, то отражение на экране радара у Т-50 будет в 40 раз меньше.
 
Сейчас истребителя пятого поколения есть только у американцев. Это тяжелые самолеты F-22 Raptor и легкие - F-35. Впрочем, монополия США в этом виде вооружений уже в следующем году будет разрушена. Как сообщил главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Виктор Бондарев, с 2016 года российские истребители пятого поколения начнут поступать на вооружение ВВС. "Мы завершаем испытания самолета, и с 2017 года он пойдет в серию", - подчеркнул Бондарев. На первых порах ВВС закупят одну эскадрилью Т-50 из 12 самолетов, а общий объем заказа в ближайшие десять лет может составить около 65 таких истребителей.
 
А вот экспорт Т-50 в обозримой перспективе не предусмотрен. Тем не менее самолеты пятого поколения на основе Т-50 довольно скоро могут появиться в Индии. С этой страной Россия еще в 2007 году подписала межправительственное соглашение о совместном создании истребителя пятого поколения FGFA для индийских ВВС. Научно-исследовательские работы по определению предварительной конструкции самолета уже сделаны. Ожидается, что в самое ближайшее время обе страны подпишут уже финальный контракт на проведение опытно-конструкторских работ и производство FGFA. В общей сложности Индия вложит в этот проект примерно 6 млрд долл. При этом общий объем заказа может составить 154 самолета. Правда, до сих пор индийская сторона не определилась с тем, будут ли все эти машины одноместными или какая-то часть из них будет двухместными.
 
Если самолеты пятого поколения наши ВВС только готовятся принять на вооружение, то усовершенствованные истребители четвертого поколения они уже полностью освоили. На аэродроме в Жуковском эта техника будет представлена сразу несколькими образцами. Это, прежде всего, фронтовые бомбардировщики Су-34 и тяжелые многофункциональные истребители Су-30СМ и Су-35С. В этом году Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) уже передала ВВС шесть Су-34, а до конца года должна поставить еще 10 таких самолетов.
 
Их главная отличительная особенность - это увеличенная до 4 тыс. км дальность полета. При этом Су-34 могут нести до 8 тонн боевой нагрузки и развивать скорость до 1900 км в час. Впрочем, главную ставку наше минобороны сейчас делает на Су-30СМ и Су-35. Эти самолеты относятся к так называемому поколению 4++, они способны применять высокоточное оружие, как по воздушным, так и по наземным целям. Минобороны России заказало в общей сложности более сотни таких машин, в том числе 48 истребителей Су-35С. Эта модель оснащается двигателями с управляемым вектором тяги и способна выполнять боевые задачи на скорости около 2,4 тыс. км в час. На высоте 15 км у российских военных летчиков теперь нет конкурентов - такая скорость для зарубежных аналогов недостижима. ОАК уже передала ВВС России 36 самолетов Су-35С. "В этом году запланированы поставки еще 12 таких машин", - говорит технический директор филиала ОАК в Комсомольске-на-Амуре Андрей Чипизубов.
 
Уже сейчас есть все основания полагать, что в ближайшие годы Су-35С станет основным боевым самолетом, экспортируемым из России. Как минимум 24 такие машины намерен приобрести Китай. "Мы надеемся, что контракт с Китаем будет подписан до конца нынешнего года", - сообщил президент ОАК Юрий Слюсарь.
 
Еще около 50 Су-35С может быть продано в Индонезию, Малайзию и Вьетнам. Главный маршал ВВС Индонезии Агус Суприатна прямо заявил: "Мы бы хотели иметь на вооружении эти самолеты и надеемся, что правительство страны примет во внимание наше желание закупить Су-35". Сейчас "Рособоронэкспорт" ждет лишь объявления соответствующего тендера. По словам начальника департамента ВВС "Рособоронэкспорта" Сергея Корнева, как только тендер объявят, мы обязательно будем в нем участвовать и направим наши предложения индонезийской стороне. Что же касается Су-30СМ и его предшественника Су-30К, то контракты на закупку этих машин Россия заключила с Казахстаном и Анголой.
 
Если новые истребители фирмы Сухого имеют ярко выраженную экспортную ориентацию, то перспективы нашего второго производителя боевых самолетов - РСК "МиГ" - связаны в основном с модернизацией существующих моделей, стоящих на вооружении ВВС России. Прежде всего речь идет о высотных перехватчиках МиГ-31 и многофункциональных легких истребителях МиГ-29СМТ и их корабельной версии МиГ-29К, которые будут демонстрироваться на МАКСе. Самолет МиГ-31 - настоящая икона холодной войны. У американцев он получил прозвище "убийца бомбардировщиков", так как способен уничтожать самолеты дальней авиации противника, в том числе B-52 и B-1, на скорости 2,5 тыс. км в час на высоте более 20 км. При этом группа из четырех таких истребителей спокойно может контролировать все воздушное пространство протяженностью до 1 тыс. км по фронту. Сейчас МиГ-31 проходят модернизацию в вариант МиГ-31БМ, в результате которой они получат новую систему управления вооружением и новую РЛС "Заслон-М". Этот радар отличается увеличенной до 1,4 метра в диаметре антенной. Таким образом, дальность обнаружения воздушных целей у МиГ-31БМ выросла до 320 км, а дальность их поражения - до 280 км. Первые 24 МиГ-31БИ уже поступили в российские Вооруженные силы. "Ежегодно будет поставляться более десяти таких самолетов, - говорит замминистра обороны Юрий Борисов. - После модернизации мы ожидаем свыше 130 МиГ-31БМ в войсках".
 
Но, пожалуй, самым грозным оружием, представленным на МАКСе, станет сверхзвуковой стратегический бомбардировщик дальней авиации с изменяемой геометрией крыла Ту-160. Он несет на борту 12 крылатых ракет с ядерными боеголовками (мощностью до 200 килотонн) или бомбы с лазерным наведением и может выполнять полеты на расстояние до 14 тыс. км. Это со всей очевидностью было продемонстрировано семь лет назад, когда два Ту-160 совершили тринадцатичасовой беспосадочный перелет из Оленегорска в Мурманской области на аэродром Либертадор ВВС Венесуэлы. Сейчас полтора десятка Ту-160, стоящих на вооружении нашей армии, проходят модернизацию, которая завершится к 2019 году.
 
А вот новых таких самолетов у нас уже не строится. Впрочем, министр обороны России Сергей Шойгу на днях заявил о необходимости восстановить серийное производство этих машин в новом облике - Ту-160М2. Они, в частности, должны получить новый комплекс бортового радиоэлектронного оборудования и новое вооружение, в том числе новые крылатые ракеты в неядерном исполнении. "Это будут принципиально новые самолеты, их боевая эффективность возрастет не менее чем в 2,5 раза по сравнению с существующими машинами", - сообщил Юрий Борисов. В общей сложности ВВС намерено приобрести не менее 50 таких самолетов. Их производство начнется после 2023 года.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer