Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Вертолеты России взлетают над Поднебесной


14 сентября 2015 года Александр Волобуев, Lenta.ru


Российские винтокрылые машины, символ надежности и практичности, пользовались популярностью в Китае больше полувека назад. Но из-за политических разногласий советского руководства с китайскими «братьями по борьбе» двери в Поднебесную отечественным авиастроителям закрылись. А затем в самой России наступил период политических и социальных потрясений. Но в 2000-х сотрудничество возродилось, и сегодня новейшие российские «Ми» и «Ка» имеют все шансы получить значительную часть китайского рынка, оцениваемого в сотни миллиардов долларов.

Конкуренты Сикорского
 
В 1951 году на Казанском вертолетном заводе собрали первый отечественный Ми-1, который вскоре начали продавать за рубеж. Одним их главных направлений экспортных поставок стал Китай: армейская модификация этого вертолета Ми-1В активно использовалась для борьбы с вооруженными противниками Мао Цзэдуна.
 
В июне 1952 года в СССР поднялся в небо первый военно-транспортный вертолет Советской армии Ми-4, превосходивший по ряду параметров своего американского конкурента Sikorsky S-55 (создан на предприятии эмигрировавшего в США российского авиаконструктора Игоря Сикорского). Вертолет брал на борт 1600 килограммов груза или дюжину экипированных десантников.
 
С этой же машиной связано рождение китайского вертолетостроения — лицензионную сборку Ми-4 организовали в Харбине в 1957 году на предприятии Harbin Aircraft Manufacturing Corporation (входит в авиастроительную корпорацию AVIC). Консультировали китайских рабочих сотрудники Казанского вертолетного завода. В КНР Ми-4, получивший обозначение Harbin Z-5, совершил первый полет в декабре 1958 года, а в последующие полтора года было собрано еще 12 вертолетов. Вертолет предназначался в основном для военных, из-за чего и получил соответствующую базовую модификацию с гондолой под фюзеляжем с установленным на ней пулеметом. Бизнес-версию китайцы представили на выставке в Пекине в 1960 году. Гражданский транспортный вариант с квадратными окнами получил обозначение Xuanfeng. Вертолет Harbin Z-5 выпускался до 1980 года. Всего в Харбине собрали 545 воздушных машин, включая 88 пассажирских, семь сельскохозяйственных, 13 поисково-спасательных и два разведывательных. Harbin Z-5 до сих пор состоит на вооружении армии КНР.
 
В начале 1960-х годов начались поставки в Китай тяжелых вертолетов Ми-6, но охлаждение между СССР и КНР прервало сотрудничество двух стран. Взаимодействие во всех сферах забуксовало в конце 1950-х, и вскоре компартии СССР и КНР официально разорвали отношения. Никита Хрущев и Мао Цзэдун разошлись в своем видении дальнейшего политического курса двух держав. Китай не устраивало сближение Советского Союза с США и политика сдерживания развития вооружений, включая ядерные. СССР был недоволен вооруженными конфликтами Китая с Индией после присоединения Тибета (многие участки границы оказались спорными). В 1960-м, после того как Мао отказался по приглашению Хрущева посетить Москву, СССР разослал компартиям мира письмо, в котором назвал политику КНР гегемонистской и авантюрной. Конфликт усилился на фоне культурной революции в Китае в середине 60-х и вооруженного конфликта на острове Даманский в 1969 году.
 
Вышли из кризиса
 
Диалог между Россией и Китаем стал налаживаться в 1990-е, но первые крупные поставки вертолетов состоялись лишь в 2000-х. Спрос с китайской стороны подстегивала развернутая в Поднебесной программа экономических реформ, направленная на модернизацию экономики КНР.
 
Российские же вертолетостроительные заводы после «лихих девяностых» были на грани финансового краха. Для вывода их из кризиса в 2006 году российское правительство решило объединить сохранившиеся активы в единый холдинг, создав «Вертолеты России». В его состав вошли конструкторские бюро, вертолетостроительные заводы, предприятия по выпуску и ремонту комплектующих, а также сервисная компания. Таким образом сложилась единая структура для работы с иностранными заказчиками. Крупнейшим импортером российских машин вновь стал Китай: в августе 2011 года модель Ка-32 «Вертолетов России» выиграла тендер на поставку для служб по борьбе с чрезвычайными ситуациями Китая, затем с китайской Poly Technologies заключили крупные экспортные контракты на Ми-171Е. Всего было поставлено 84 вертолета производства Улан-Удэнского авиационного завода. В результате китайский парк Ми-17 достиг 160 единиц. Вертолеты для Китая получили двигатели повышенной мощности, модернизированную трансмиссию, дополнительные топливные баки и оборудование для работы в условиях высокогорья.
 
Исполнение контракта по Ми-17 закончилось лишь летом прошлого года. Тогда же, в июне 2014-го, «Вертолеты России» подписали с китайской Lectern Aviation Supplies новый контракт — на поставку тяжелого транспортного вертолета Ми-26ТС. «Вертолет будет эксплуатироваться в интересах лесного хозяйства провинции Шаньдун. В настоящее время коммерческими компаниями КНР эксплуатируется три таких вертолета. Один из них находится в вертолетном парке Qingdao Helicopter, два — у компании China Flying Dragon», — рассказали «Ленте.ру» в пресс-службе «Вертолетов России». Российские Ми и Ка участвовали в ликвидации последствий сильнейшего землетрясения в провинции Сычуань в апреле 2013-го — вертолет был единственным средством доставки грузов. «Российские машины в сложнейших условиях высокогорья безотказно перевозили людей, медикаменты, гуманитарную помощь, строительные материалы и другие грузы, заслужив искреннюю благодарность китайских пилотов», — отметили в холдинге.
 
Вкусный китайский пирог
 
В Китае сегодня самый перспективный рынок вертолетной техники. С одной стороны, страна сохраняет высокие темпы экономического роста, с другой, китайские власти проводят реформу управления воздушным движением с целью либерализации полетов авиации общего назначения — самолетов и вертолетов, не принадлежащих коммерческим авиакомпаниям. По оценкам Государственной администрации гражданской авиации Китая (СААС), объем рынка авиации общего назначения после открытия воздушного пространства на малых высотах может достичь триллиона юаней (157 миллиардов долларов). И это не считая высокого спроса на вертолеты со стороны китайских коммерческих компаний и госслужб. Журнал Aviation Week прогнозирует в ближайшие годы рост спроса в Китае на вертолеты для VIP-перевозок, медицинской эвакуации и на многоцелевые машины. Крупнейшими заказчиками вертолетной техники станут местная полиция, МЧС и компании нефтегазового сектора.
 
В холдинге «Вертолеты России» сообщили «Ленте.ру», что намерены воспользоваться ситуацией — продвигать на китайском рынке самые современные модели вертолетов, включая Ка-226Т и Ми-171А2. В рамках международной выставки China Helicopter Exposition, состоявшейся 9-13 сентября в Тяньцзине, российские вертолетостроители обсудили с китайскими партнерами перспективы создания в КНР сети центров технического обслуживания и ремонта вертолетов российского производства. В таких центрах заинтересованы AVIC и CITIC Offshore Helicopter, Avicopter, Poly Technology, ГМЗ «Цзиньцзян». Российскому холдингу также предложили организовать центры сервисного обслуживания вертолетов «Ка» в Шанхае. В итоге российский холдинг не только благополучно вернулся на китайский рынок, но и имеет весьма неплохие перспективы занять на нем лидирующее положение.
 
Китай уже является одним из крупнейших операторов вертолетов российского производства: китайский парк вертолетов типа Ми-8/17 насчитывает более 350 машин. Но эта страна интересует «Вертолеты России» не только как рынок сбыта: РФ и КНР совместно разрабатывают новый гражданский тяжелый вертолет. По оценкам экспертов, спрос на эту машину в Китае может превысить 200 единиц до 2040 года. Российский холдинг и китайская AVIC уже сформировали технические требования. Планируется, что взлетная масса вертолета может составить 38 тонн, максимальная коммерческая нагрузка внутри кабины — 10 тонн, на внешней подвеске — 15. Конструкторы рассчитывают создать вертолет, приспособленный для круглосуточной эксплуатации в жарком климате, в условиях высокогорья, при любой погоде. Генеральный контракт участники проекта планируют подписать до конца 2015 года.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBSFJu
Смотрите тут - http://courier.youdo.com/, в Москве.
Смотрите здесь - http://courier.youdo.com/gifts-delivery/, посмотреть.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer