Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


МАКС по максимуму


2 сентября 2015 года Наталья Калюжная , Экономика и Бизнес


С 25 по 30 августа на подмосковном аэродроме «Жуковский» состоялся международный авиакосмический салон МАКС-2015. Слёт авиаторов, по заявлению федеральных экспертов, в этом году отличала некоторая скромность экспозиций — при серьёзных затратах на оборонную промышленность сделана ставка не на внешний пиар, а на модернизацию производств, закладывающую фундамент будущей эффективности российской промышленности. Определённое влияние оказала и санкционная война, сократившая число зарубежных посетителей выставки. Тем не менее, для пермяков «кризисный» МАКС оказался очень удачным.

По мнению экспертов, на этом авиасалоне явно проявились результаты проводимой краевыми властями кластерной линии в развитии промышленности. Одним из ярких результатов МАКСа для пермяков можно назвать достижение принципиальной договорённости между губернатором Пермского края Виктором Басаргиным и генеральным директором ГК «Роскосмос» Игорем Комаровым о том, что именно В Пермском крае будет базироваться серийное производство двигателя РД-191 для перспективных экологически чистых ракет-носителей «Ангара».
 
Пермяки на взлёте
 
Пермский край презентовал на МАКСе промышленный кластер ракетного двигателестроения «Технополис «Новый Звездный» и Региональный центр инжиниринга, созданный в рамках этого кластера. В работе авиационно-космического салона МАКС-2015 приняли участие ОАО «Протон-ПМ», НПО «Искра», ОАО «Авиадвигатель», ОАО «Пермский моторный завод», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ).
 
Новейшие разработки в области ракетного и авиационного двигателестроения были представлены пермскими предприятиями на стенде Роскосмоса. В оформлении стенда была использована символика Первого пермского инженерно-промышленного форума, прошедшего в Перми прошлой осенью по инициативе губернатора. Форум стал масштабной площадкой для обсуждения перспектив отечественной промышленности и модернизации российской экономики. «В ноябре этого года в Перми вновь состоится второй инженерно-промышленный форум», — отмечают в пресс-службе краевой администрации, подчеркивая важность этого мероприятия для инновационного развития региона.
 
Приятно, что на стенде АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (объединяет более 85% активов авиастроительной отрасли и является дочерней компанией Объединенной промышленной корпорации «Оборонпром»), по признанию самих представителей ОДК, ключевым экспонатом стал именно пермский перспективный двигатель ПД-14 для пассажирского самолета МС-21.
 
Александр Артюхов, генеральный директор АО «ОДК»:
 
— Замещение двигателей иностранного производства — одна из важнейших задач, стоящих перед нами сегодня и предполагающая развитие всей продуктовой линейки холдинга, а также серьезную модернизацию опытного и серийного производства. Являясь высокотехнологичной компанией, объединяющей в себе управление всеми стадиями жизненного цикла выпускаемых изделий, мы планируем выполнять эту работу на основе уже реализуемых ОКР по двигателям, вариантов их модернизации, а также семейств двигателей на базе универсальных газогенераторов.
 
По информации ОДК, к таким проектам относится двигатель ПД-14 . «Двигатель ПД-14 — «первенец» в семействе двигателей тягой 9-18 тонн на базе унифицированного газогенератора, на основе которого можно создать целую линейку перспективных изделий. На стенде Объединенной двигателестроительной корпорации ПД-14 — ключевой экспонат. Впервые для широкой аудитории двигатель ПД-14, изготовленный уже в типовой конструкции, представлен с реверсивным устройством и элементами мотогондолы, которая разработана конструкторами ОАО «Авиадвигатель» с применением композиционных материалов».
 
По словам создателей перспективного двигателя, после завершения работы МАКС-2015 ПД-14 предстоит пройти сертификационные испытания на заброс мелкой и средней птицы, а также обрыв лопатки вентилятора. В процессе создания двигателя ПД-14 были разработаны и освоены 16 передовых и «критических» технологий, в том числе, изготовление облегченной пустотелой широкохордной лопатки из титанового сплава ВТ6, создание звукопоглощающих конструкций из композиционных материалов и металлов и пр. «Благодаря использованию в конструкции изделия современных материалов и компоновочных решений двигатель соответствует современным мировым требованиям по расходу топлива, эмиссии вредных веществ, шуму на местности, надёжности, безопасности, ресурсным, эксплуатационным и экономическим показателям. ПД-14 не уступает по заявленным характеристикам современным зарубежным аналогам», - отрекомендовали пермский двигатель на сайте ОДК.
 
«Впереди хорошее время»
 
В рамках МАКСа пермскими властями было заключено сразу несколько принципиальных договорённостей. В частности, достигнуто соглашение о том, что серийное производство двигателя РД-191 для перспективных экологически чистых ракет-носителей «Ангара» будет развиваться в Перми.
 
Как сообщил по итогам авиасалона губернатор Пермского края Виктор Басаргин, с 2017 года начнется поэтапное увеличение поставок товарных РД-191, а с 2022 года ПАО «Протон-ПМ» должно стать главным изготовителем двигателя для ракет нового поколения. Предполагается, что контракт с «Роскосмосом» будет подписан уже в ближайшее время.
 
«Это загрузка предприятия «Протон-ПМ», как минимум, до 2025 года, а также огромный объем инвестиций в нашу промышленность (около 15 млрд руб.) и сотни высокотехнологичных рабочих мест. В ближайшее время мы подпишем инвестиционный контракт с госкорпорацией (Роскосмос, — ред.), в котором укажем определенные налоговые преференции на стадии освоения производства, тем самым создав основу для реализации масштабного инвестиционного проекта», — прокомментировал соглашение Виктор Басаргин.
 
Генеральный директор ГК «Роскосмос» Игорь Комаров, в свою очередь, отметил ключевую роль Пермского края в федеральных программах по развитию двигателестроения и космического ракетостроения.
 
Гендиректор ГК «Роскосмос» Игорь Комаров:
 
— У нас большие программы по развитию двигателестроения и космического ракетостроения. Пермский край является одной из ключевых территорий в этих программах, и мы рассчитываем на их успешную реализацию. Безусловно, этому способствует то внимание, которое руководство края оказывает в плане социальной и кадровой поддержки кластеру «Технополис «Новый Звездный».
 
О том, что Роскосмос принял решение сконцентрировать серийное производство маршевых двигателей для перспективной ракеты-носителя «Ангара» на пермском предприятии «Протон-ПМ», а не на химкинском НПО «Энергомаш», разработавшем двигатель, стало известно ещё в 2013 году. Тогда же сообщалось, что «Ангара» в перспективе должна стать основным российским носителем, и все её модификации будут укомплектованы двигателями РД-191 (от одного до семи в зависимости от класса ракеты). Однако кадровые перестановки в госкорпорации и на ОАО «Протон-ПМ», произошедшие в минувшем году, дали повод усомниться в том, что «Протон» сохранит за собой право на этот заказ. Полученное Виктором Басаргиным в рамках МАКСа-2015 подтверждение договорённостей с «Роскосмосом» подобные опасения исключает.
 
По словам генерального директора ПАО «Протон-ПМ», достигнутые договоренности определили будущее «Протона».
 
Дмитрий Щенятский, генеральный директор ПАО «Протон-ПМ»:
 
— Сегодня мы выступаем единой командой: стенд Пермского края показывает сплочённость между администрацией края и нашими промышленными предприятиями. Конечно, самая главная новость и для «Протона», и для региона — то, что за нами закреплено серийное производство двигателя РД-191. Это событие определяет наше общее будущее: «Протона» как предприятия и края как территории, которая обеспечивает развитие космонавтики.
 
Не менее важные соглашения были достигнуты и в области авиастроения. Так, на встрече с гендиректором ОДК Александром Артюховым Виктор Басаргин обсудил дальнейшие шаги по разработке двигателя ПД-14 для пассажирского самолета МС-21 и выпуску ГТУ (выполняют ОАО «Авиадвигатель» и ОАО «ПМЗ»). По итогам стороны также договорились заключить инвестконтракт, конкретизирующий обязательства региона и «Объединенной двигателестроительной корпорации». Конкретно, в документе будет указано число специалистов для авиастроительной и космической отраслей, которых подготовят вузы Пермского края.
 
В рамках авиасалона прошло и несколько «сопутствующих» торжественных мероприятий, организованных пермскими промышленниками — так, например, состоялось награждение лучшего эксплуатанта двигателя ПС-90А, производимого ОАО «ПМЗ». Им стала компания «Трансаэро». Сейчас в авиакомпании «Трансаэро» эксплуатируется 10 двигателей ПС-90А на пяти самолетах. «Один из двигателей наработал без съёма с крыла более 9000 часов (на Ту-214, борт №64518), его эксплуатация продолжается и сейчас»,- сообщает пресс-служба ОАО «ПМЗ».
 
В целом, пермские авиастроители исключительно довольны тем, как прошел салон 2015 года. По мнению Александра Иноземцева, «впереди хорошее время».
 
Александр Иноземцев, управляющий директор — генеральный конструктор ОАО «Авиадвигатель»:
 
— На форуме свершились крайне важные и нужные дела. В прошлые годы у нас никак не получилось договориться с ОДК, но благодаря Виктору Басаргину, который всегда выступал бойцом за наши интересы, нынешняя встреча заложила новые правильные отношения. И руководство госкорпорации, и руководство края одинаково понимают, что когда в руках есть курица, несущая золотые яйца, я имею ввиду пермский завод, его надо развивать. Я очень доволен встречей, думаю, что впереди у нас очень хорошее время.
 
Ставка на кластеры
 
Комментируя итоги МАКСа-2015, губернатор Виктор Басаргин подчеркнул, что успехи пермской промышленности «вопреки оценкам скептиков во многом предопределила политика по созданию в крае территориально-инновационных кластеров».
 
Благодаря кластерному подходу в промышленности, в 2014 году в Пермском крае, по словам губернатора, удалось создать и модернизировать 3000 рабочих мест.
 
Сегодня в крае реализуется несколько кластеров: «Технополис «Новый Звездный», «Фотоника», в стадии проработки и создания находятся инновационный кластер по производству облицовочного картона и фармацевтический кластер ЗАО «Медисорб».
 
Губернатор Пермского края Виктор Басаргин:
 
— Кластерная политика себя оправдала, ярким доказательством чего служит решение Роскосмоса о размещении на площадке ПАО «Протон-ПМ» серийного производства двигателей РД-191 для ракеты-носителя «Ангара».
 
Андрей Шахаев, доцент, кандидат экономических наук, бывший заместитель министра промышленности, инноваций и науки Пермского края, родоначальник центра кластерного развития в ОАО «КРПК»:
 
— В условиях, когда Америка противится внедрению в России всего нового, пермский кластер ракетостроения выполняет задачи не столько даже по импортозамещению, сколько по экспортовозобновлению. И реализовать эти задачи удалось в условиях кризиса. Идея кластерного подхода оправдала себя, что становится очевидным на примере «Протон-ПМ» и «Авиадвигателя». Работая в цепочке кластера, предприятия показали рост и достигли новых позиций.
 
Стоит напомнить, что кластер технополис «Новый звездный» в конце прошлого года уже получил первую субсидию из федерального бюджета в 118 млн руб., в том числе на создание регионального центра инжиниринга. «На данный момент краевым Минпромом совместно с ПНППК разработана и направлена в Правительство РФ Программа развития кластера волоконно-оптических технологий «Фотоника». Поставлена цель: войти в топ российских инновационных кластеров. В конце прошлого года заработал важнейший элемент «Фотоники» — завод оптоволоконного кабеля «Инкаб». В его развитие уже привлечено 665 млн руб. из федерального бюджета», — сказал в своем выступлении губернатор.
 
Сегодня в посёлке Новые Ляды в рамках реализации проекта «Технополис «Новый звездный» создается научно-производственный центр, в котором будут задействованы несколько тысяч высококвалифицированных инженеров, ученых, конструкторов крупнейших компаний-участников «Технополиса «Новый Звездный». Среди них «Протон-ПМ», «Авиадвигатель», «Пермский моторный завод», НПО «Искра, Пермский политехнический университет и другие. «Под кластер» в Новых Лядах строятся жилье, дороги, развивается социальная и образовательная инфраструктура.
 



комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»



Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer