Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


День Победы: русские летчики в небе Британии


15 сентября 2015 года Александр Аничкин, БФМ.ru


День Победы, еще один. Сегодня отмечают День Битвы за Британию. Он празднуется 15 сентября Англией, нашим союзником в годы Второй мировой войны, как одна из самых славных страниц в отечественной истории. В этот день в 1940 году, 75 лет назад, состоялось решающее воздушное сражение между Люфтваффе Геринга и Королевскими военно-воздушными силами (RAF) Англии. Оно покончило с немецкими планами вторжения на Британские острова.

А были ли русские герои среди защитников британского неба? Оказывается, да.
 
Мы в этом году широко отметили 70-летие Победы над гитлеровской Германией, отмечали и наши союзники. В Европе и Америке — в мае, а в сентябре прошло празднование Дня Победы и окончания Второй мировой войны на Дальнем Востоке, включая и грандиозный парад в Пекине.
 
Между тем есть еще одна блестящая годовщина — победа Британии над Гитлером летом и осенью 1940 года. Для нас война тогда еще вроде как не началась, потому что с сентября 1939 года она была, как нас долго учили, империалистической, несправедливой. Немцы напали на вражескую Польшу, а «умиротворители» англичане и французы, союзники поляков, вынужденно, согласно договору, объявили войну, но воевать толком не стали. На Западе шла по-английски phoney war (фальшивая война), по-немецки Sitzkrieg (сидячая война). В советской историографии она известна как «странная война».
 
СССР за несколько дней до нападения Германии на Польшу заключил с Берлином договор о ненападении — пакт Молотова — Риббентропа. Вскоре между Сталиным и Гитлером прошел свой империалистический раздел: поделили восточную Европу между собой. Польшу, Прибалтику, еще кое-что. Затем немецкий военный каток прокатился по Франции, и на год, с мая 1940-го до июня 1941-го, Англия оставалась единственной страной в мире, противостоявшей гитлеровской Германии.
 
Гитлер рассчитывал быстро расправиться и с Англией. Для переправы через Ла-Манш нужно было завоевать превосходство в воздухе, это поручили Герингу. Люфтваффе планировала за четыре дня уничтожить британскую истребительную авиацию и свободно бомбить.
Битва, вопреки расчетам германского командования, растянулась на три с лишним месяца, с июля по сентябрь 1940 года. Немецкие ВВС потеряли в ней, по разным подсчетам, от четверти до половины пилотов, еще больше машин — истребителей и бомбардировщиков.
До победы Красной армии под Москвой в конце 1941 года и американской катастрофы Перл-Харбора оставалось еще больше года, но было ясно — просто так не пройдет, можно добиться перелома. Гитлеровцы споткнулись.
 
В сентябре наступил окончательный поворот: 15-го числа Люфтваффе обрушилась на Англию в две волны по 250 бомбардировщиков, прикрываемых сотнями Messerschmitt. Летчики королевских ВВС, включая поляков, чехов, бельгийцев и французов, на своих Spitfire и Hurricane сбивали по два-три немецких самолета на каждый потерянный свой. Польские эскадрильи тогда прославились — били в упор, наверняка, самыми результативными были. Многим пилотам приходилось делать по несколько вылетов в день. Еще: средний возраст летчиков-истребителей был тогда двадцать лет.
 
Через два дня Гитлер отменил операцию вторжения на Британские острова и переключился на план «Барбаросса» — вторжение в СССР. Что четыре года спустя и привело к краху нацистской Германии.
 
В летописи британских ВВС — и еще английского спорта — одним из героев остался наш князь Александр Оболенский. Его семья бежала из России после революции и осела в Англии. Князь учился в Оксфорде. У него было две страсти: регби и авиация. В регби он стал легендой, его до сих пор считают лучшим регбистом всех времен и народов. В ВВС Оболенский летал на истребителях. Молодой князь погиб в самом начале Битвы за Британию — в аварии на аэродроме. Ему тогда было 24 года. В английском городе Ипсвич ему в 2009 году поставили памятник на средства, собранные местной общественностью, газетой The Daily Telegraph и пожертвованные Романом Абрамовичем.
 
Другого, совсем не титулованного героя той битвы можно найти в мемориальных списках. Это сержант Комаров. Komaroff, как тогда записывали на французский манер. Британский гражданин с российскими, еврейскими и немецкими корнями из Шанхая, Комаров родился в 1917 году в Китае. Его отец был коммерсантом, русским евреем, мать — немецкой еврейкой. Комаров вырос и закончил школу в Англии, потом снова работал в Китае. Перед войной Леннер Аксель Комаров вернулся в Англию, прошел летную подготовку и стал сержантом — военнослужащим ВВС. Пулеметчиком на истребителях-перехватчиках Defiant он прошел всю Битву за Британию. Defiant тогда были «ночными ведьмами» — грозой немецких бомбардировщиков, постепенно переключавшихся с дневных на ночные вылеты.
Комаров воевал всю войну почти до победы. Он погиб во время боевого вылета над Голландией в сентябре 1944 года. Он, тогда уже лейтенант ВВС, похоронен на кладбище небольшого городка в Нидерландах Берген-оп-Зом.
 
Когда стало ясно, что Англия выигрывает, Черчилль произнес свое знаменитое: «Никогда еще в истории человеческих конфликтов столь многим столь многие не были обязаны столь немногим».
Такая вот у нас общая история победы.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer