Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Экономия времени


4 августа 2015 года Илья Крамник, Lenta.ru


1 августа 2015 года в России заступил на боевое дежурство новый вид вооруженных сил: Воздушно-космические силы (ВКС). 3 августа об этом объявил министр обороны Сергей Шойгу. Разговоры о создании нового вида ВС шли давно, однако единого мнения по этой проблеме пока не сложилось.

В поисках единого командования
 
«Формирование ВКС путем соединения Военно-воздушных сил и Войск воздушно-космической обороны является оптимальным вариантом совершенствования системы воздушно-космической обороны страны. Это позволяет, в первую очередь, сосредоточить в одних руках всю ответственность за формирование военно-технической политики по развитию войск, решающих задачи в воздушно-космической сфере, во-вторых, за счет более тесной интеграции повысить эффективность их применения, в-третьих, обеспечить поступательное развитие системы воздушно-космической обороны страны», — так прокомментировал создание нового вида ВС глава военного ведомства. Для лучшего понимания сказанного можно вспомнить историю преобразований в данной сфере.
 
История войск ПВО как самостоятельного вида вооруженных сил началась вскоре после обретения самостоятельности Военно-воздушными силами, до 1946 года входившими в состав Красной Армии (ВВС РККА) и по итогам изучения опыта войны выделенными в полноправный вид ВС.
 
Практически одновременно за океаном самостоятельность обрели ВВС США, до 1947 года также числившиеся в качестве армейской авиации. Дальше развитие пошло разными путями: реалии холодной войны и постоянная угроза удара с использованием сотен стратегических бомбардировщиков с ядерным оружием на борту заставили СССР уделять повышенное внимание проблемам ПВО. В 1948 году силы ПВО были выделены в самостоятельный род войск, объединивший авиационную составляющую (истребительная авиация) и наземную. В последнюю включались зенитная артиллерия (а затем зенитно-ракетные войска) ПВО и радиотехнические войска, отвечавшие за обнаружение целей близ границ СССР и в его воздушном пространстве.
 
В 1954 году, с формированием нового главного командования, силы ПВО стали полноправным видом вооруженных сил, выполняющим задачи независимо от ВВС, хотя в ряде случаев и во взаимодействии с ними. Истребительные авиаполки ВВС СССР, базировавшиеся на территории Советского Союза, также включались в систему противовоздушной обороны страны.
 
Развертывание баллистических ракет первых поколений и появление космических аппаратов привело к созданию и соответствующих защитных структур: в 1967 году в качестве рода войск в составе сил ПВО были выделены войска противоракетной и противокосмической обороны.
 
При этом нужно отметить, что в отличие от США, где наземная ракетная часть ядерной триады, как и военный космос, подчинялась военно-воздушным силам, в Советском Союзе эта составляющая военной машины развивалась иначе. РВСН СССР были выходцами из артиллерии сухопутных войск, и они же отвечали за военный космос, несмотря на то, что основная масса военных космонавтов и их руководителей были выходцами из ВВС.
 
Первые попытки вновь объединить управление ВВС и силами ПВО начались в конце 70-х годов, когда приграничные армии ПВО были подчинены руководству военных округов. Мотивация этого решения кроется в стремлении уменьшить число звеньев в системе боевого управления, однако практическая реализация реформы привела к резкому падению эффективности сил ПВО, что стало причиной возвращения к прежней структуре уже в 1986 году. Одним из последствий перетрясок системы ПВО считается дерзкий полет Матиаса Руста с приземлением самолета у стен Кремля в 1987 году.
 
В 90-х годах реформы продолжились, причем их процесс не всегда был логичным. Объединение ВВС и ПВО сопровождалось изъятием из состава ПВО войск ракетно-космической обороны, переданных в состав РВСН, которые вопросами ПРО никогда не занимались.
 
Противоракетные бастионы
 
Новый этап начался в 2001 году, когда из состава РВСН были выделены космические войска, в подчинении которых оказались и силы ракетно-космической обороны. В первой половине 2000-х о необходимости единого командования в аэрокосмической сфере говорили уже многие — прежде всего, основываясь на опыте американских кампаний на Балканах и в Персидском заливе, где успех действий ВВС все больше зависел от работоспособности созвездия космических аппаратов.
 
Еще в большей степени эта зависимость проявлялась в проблеме ПРО, обеспечение которой в принципе невозможно без работоспособной и устойчивой к возможному противодействию орбитальной составляющей.
 
В 2011 году в составе Вооруженных сил России на правах отдельного рода войск были сформированы войска воздушно-космической обороны. По факту ВВКО стали своеобразным территориальным оперативно-стратегическим командованием, отвечающим за ПВО и ПРО центрального района европейской части России с Москвой в центре. В их состав вошел собственно московский район ПВО с его двумя дивизиями зенитно-ракетных войск и система ПРО Москвы А-135.
 
Необходимо отметить, что в отличие от США в России никогда не формулировалась задача создания национальной (и тем более глобальной) ПРО, способной исключить ядерный удар по прикрываемой территории. Все поиски, как ранее, так и сейчас, были направлены на формирование структуры, способной своевременно обнаружить факт ракетно-ядерного удара и дать военно-политическому руководству время для выбора варианта ответа.
 
В наихудшем случае потери управления потребуется обеспечить гарантированный ответный удар с нанесением неприемлемого ущерба. Подобные требования четко определяют и прикрываемые объекты: ими становятся, во-первых, столичный регион, а во-вторых, в перспективе, позиционные районы РВСН и базы морских стратегических ядерных сил и дальней авиации.
 
Отчасти эта стратегия реализуется уже сейчас. Если взглянуть на карту развертывания основных группировок РВСН, то все они с наиболее вероятных направлений так или иначе прикрыты частями ПВО от удара авиации или крылатых ракет. Точно так же ПВО прикрывает и базы стратегических ракетоносцев ВМФ России. Вместе с тем перспектива развертывания нового поколения ударных средств, включая системы орбитального базирования, создаваемые в рамках программы Prompt Global Strike (PGS), требует нового поколения средств защиты, которые будут объединять функции ПВО и возможности ПРО.
 
В определенной мере этими возможностями уже обладают новейшие системы ПВО типа С-300В4 и С-400, в большей степени они должны быть реализованы в создаваемой системе С-500. В сочетании с работоспособной космической группировкой эти средства должны защитить российские ядерные силы на время, достаточное для нанесения ответного удара в случае большой войны, и снизить почти до нуля вероятность успешной ракетной атаки террористического типа, в том случае если баллистические ракеты подходящей дальности попадут в руки группировки наподобие «Исламского государства».
 
Единая структура, управляющая космической группировкой и ВВС, должна повысить ударные возможности боевой авиации, что становится особенно актуальным с принятием на вооружение нового поколения боевых самолетов, оснащенных высокоточным оружием. Эффективное применение такого оружия требует соответствующего роста возможностей спутниковой группировки и улучшения взаимодействия между собственно системой управления ВВС и космическими силами, которое должно вестись в реальном времени, что сократит до минимума цепочку передачи информации и приказов.
 
Впрочем, пока рано говорить о том, что реформа полностью завершена. Возникает вопрос, в частности, насколько оправданно сохранение в составе нового вида ВС армейской авиации. Она была передана ВВС еще в начале 2000-х годов, а в рамках новой структуры оказывается даже не на вторых, а на третьих ролях. Логичным развитием событий в новых условиях стала бы передача вертолетных полков и бригад в подчинение сухопутных войск.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer