Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Суперджет покоряет мир


25 августа 2015 года Андрей Богинский , Российская газета


Среди отраслевых программ импортозамещения минпромторга одна из самых масштабных - в авиастроении. Импортозамещению подлежит широкий перечень изделий. Однако важно понимать, что при этом самое главное - это целесообразность и достижение экономического эффекта.

В военной авиации приоритетом являются обороноспособность и независимость от импорта, а в гражданской важнее экономическая эффективность и обеспечение конкурентоспособности на мировом рынке. В гражданской авиации нет задачи заменить все 100% комплектующих на отечественные. В некоторых случаях это просто невозможно. В SSJ100 замена любого комплектующего связана с повторным прохождением процедуры сертификации, а это требует проведения опытно-конструкторских работ и испытаний, изыскания дополнительных финансовых ресурсов и времени. В целом, если кооперация с иностранным партнером дает значительные конкурентные преимущества, от нее отказываться нецелесообразно. Но там, где российский поставщик предложит качество и эффективность не хуже зарубежного, безусловно, необходимо делать выбор в пользу отечественного товара.
 
Сейчас в минпромторге идет серьезная работа по расстановке приоритетов и анализу возможностей российских поставщиков. Министерство совместно с ОАК и "Вертолетами России" детально изучает компетенции, технологии поставщиков, их финансово-экономическое положение, эффективность, проверяется качество продукции, наличие сертификатов и т.д. Это долгая работа. Нам важно принимать выверенные и разумные решения, которые положительно скажутся на технических характеристиках и конкурентоспособности самолетов.
 
Многие российские поставщики в авиационной и других отраслях промышленности в последние годы закупили новое оборудование, улучшили культуру производства, научились управлять издержками, участвовать в разделении рисков и готовы предложить рынку качественную продукцию по конкурентоспособным ценам. По нашим оценкам, они могли бы уверенно встроиться в цепочки российских и международных поставок и стать надежными партнерами производителей самолетов и вертолетов. Прошедший салон в Ле Бурже и предстоящий Международный авиационно-космический салон МАКС-2015 являются хорошими площадками для контактов в этом направлении.
 
Инициатива по дальнейшему развитию поставщиков должна исходить от интегрированных структур - ОАК и "Вертолетов России". На их уровне должны быть сформулированы четкие и прозрачные требования к комплектаторам и планы по их развитию, которые минпромторг готов будет поддержать различными мерами.
 
Сегодня из-за спада авиаперевозок, роста лизинговых платежей после ослабления курса рубля транспортные авиакомпании оказались в сложном положении. Не все заказчики могут выкупать новые самолеты, о которых заявляли ранее. И наша задача - поддержать как рынок сбыта, так и производителей воздушных судов.
 
Для стабилизации финансового состояния производителя SSJ100 - компании "Гражданские самолеты Сухого" - и развития региональных перевозок на воздушных судах отечественного производства нами было принято решение о докапитализации ОАК на сумму 100 млрд руб. и ГТЛК - на 30 млрд руб. Кроме того, было решено поддержать Объединенную двигателестроительную компанию, ей будут предоставлены средства для обеспечения финансирования работ по созданию перспективных двигателей для гражданской авиации. Первый транш в размере 21 млрд руб. планируется выделить до конца августа 2015 года, следующий транш - 19 млрд руб. - в следующем году, и в 2017 году - 15 млрд руб. Также в ближайшее время мы планируем запустить механизм предоставления гарантии остаточной стоимости для лизинговых компаний. На это в 2015 году государством выделяется 750 млн руб.
 
Немаловажным является и предоставление "Гражданским самолетам Сухого" субсидии размером 250 млн руб. на создание собственных складов запчастей, приобретение средств наземного обслуживания, обучение авиационного персонала (экипажей, бортпроводников и техников) для самолетов SSJ100. В дальнейшем эта мера распространится и на МС-21. Если же она хорошо себя зарекомендует, то мы рассмотрим предоставление подобной господдержки и для таких гражданских вертолетов, как "Ансат" и проходящего сейчас сертификацию Ми-38.
 
Все это, на наш взгляд, позволит улучшить экономику авиапроизводителей, лизинговых компаний и эксплуатантов, запустить вторичный рынок воздушных судов и повысить конкурентоспособность отечественных самолетов, приблизив их продажи к условиям, которые предлагают иностранные конкуренты.
 
Кстати, на МАКСе ОАК объявит о ряде новых контрактов на покупку SSJ100.
 
России в этом году удалось выйти на новый, перспективный сегмент рынка: начались поставки военных самолетов странам СНГ. В апреле 2015 года корпорация "Иркут" поставила первую партию современных многоцелевых истребителей Су-30СМ в Казахстан, первую партию учебно-боевых самолетов Як-130 для ВВС Белоруссии. Обе страны намерены продолжить закупку у России таких самолетов. Ожидается, что этот сегмент рынка будет расти, поскольку целый ряд стран СНГ в обозримом будущем приступит к обновлению авиационного парка. Вопрос имеет существенное политическое и военное значение. Укрепляются южные рубежи России на фоне непростой обстановки в Центральной Азии, создается основа для военного сотрудничества в рамках ОДКБ.
 
Вместе с тем наиболее приоритетными направлениями для международного сотрудничества России в сфере гражданской авиации остаются страны Азиатско-Тихоокенского региона, включая Китай
 
Сейчас ОАК совместно с китайскими партнерами - компанией COMAC - работают над формированием технического облика совместного российско-китайского широкофюзеляжного самолета. Обсуждаются наиболее оптимальные формы сотрудничества, вырабатываются схемы производственной кооперации, включая работу с потенциальными поставщиками: производителями двигателя, авионики и агрегатов.
 
Дмитрий Медведев, Премьер-министр РФ: Россия должна сохранить свои преимущества перед другими странами в тех областях, которые являются приоритетными для страны, например, в авиастроении и космосе
В сентябре проект самолета должен пройти так называемые "вторые ворота", то есть будут приняты управленческие решения, чтобы перейти к следующему этапу. К тому времени партнеры должны отработать все ключевые вопросы: концепцию самолета, состав кооперации. Заявленные ранее планы не меняются - новый самолет должен выйти в серию к 2025 году.
 
Остается в силе принцип финансирования: 50 на 50 с каждой стороны. Важно, что мы не только разделяем затраты на проект, но и в перспективе получаем в качестве "домашнего", стартового рынка одновременно и российский, и китайский рынки.
 
В мае было подписано рамочное соглашение о сотрудничестве по программе перспективного тяжелого вертолета между "Вертолетами России" и "Корпорацией авиационной промышленности Китая", определяющее основы и принципы будущего сотрудничества на контрактной основе в проекте создания тяжелого вертолета AHL. Производство на территории КНР машины совместной разработки является одной из важнейших тем российско-китайского сотрудничества в авиационной сфере. До конца этого года планируется подписать генеральный контракт. По оценкам экспертов, спрос на новую машину в Китае может составить более 200 единиц до 2040 года.
 
Вертолет будет создан для условий круглосуточной работы в жарком климате, высокогорье, а также любых погодных условиях. Машина будет способна выполнять различные задачи - транспортные, эвакуационные, противопожарные и многие другие.
 
Помимо этого сейчас идет создание совместной российско-китайской лизинговой компании с объемом финансирования до 3 млрд долл. в год для продвижения SSJ100 на азиатский рынок. В 2016 году мы планируем продать Китаю первые пять машин. Конечная цель - продать по этому соглашению 100 самолетов за 3-5 лет. При этом сейчас "обкатывается" новый подход - продаваться будет не просто SSJ100, будет предоставляться сервисное обслуживание в этом регионе и финансовый пакет. Мы предполагаем, что в перспективе эти самолеты будут сдаваться в лизинг, в первую очередь китайским авиакомпаниям. Сделка может стать моделью для поставок самолетов этого типа в Египет. Речь идет о поставке в Египет двенадцати SSJ100.
 
Для сведения: рынок авиаперевозок в Китае ежегодно растет на 7-8%, в ближайшие 20 лет там будет продано порядка 1-1,3 тыс. региональных самолетов. Мы претендуем на то, чтобы занять 10% этого рынка.
 
Среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона покупателем стало и Королевство Таиланд. Два SSJ100 победили в тендере ВВС Таиланда и в 2016 году будут поставлены в эту страну в бизнес-версии с увеличенной дальностью полета.
 
"Вертолеты России" ведут переговоры о поставках в Индию до 250 модернизированных вертолетов Ми-8. Также Россия и Индия обсуждают сотрудничество по совместному созданию вертолета Ка-226Т.
 
Ключевым событием этого года в авиационной промышленности стало создание Национального исследовательского центра "Институт имени Жуковского". Минпромторг недавно назначен главным распорядителем средств. Формирование центра предполагается в два этапа. На первом в его состав предполагается включить ФГУП "Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е.Жуковского", ФГУП "Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А.Чаплыгина", ФГУП "Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И.Баранова", ФГУП "Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем" и ФКП "Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем". На втором этапе для повышения управляемости и оптимизации финансирования предполагается преобразовать эти предприятия в федеральные автономные учреждения, функции и полномочия учредителя которых будет осуществлять ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е.Жуковского".
 
НИЦ является важнейшим элементом реализации госпрограммы "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы". Становление отечественного Национального исследовательского центра приведет к качественному изменению системы управления научными исследованиями, конечным результатом которых станет увеличение количества внедренных разработок.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»



Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer