Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Салон в себе


31 августа 2015 года Константин Богданов, Илья Крамник , Лента.ru


В подмосковном Жуковском завершился двенадцатый Международный авиакосмический салон МАКС. Крупнейший российский авиационный форум традиционно собрал множество участников и посетителей, невзирая на политический и экономический кризис, однако его модель нуждается если не в пересмотре, то в серьезной корректировке.

МАКС неприкаянный
 
Многие заметили, что авиасалон прошел достаточно скромно. Дело не только в отсутствии крупных премьер или громких якорных сделок, вроде заказов Минобороны на истребители АХК «Сухой» в 2009 году или конвейерного контрактования «Суперджетов» и МС-21 в 2011 году. В первую очередь бросалась в глаза некоторая скупость экспозиций, не миновавшая даже признанных отраслевых титанов.
 
И дело здесь не в санкциях. Как раз западный бизнес вел себя на выставке совершенно спокойно, порой (как французы, например) — откровенно вызывающе. Как будто не было никаких санкций, никакой «новой холодной войны». Все это оставалось где-то в телевизорах, а на форуме решались чисто деловые вопросы. В конце концов, когда Pratt & Whitney занимает половину своего стенда гигантским изображением российского авиалайнера МС-21, это не требует дополнительных пояснений.
 
Но некоторой скудости салона есть одно чисто внутреннее объяснение, помимо не лучшего состояния экономики страны.
 
Желание руководства Минобороны собрать все мероприятия и военные музейные экспозиции в одном месте (в парке «Патриот») не могло не повлиять на выставочные планы промышленности.
 
Специалисты отмечали, что «Армия-2015», помимо выполнения пропагандистско-развлекательных функций, действительно может стать хорошим рабочим форумом производителей и военных. Закрытым, естественно. Такие площадки необходимы, нужно лишь понять, как их сбалансировать с открытыми мероприятиями. Пока получается не очень.
 
В целом МАКС-2015 только подтвердил тенденцию, зародившуюся еще на салоне 2009 года и в полной мере проявившуюся в 2011 и 2013 годах. Резкий рост оборонных расходов государства в первые годы действий «Госпрограммы вооружения-2020» полностью изменил систему приоритетов промышленности. Получившие большой объем гособоронзаказа предприятия и холдинги сосредоточились на освоении этих средств и модернизации производства.
 
Когда они отоспятся после сытного обеда и опять включатся в маркетинг, сказать трудно. Обед пока не только не идет к концу, наоборот — крупнейшие траты Госпрограммы стартуют именно с 2015 года: массовый серийный выпуск образцов техники, разработанной или доведенной из имевшихся прототипов в первые пять лет, будет сочетаться с щедрым финансированием НИОКР по перспективным образцам следующего поколения.
 
В какой степени в этих условиях промышленность заинтересована в публичном маркетинге, в том числе в крупных отраслевых выставках — вопрос открытый. Ранее сильным мотиватором были попытки втолкаться в тесный вагон военных НИОКР (не прекращавшихся с 1990-х, но финансировавшихся адресно, крайне скупо и зачастую волюнтаристски) или укрепить связи с потенциальными инозаказчиками.
 
Теперь же, на фоне сверстанных до 2020 года бюджетных планов и ухудшения отношений с Западом, у производителей все сильнее соблазн замкнуться во внутренних междусобойчиках без свидетелей. Что происходит с подобной системой, если из нее внезапно убрать поток бюджетной подпитки, мы ясно видели в 1990-е годы.
 
Экспортная болтанка
 
«Российский экспорт оружия ожидает стагнация», — с таким заявлением недавно выступил один из самых авторитетных российских военных экспертов, директор центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслан Пухов. С одной стороны, это выглядит странным — пока российский оружейный экспорт устойчиво занимает второе место в мире, а общий объем продаж за год превысил объем в 15 миллиардов долларов.
 
С другой стороны, основания для такой точки зрения есть. Традиционные для России рынки либо близки к затовариванию, как в Алжире, либо на них сложилась жестко конкурентная среда, мешающая наращивать объемы поставок, как во Вьетнаме и Индии. Либо, наконец, покупатели на этих рынках не имеют достаточных свободных средств — как Венесуэла, Сирия и ряд других стран.
 
Надежды на рост экспорта есть всегда — достаточно вспомнить весьма неожиданное возвращение России на рынок вооружений Ирака и Египта, произошедшее за последние два с небольшим года. Тем не менее количество стран с высокими потребностями в оружии и приличным состоянием финансов ограничено, и многие из них уже давно потребляют западную продукцию. Среди ожидаемых прорывов — выход на рынок Ирана, который, очевидно, состоится в ближайшие несколько месяцев. Однако даже в случае получения Россией всех потенциальных иранских заказов, проблемы в целом это не решит.
 
Одна из причин этого — резкое увеличение цикла эксплуатации боевой техники, превышающего теперь, как правило, 30 лет. То есть поставленные Россией иностранным заказчикам в 2000-х годах боевые самолеты не потребуют замены раньше, чем через 15-20 лет. Разумеется, это справедливо и для западной техники. Боевые платформы, созданные на основе имеющегося комплекса научных знаний и инженерных разработок, постепенно достигают пределов своего развития, что приводит к удорожанию и увеличению продолжительности процесса дальнейшего их совершенствования. Каждый очередной этап улучшения ТТХ оплачивается все более высокой ценой и требует все большего времени, и пока не произойдет нового фундаментального прорыва, сравнимого по значимости с изобретением самолета или с переходом авиации на реактивную тягу, тут ничего не изменится.
 
Возможное решение проблемы кроется не только в скорейшем освоении серийного производства новых типов боевой техники, сейчас проходящей испытания, но и в более интенсивной работе на рынке модернизации и ремонта различных видов оружия. Нельзя сказать, чтобы Россия не предпринимала тут никаких усилий, однако в данный момент объем таких работ значительно уступает объему продаж нового оружия.
 
В ближайшие годы Су-35 станет основным экспортируемым боевым самолетом России. Объем военных заказов завершившегося салона пока достаточно скромен: по официальному сообщению «Рособоронэкспорта», с Белоруссией заключен контракт на поставку пяти боевых машин из состава зенитного ракетного комплекса «Тор-М2К», с Иорданией — на поставку парашютных платформ П-7, с испанской компанией HISDESAT Servicios Estratégicos S.A. — на запуск космического спутника PAZ. Впрочем, переговоры с потенциальными заказчиками продолжаются.
 
«Если сравнивать с предыдущими авиасалонами в Жуковском, то могу отметить, что интенсивность переговоров остается на высоком уровне. Много встреч прошло с партнерами из стран Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Сегодня "Рособоронэкспорт" реализует комплексную маркетинговую стратегию по расширению военно-технического сотрудничества с государствами этих регионов, и мы видим устойчивый интерес к российскому оружию, в том числе к авиационной технике и средствам ПВО» — отметил руководитель российской делегации на выставке, первый заместитель генерального директора «Рособоронэкспорта» Иван Гончаренко.
 
Коррекция маркетинговой стратегии способна сохранить России рост объемов военного экспорта в ближайшие годы, до массового выхода на рынок новейших разработок отечественного ОПК. Для тех, кто смотрит на МАКС глазами зрителя или журналиста, это означает шанс на резкое повышение информированности: чтобы что-то продать на тесном и конкурентном рынке, про товар придется много и интересно рассказывать.
 



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer