Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Санкции АП: Порошенко подписал смертный приговор "Мотор Сичи"


18 сентября 2015 года Диана Михайлова , РИА Новости Украина


По-видимому, авторы документа предполагали, что нанесут серьезный ущерб большому ряду российских предприятий, включая те, что входят в оборонно-промышленный комплекс Российской Федерации, хотя под рикошет от удара попадает, прежде всего, крупнейшее украинское частное предприятие "Мотор Сич". Из текста приложения к указу следует, что под санкции попали заводы вертолетного кластера, являющиеся основными потребителями продукции запорожского АО "Мотор Сич", а именно — различных модификаций вертолетных двигателей ТВ3-117 и вспомогательных силовых установок АИ-9В.

В частности, в ограничительном перечне фигурируют ОАО "Вертолеты России", ОАО "Вертолетная сервисная компания", ОАО "Казанский вертолетный завод", ОАО "Кумертаусское авиационное производственное предприятие", ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод", выпускающие вертолеты Ми-8, Ми-24, Ми-35, Ми-17, Ми-171, Ми-28, Ка-31, Ка-32 и Ка-52 всех модификаций, которые оснащаются двигателями производства "Мотор Сич".
 
За прошлый год выпущено около 300 таких вертолетов, на которые было установлено не менее 600 двигателей. На протяжении всех лет независимости основные перспективы "Мотор Сич" были связаны с российским рынком вертолетов, устойчивый рост которого являлся залогом процветания украинского предприятия. Заключенные договора позволяли запорожцам из года в год наращивать объемы производства, параллельно пытаясь диверсифицировать свою деятельность. 
 
Президент АО "Мотор Сич", генеральный конструктор, Герой Украины, народный депутат Украины (5-го — 7-го созывов), заместитель председателя комитета Верховной Рады Украины по вопросам промышленной и инвестиционной политики Вячеслав Богуслаев еще в апреле 2014, комментируя заявление первого вице-премьера Украины Виталия Яремы о намерении прекратить военно-техническое сотрудничество с Россией так оценил их долю: "Российские заказы это 40% наших объемов. Из 1000 двигателей ежегодно поставляется в Россию — 400 двигателей: 200 напрямую, а 200 через фирму Климова". Кстати, ЗАО "Двигатели "Владимир Климов — Мотор Сич" (РФ), в которой запорожцам принадлежит 20%, в санкционном списке отсутствует, что оставляет робкую надежду на продолжение выполнения хотя бы уже заключенных контрактов, чтобы избежать штрафных санкций и неустоек. Вторым по размеру доходов источником является ремонт авиационных двигателей.
 
По словам Богуслаева: "В 2012 г. все авиаремонтные предприятия Минобороны России отремонтировали около 2 тысяч двигателей, и половину из них — украинского производства". Действительно, значительный объем ремонтных работ на двигателях производства "Мотор Сич" выполняется авиаремонтными заводами РФ: ОАО "218 АРЗ" (г. Гатчина, Ленинградская обл.), ЗАО "Двигатели "ВК-МС" (г. Москва), ОАО "150 АРЗ" (г. Люблино-Новое, Калининградская обл.), ОАО "121 АРЗ" (п. Старый Городок, Московская обл.), ОАО "570 АРЗ" (г. Ейск), ООО "Авиаремонтное Предприятие "Мотор" (г. Омск), ОАО "12 АРЗ" (г. Хабаровск), ОАО "ААРЗ" (г.Арамиль), ОАО "123 АРЗ" (г. Старая Русса), ОАО "РЗГА № 412" (г. Ростов-на-Дону). Ни один из них не попал в санкционный список, что также оставляет возможность продолжить кооперативное сотрудничество.
 
Кроме того, по словам Богуслаева: "Мы построили шесть техцентров за границей. И мы не тащим каждый раз двигатель на Украину, чтобы заменить лопатку, форсунку, коллектор. Эксплуатанты требуют, чтобы это было у них, и мы делаем. У нас они в Алжире, Египте, Индии, ОАЭ, Судане. Все довольны, поэтому и берут нашу технику, а наши люди обучают местных специалистов".
 
Одним из них был также попавший "под раздачу" технический центр ООО "Борисфен-Авиа" (г. Москва), который на 14% принадлежит "Мотор Сичи", а его руководитель Петр Кононенко одновременно возглавляет и московское представительство запорожского предприятия. Впрочем, вне списка осталось ООО "Авиаремонт — МС" (РФ), в котором запорожцам принадлежит 24%, и о котором Богуслаев говорил так: "мы создали СП "Авиаремонт-Мотор Сич" и обеспечиваем ремонт доброй половины двигателей… напрямую отдали на четыре завода технологию, помогли оснасткой и поставляем запчасти без посредников.
 
Срок контрактов, заключенных АО "Мотор Сич" и МО РФ теперь увеличился до трех лет с возможностью пролонгации. Ранее контракты были не "сквозные" и заключались на один год, а выполнение обязательств по ним усложнялось из-за продолжительной процедуры оформления завоза продукции через "Рособоронэкспорт".
 
Очевидно, что для предприятий холдинга "Вертолеты России" вводимые санкции будут болезненными, но не смертельными. Останется возможность работать как с отремонтированными внутри РФ двигателями, так и с новыми, получаемыми по "серым схемам" через совместные предприятия и оффшорные компании. Сложнее ситуация у "Мотор Сичи": в 2014 году чистый доход компании достиг 9,744 млрд. грн., а чистая прибыль —1,547 млрд. грн., при этом удельный вес авиатехники в реализованной продукции сосатвил 91,7 %, а доля экспорта в доходе от реализованной продукции — 95%. В 2015 г. "Мотор Сич" уже отправил на российские предприятия более 250 двигателей типа ВК-2500 и ТВ3-117 различных модификаций, что составило больше половины экспорта предприятия. Исчезновение российского заказа очень больно ударит не только по запорожцам (всего в АО трудится более 40 тыс. человек), но и по бюджету Украины. Президент "Мотор Сичи" это подтверждает: "Мы в 2013 году заплатили миллиард гривен налогов. Это серьезная сумма. Это почти 100 млн. долл. при обороте 1 млрд. долл. Это же серьезное дополнение к бюджету. К нам поступило обращение, чтобы мы ни в коем случае не сокращали рабочие места, а наоборот увеличили. Потому что это социальный заказ, мы должны выполнять наши обещания перед трудящимися, перед простыми людьми".
 
Не поможет и выросший военный бюджет, так как, по словам Богуслаева: "5-6% заказов — наши внутренние потребности. Мы делаем новые двигатели для Министерства обороны Украины. Мы переоснастили новыми двигателями почти все вертолеты Минобороны", а потери от перекрытия российского импорта составят от 40 до 70%. Кроме того, не стоит недооценивать и ответных санкций. Доля российских комплектующих, готовых изделий и материалов в вертолетных двигателях достаточна, чтобы парализовать все производство "Мотор Сичи". Санкции вводятся сроком на 1 год, но для крупнейшего украинского частного предприятия, которым является "Мотор Сич", этого будет вполне достаточно для очень серьезных потерь.
 
Во-первых, штрафы и неустойки за непоставленную продукцию.
Во-вторых, недополученная прибыль.
В-третьих, замороженные оборотные средства, уже вброшенные в двигатели, которые невозможно отгрузить заказчику из-за санкций.
В-четвертых, необходимость нести текущие и накладные расходы, включая зарплату персоналу, загрузка которого упадет вдвое. О репутационных потерях даже не стоит и говорить.
 
Впрочем, суровость украинских законов всегда сглаживалась необязательностью их выполнения. Не исключено, что по доброй традиции ряд лиц из упомянутых в указе "Кабинета министров Украины со Службой безопасности Украины, при участии Национального банка Украины и Генеральной прокуратуры Украины", которым предписано "обеспечить реализацию и мониторинг эффективности персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)" просто станут немного богаче.
 
Основные заказы на поставку вертолетных двигателей в объеме около 400-600 штук в год плавно переместятся с российского направления на предприятия в Беларуси, Китае и ОАЭ, а украинский бюджет недополучит какой-нибудь миллиард-другой гривен. Разумеется, реальное выполнение непопулярных решений по вопросу военно-технического сотрудничества со стороны украинских властей окажет значительное влияние как на российское вертолетостроение, так и на социальную ситуацию внутри Украины. Кроме того, значительный ущерб понесет как ведущее украинское частное предприятие, так и наполняемый им украинский бюджет. Любопытно, кто все-таки подсказал Порошенко столь самоубийственный для страны ход?



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer