Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Лунный бюджет Роскосмоса попал под секвестр


31 августа 2015 года Иван Чеберко , Известия


Бюджет Федеральной космической программы на 2016–2025 годы (ФКП-2025) будет ощутимо сокращен в сравнении с ее проектом, который сейчас рассматривается в министерствах. Как пояснил «Извес­тиям» высокопоставленный собеседник в Роскосмосе, в сентябре в правительство будет вноситься уже сокращенный вариант, бюджет которого будет ниже обсуждаемых сегодня 2 трлн руб­лей. При этом наибольшему секвестру будут подвергнуты проекты 2016–2018 годов. Вероятнее всего «под нож» пойдут дорогостоящие перспективные программы по обеспечению пилотируемого полета на Луну.

На днях вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что в нынешней ситуации вряд ли стоит выделять значительные суммы из бюджета на такие масштабные проекты, как освоение Луны. При том что ранее, 12 апреля 2014 года, именно он объявил создание лунной базы стратегической целью.
 
— Сейчас идет уже третий секвестр ФКП. Отдельные проекты вычеркивают, у оставшихся срезают 10% бюджета, — говорит высокопоставленный источник в Роскосмосе. — Программу в целом сокращают на треть, поскольку покупательная способность оставшихся средств снизилась из-за изменения курсов валют. Например, производители спутников 70% оборудования в среднем приобретают за рубежом. Космическая программа за год усохла втрое уже, об этом можно говорить уверенно. И никто не понимает, как в таких условиях будет осуществляться столь дорогостоящий проект, как полет человека на Луну. Отмена, перенос, как хотите это можно назвать, но в целом ясно, откладывать Луну придется.
 
По словам собеседника «Извес­тий» в Роскосмосе, Рогозин своим высказыванием задал направление мысли тем, кто сейчас думает над секвестром проекта ФКП. Если на Луну мы пока не летим, значит, лунные проекты можно передвинуть на следующие периоды финансирования. Так уже отчасти сделано — еще в начале года Роскосмос вынужденно подрезал бюджеты таких проектов лунного назначения, как ракета-носитель сверхтяжелого класса, или ППТК-2 (перспективный пилотируемый транспортный комплекс), в рамках которого ведется разработка лунного взлетно-посадочного комплекса (ЛВПК).
 
Но в том или ином виде работы по этим направлениям в проекте ФКП заложены до сих пор. Например, сверхтяжелый носитель планируется разрабатывать в рамках опытно-конструкторской работы «Элементы сверхтяжелого комплекса» с предполагаемым бюджетом 36,473 млрд рублей. Речь идет о разработке новых материалов для кислородно-водо­родных блоков сверхтяжелой ракеты, новых двигателей, технологических процессов и специального оборудования для крупногабаритных блоков.
 
ОКР «ППТК-2» с бюджетом 20,8 млрд рублей предполагает создание до уровня «Начало наземной экспериментальной отработки комплекса в 2024 году» лунного посадочного модуля.
 
В разрабатываемом сейчас варианте ППТК — это корабль лунного назначения, что означает высокую автономность, возможность входа в атмосферу со второй космической скорости и ряд других возможностей. В рассматриваемом ныне проекте ФКП-2025 на ОКР «ППТК» заложено 66,689 млрд рублей. Эта сумма может быть уменьшена, предположил собеседник в Рос­космосе. Об отказе от проекта речь не идет, но снижение финансирования наверняка скажется на сроках создания кораб­ля. Сейчас его старт планируется на 2021 год в беспилотном варианте, но если задач для лунного корабля в ближайшее время не предвидится, то график его создания может быть пересмотрен.
 
Можно сказать, что растягивание проектов во времени — традиционный прием для Рос­космоса. Так, например, создавался новый ракетный комплекс «Ангара» — ракету планировали впервые запустить в 2005 году, но из-за неритмичного финансирования первый старт состоялся только в 2014-м.
 
— Покорение Луны у всех стран мира сейчас осуществляется только на бумаге, — говорит Андрей Ионин, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского. — Никто практических шагов в данном направлении не предпринимает. Но космическим агентствам крупных стран лунная перспектива нужна для обоснования бюджетов. Ни США, ни Китай, ни Россия не могут придумать задачи, ради решения которой требовался бы полет на Луну. В 60-х годах прошлого века США искали проект, который показал бы всему миру их технологическое преимущество. После запуска СССР спутника и первого человека в космос американцам нужно было доказывать лидерство и вот они придумали лунную программу. Если говорить о сотрудничестве в рамках БРИКС, то начинать разговор с Луны бесполезно — в силу астрономичности бюджета это будет пустая болтовня, парт­неры не готовы сразу потратить огромное количество денег на непонятно зачем и кому нужную Луну. Начинать надо с малого и чего-то понятного и нужного. Более реален проект совместной орбитальной станции, это вполне может заинтересовать партнеров по БРИКС.
 
В секретариате Дмитрия Рогозина отметили, что вице-премьер, говоря о неактуальности лунной программы, высказал свою точку зрения, а за формирование ФКП отвечает в любом случае Роскосмос.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»



Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer