Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Воздушные бои: Су-35 и Т-50 ПАК ФА против F-15 и F-22A


18 сентября 2015 года Илья Щеголев, Российская газета


На днях авторитетный американский журнал "National Interest" сравнил звездные истребители России и США. В виртуальном поединке на страницах издания сошлись Су-35 против F-15 и Т-50 против F-22A. В обоих случаях вера в американские машины была поколеблена, а ведь еще совсем недавно господство в воздухе "звезднополосатых" истребителей ни у кого в Америке сомнений не вызывало. Посмотрим, что же заставило экспертов переменить свое мнение.

Су-35 и F-15 "Eagle"
 
Начнем с того, что F-15, гордость американского неба, находится на службе уже почти 40 лет! Да, за эти годы машина претерпела множество доработок и модификаций, но факт остается фактом - этой пожилой даме косметикой возраст не скрыть. Су-35 официально в ВВС России находятся чуть больше 1,5 лет.
 
Российский истребитель является представителем поколения 4++, а это значит, что по характеристикам он практически сравнялся с уникальными истребителями пятого поколения. Такая прыть для F-15 недостижима даже просто конструктивно. "Орел" не обладает фактором "сверхманеренности" - качества, которое позволяет самолету оставаться управляемым и устойчивым при закритических углах атаки. Чуть выигрывая у Су-35 в максимальной скорости (2650 километров в час против 2500), F-15 безнадежно проигрывает по части ускорения или форсажа. В реальном бою против Су-35 американец бы выглядел нерасторопным и неловким, а все потому, что 2 двухконтурные турбореактивные двигатели "АЛ-41Ф1С" российского истребителя по факту являются двигателями для машины пятого поколения.
 
На истребителях установлены радиолокационные станции разных типов. Су-35 обладает РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 "Ирбис", а F-15 оборудуется радаром с активной фазированной антенной Raytheon APG-63 (v) 3 . На бумаге предпочтительнее выглядит последний, но российский истребитель имеет значительное преимущество в области пассивных сенсоров и инфракрасной оптико-локационной системы.
 
Наверное, самое большое преимущество Су-35 над F-15 кроется в средствах радиоэлектронной борьбы. Даже автор статьи в "National Interest" признает:
 
"Су-35 имеет очевидный козырь - цифровую систему радиоэлектронного подавления с технологией цифрового запоминания. Эта система способна одурачить ракеты AIM-120 AMRAAM F-15 и, вероятно, для попадания по российскому истребителю их понадобится значительно больше".
 
На деле же мы имеем в некоторой степени "неуязвимость" Су-35, по крайней мере, до того момента, пока истребитель не окружен парой звеньев F-15.
 
Количество (22) и разнообразие (Р-27ЭР, Р-27Т, РВВ-АЕ, Р-73, и это только противовоздушные!) ракет в арсенале Су-35 заставляет понервничать пилота американского истребителя. Ко всему прочему F-15 имеет морально устаревшую систему защиты от ракет "воздух-воздух" - вот к чему приводит почивание на лаврах и долгая уверенность в собственном превосходстве.
 
Отметим, что свою заинтересованность в приобретении Су-35 уже долгое время обозначают Индонезия, Китай и страны Латинской Америки.
 
Т-50 ПАК ФА и F-22 "Raptor"
 
Другим объектом сравнения стали истребители пятого поколения двух стран. F-22 на вооружении американских ВВС находится с 2005 года, а ПАК ФА поступит в части в 2016 году.
 
Подход к созданию заветной "пятерки" у двух стран сильно различается. F-22, как и его младший брат F-35, ставит во главу угла малозаметность и общую динамику движения самолета. Совокупность такого развития привела к практически полной автоматизации процесса, личные качества пилота и виртуозная техника владения машиной отодвинулись на второй план, все свелось к автоматике - "нажал кнопку - убил".
 
Российские же конструкторы от такого "конвейера" отказались. Главной идеей машины стала сверхманевренность. Об этом в статье говорится с нескрываемым сожалением:
 
"Если у F-22 и есть преимущества по характеристикам малозаметности, то русский истребитель даст ему фору по маневренности. Т-50 оснащен трехмерным управляемым вектором тяги, и очевидно, что это даст ему значительный плюс в области маневров".
 
Помимо удивительной подвижности, это качество дает и более совершенную систему наведения бортового оружия, когда им можно прицелиться и вне направления движения. Этот боевой прием называется "заход в заднюю полусферу противника", является одним из азов воздушного боя и берется за основу российскими проектировщиками. Уникальный двигатель для самолета был разработан НПО "Сатурн". Он имеет единственную в своем роде плазменную систему зажигания, что позволяет развивать сверхзвуковую скорость без форсажа и имеет цифровую систему управления. Этот двигатель обладает повышенной силой тяги по сравнению с двигателями предшественников, что как нельзя лучше помогает раскрыть главный козырь Т-50 - маневренный бой.
 
За счет худшей маневренности F-22 имеет большие проблемы с поражением целей, находящихся вне вектора движения. В реальном бою заход в заднюю полусферу корпуса американца будет означать для последнего верную гибель.
 
Максимальная скорость ПАК ФА выше его американского коллеги - 2600 против 2410 километров в час.
 
Не забывают упомянуть в материале и о новом шлеме пилота: "У русских также может быть смонтированная в шлеме система отображения информации".
 
Действительно, наиболее важная информация будет поступать на стекло шлема пилота напрямую. Также летчик получает все данные о состоянии самолета, наведении на цель, окружающей обстановке на двух многофункциональных индикаторах МФИ-35. Помимо них есть еще несколько индикаторов меньшего размера, которые дают исчерпывающую информацию о ситуации внутри и за бортом. За все это отвечает специальная интеллектуально-интуитивная бортовая система Т-50.
 
Если говорить об "интеллектуальной" системе F-22, то стоит вспомнить о двух падениях истребителя, когда система оповещения и информирования противоречила сама себе и ставила пилота в тупик. Т-50 имеет в арсенале передовую систему оптико-локационного обнаружения и новый радар на ее базе "ОЛС-50М". Его преимущество над заокеанскими радарами, в особенности над радаром F-22, признается мировыми экспертами. Также НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова разработало многофункциональную интегрированную радиоэлектронную систему с активными фазированными решетками. Для непосвященного эта информация почти ничего не значит, но именно эта система может стать козырем в современном воздушном бое. Ведь чем раньше замечена цель, тем больше времени на ее захват и выбора средств противодействия. Помимо этого в крыльях самолета установлена станция активной обороны "Гималаи", которая способна создавать помехи вражеским радарам и вести радиолокацию.
 
Вооружение у истребителей схожее, а его список довольно условен. Оба самолета несут в себе ракеты "воздух-воздух" и "воздух-земля". В 2014 году было объявлено о создании целого арсенала ракет и бомб для ПАК ФА. Разнообразие снарядов позволит еще более гибко использовать машину в небе.
 
Сомнения американских экспертов в собственном воздушном превосходстве не случайны. Долгое время наличие самолетов пятого поколения рассматривалось ими как знак полного превосходства. Но, похоже, настают другие времена. Король умер. Да здравствует король!



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBsUL5
Здесь http://perevozki.youdo.com/city/cargo/, выбирай нас!
Автомобильные перевозки: http://perevozki.youdo.com/passenger/cars/minivans/, рекомендуем!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer