Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Генпрокуратура вернула следователям дело об аварии "Протона-М"


14 сентября 2015 года Андрей Гридасов , Известия


Замгенпрокурора России Виктор Гринь отказался утверждать и направлять в суд обвинительное заключение по нашумевшему уголовному делу о крушении в июле 2013 года на космодроме Байконур ракеты-носителя «Протон-М» с тремя спутниками на борту, в результате чего государству был нанесен ущерб в 5 млрд рублей. Таким образом, Генпрокуратура сочла, что уголовное дело было расследовано некачественно. Материалы дела уже возвращены в Следственный комитет, который возобновил его расследование.

Следственный комитет сообщал о завершении расследования уголовного дела об аварии «Протона» с тремя навигационными спутниками «Глонасс-М» в мае 2015 года. На скамью подсудимых должны были отправиться сотрудники столичного Центра имени Хруничева, где производилась ракета: сборщик Александр Николаев и электромонтажник специзделий Денис Гришин, а также мастер-контролер Диана Гудкова. Им были предъявлены обвинения по ст. 216 УК РФ («Нарушение правил безопасности при ведении работ»). Кроме того, обвинение по ч. 1 ст. 293 УК («Халатность») было предъявлено начальнику военного представительства № 1653 Минобороны Марату Насибулину. 
 
Однако замгенпрокурора Виктор Гринь отказался утверждать обвинительное заключение по делу и вернул его обратно в Следственный комитет. 
 
— Я получил уведомление о том, что уголовное дело по обвинению Николаева, Гришина и Гудковой возвращено для производства дополнительного расследования. Расследование уже возобновлено. Мне также сообщили, что принятое решение я могу обжаловать, — рассказал «Известиям» адвокат Дианы Гудковой Алексей Курганов.
 
По его словам, следователь не объяснил ему основания, по которым Генпрокуратура «развернула» дело. По мнению адвоката, прокурорам могла не понравиться квалификация обвинения по «мягкой» статье 216 УК. 
 
В Следственном комитете и Центре имени Хруничева отказались прокомментировать «Известиям» ситуацию вокруг уголовного дела об аварии «Протона».  
 
Напомним, что серия госэкспертиз установила, что причиной аварии была нештатная работа на «Протоне-М» трех датчиков угловых скоростей. Это привело к тому, что система управления ракетой получала некорректные данные о ее ориентации в пространстве. Как выяснилось, при сборке ракеты в ноябре 2011 года датчики были установлены неверно — их перевернули на 180 градусов. 
 
Сами датчики производятся во ФГУП «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина» (ФГУП НПЦ АП), но устанавливаются на Ракетно-космическом заводе, входящем в состав столичного ГКНПЦ имени Хруничева. Следствие выяснило: в 2011 году именно Гришин, Николаев и Гудкова вмонтировали на ракету-носитель «Протон-М» датчики угловых скоростей в канале рыскания. 
 
Что касается Насибулина, то, по версии следствия, вина его заключается в том, что он распорядился исключить из соответствующего перечня так называемую военную приемку. Ранее на заводе действовала двойная система контроля — после штатных контролеров оборудование и качество сборки еще проверяла и военная приемка. По версии следствия, Насибулин руководствовался тем, что в последние годы при установке таких приборов нарушений не было, а кроме того, на предприятии прошло сокращение штатов. 
 
Гудкова пояснила следователям, что помимо снижения уровня контроля упразднение военной приемки привело к повышенной нагрузке на штатных сотрудников предприятия, что сказывалось на эффективности их работы.
 
Об этом же говорил в мае 2015 года и официальный представитель СКР Владимир Маркин. По его словам, на качество работ повлияло и то, что в 2009–2011 годах в центре произошло увеличение доли малоопытных сотрудников с одновременным ростом количества сотрудников предпенсионного возраста и все это происходило в условиях роста объема производства, увеличения количества заказов.
 
За время следствия Гришин и Николаев лишь частично признали свою вину. Гудкова отвергала обвинения: по ее словам, когда она принимала работу сборщиков, датчики были установлены правильно, о чем она внесла соответствующую запись в журнал. 
 
В апреле 2015 года Диана Гудкова подала следствию ходатайство о применении к ней амнистии к 70-летию Победы. Она могла быть амнистирована по возрасту — ей 55 лет. Кроме того, статья обвинения предусматривает максимальное наказание до трех лет лишения свободы, что также подпадает под амнистию. Однако в мае следователь по делу отказал Гудковой в амнистии, сославшись на то, что она не признает себя виновной. По мнению адвоката, таким образом следователь оказывал давление на его подзащитную, заставляя взять вину на себя. Курганов обжаловал это решение в Басманном райсуде, но проиграл. Примечательно, что прокуратура была не против амнистии для Гудковой.  Теперь он собирается обжаловать решение следователя в Мосгорсуде.  
 
Напомним, что «Протон-М» с тремя аппаратами «Глонасс-М» стартовал с Байконура 2 июля 2013 года в 06.38 мск. Однако почти сразу после отрыва от стартового стола ракета резко отклонилась от траектории полета, начала распадаться в воздухе и после взрыва упала неподалеку от места старта. 
 
Ракета и спутники не были застрахованы, поэтому бюджету был причинен ущерб в 4,4 млрд рублей. Казахстан оценил ущерб от аварии в 13,6 млрд тенге (около $76 млн). Премьер-министр России Дмитрий Медведев в августе объявил выговор главе Роскосмоса Владимиру Поповкину за ненадлежащее выполнение своих обязанностей, а 10 октября он был отстранен от занимаемой должности. Поповкин выезжал на место крушения «Протона», где отравился парами гептила и заболел. 18 июня 2014 года он скончался.  
 
Роскосмос проводил собственное расследование — отрабатывалась техническая версия, а также человеческий фактор. К аварии могли привести отказ оборудования космодрома, проблемы с системой управления «Протоном», неправильная установка датчиков угловых скоростей, их неверное подключение, сбой в работе двигательной установки первой ступени, прогар трубопровода подачи окислителя. 
 
18 июля председатель аварийной комиссии замруководителя Роскосмоса Александр Лопатин огласил официальную причину падения «Протона-М». Отчет также был направлен первому замгенпрокурора России Александру Буксману.
 
 
 
 



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBj8wf
Смотрите тут - http://perevozki.youdo.com/garbage/container/4k/, варианты по ссылке.
Здесь http://courier.youdo.com/food-delivery/pitanie/, подробное описание тут.
Автомобильные перевозки: http://perevozki.youdo.com/country/geo/novokosino/ тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer