Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как и почему "ушли" главу Госавиаслужбы


23 сентября 2015 года Александр Ланецкий, Forbes Украина


В начале сентября глава Государственной авиационной службы Украины Денис Антонюк был уволен с занимаемой должности распоряжением Кабмина с формулировкой «за нарушение присяги госслужащего». Этому предшествовала серия публичных пикировок руководителя ГАСУ, в частности, с главой Одесской ОГА Михеилом Саакашвили. Одна из них завершилась временным отстранением Антонюка и началом служебного расследования против него. Впрочем, после двухмесячных разбирательств Антонюк вернулся к работе, хотя и ненадолго. По мнению эксперта Forbes Александра Ланецкого, за столь тернистым карьерным путем главы авиационного ведомства стоит не столько забота об интересах рынка, сколько нежелание пропрезидентской вертикали в Украине делиться рычагами влияния.

Как и почему «ушли» главу Госавиаслужбы
 
Пример бывшего руководителя Госавиаслужбы (ГАС) Украины Дениса Антонюка очень показателен в плане реформ чиновничьего аппарата страны. Антонюк, до этого ни дня не проработав на госслужбе, пришел и активно начал реформировать вверенное ему направление. И в целом добился хороших результатов – возможно, единственный в транспортной отрасли Украины, кому это удалось – но затем отступил под натиском интриганов и пиарщиков.
 
Госавиаслужба и Ассоциация предприятий авиационной отрасли
 
Самым главным критиком работы Антонюка в авиационных кругах выступает Ассоциация предприятий авиационной отрасли (АПАО), объединяющая 70% авиакомпаний Украины, перевозящих... 6% всех пассажиров страны. При этом АПАО часто устраивало громкие акции против экс-главы ГАС, обвиняя его в трех «перегибах».
 
1. Лоббирование интересов МАУ и предвзятость по отношению к остальным авиакомпаниям
 
Не стоит забывать, что МАУ – это отраслеобразующая авиакомпания, и потому естественно, что авиационные власти поддерживают своего перевозчика в конкуренции. Так происходит везде в Европе: из последних громких дел можно назвать конфликты Ryanair с французскими, итальянскими и испанскими властями; во всех из них лоукост в итоге отступил. Что касается работы в МАУ, то из 20 руководителей авиационных администраций (САА) в странах ЕС, США, Турции и России, по крайней мере, семеро (Латвия, Польша, Россия, Румыния, Турция, Финляндия и Эстония) долгое время работали в национальной авиакомпании. Это помогает понять специфику работы отрасли.
 

Страна

Руководитель САА

Специальность

Опыт работы в авиации

Опыт работы в авиакомпании

Какой ВУЗ окончил

Примечание

1

EASA

Patrick Ky

Инженер транспорта

+

 

Ecole polytechnique

Госчиновник, более 20 лет работы в транспорте

2

Великобритания

Dame Deirdre Hutton

Юрист

-

 

Cranfield Univ

35 лет опыта работы на госслужбе по защите потребителей

3

Дания

Carsten Falk Hansen

Экономист

+

 

Københavns Universitet

Госчиновник

4

Ирландия

Eamonn Brennan

Экономист/бухгалтерия

+

 

University College Galway

Пилот-любитель

5

Италия

Vito Riggio

Юрист

-

 

Università di Palermo

30 лет опыта работы на госслужбе 

6

Латвия

Maris Gorodcovs

Инженер

+

Air Baltic

Riga’s Aviation University Department of Aircraft and Power-plant Mechanics

 

7

Литва

Joris Gintilas

Юрист

+

 

Law University of Lithuania (Master of Commercial Laws) 

 

8

Норвегия

Stein Erik Nodeland

Военный пилот

+

 

Luftforsvarets flygeskole/ Norges Handelshøyskole (магистр экономики и администрирования)

Генерал-майор ВВС 

9

Польша

Piotr Ołowski

Пилот/ Авиационный юрист

+

LOT

University of Gdansk/ Technical University of Szczeci

 

10

Россия

Александр Нерадько 

Инженер

+

Аэрофлот

Московский институт инженеров ГА

 

11

Румыния

Petrescu Armand

Инженер авиации

+

TAROM S.A.

Politehica din Bucureşti

 

12

США

Michael Huerta

Политолог международных отношений

-

 

University of California

Госчиновник, более 20 лет в транспорте, руководил морским портом

13

Турция

Bilal Eksi

Инженер электроники

+

Turkish Airlines

Yildiz Technical University

 

14

Финляндия

Pekka Henttu

Пилот/ Инженер

+

Finnair

Finnair Aviation College/ Helsinki University of Technology

 

15

Франция

Patrick Gandil

Инженер

-

 

l’Ecole polytechnique, de l’Ecole nationale des ponts et chaussées

30 лет опыта работы на госслужбе в транспортной сфере

16

ФРГ

Jörg Mendel

Юрист

+

 

Bonn

Опыт работы в Минтрансе около 20 лет, работал в IKAO

17

Чешская республика

Josef Rada

Инженер

+

 

 

 

18

Швейцария

Peter Müller

Юрист

-

 

Universität Zürich

Госчиновник, посол страны в Перу

19

Швеция

Maria Ågren

Специалист по гражданскому строительству

-

 

Luleå tekniska universitet

Госчиновник

20

Эстония

Kristjan Telve

Специалист управления полетами

+

Copterline OÜ

 Tallinna Tehnikaülikoolis

 

Кроме того, МАУ – это более 60% пассажиров в украинских аэропортах и более 90% всех перевозок украинских авиакомпаний. Компания выполняет большинство внутренних рейсов не потому, что других не пускают. Только МАУ как сетевой перевозчик может позволить себе дотировать одни направления за счет других.
 
Что касается предвзятости к авиакомпаниям-участницам АПАО – то новое руководство ГАС (как, впрочем, и предшественники) проявило к ним завидную лояльность, несмотря на сигналы от заокеанских партнеров Украины, недовольных тем, что флот этих авиакомпаний зачастую работает в Иране, что прямо запрещают санкции Госдепартамента США. ГАС традиционно предпочитает иметь свое мнение по поводу возможности работы на таких рынках, понимая, что это экспорт услуг украинского бизнеса.    
 
2. Ухудшение работы по безопасности полетов
 
Именно Денис Антонюк внедрил систему оценки рисков субъектов отрасли и в рамках построения государственной системы безопасности полетов обеспечил большее делегирование перевозчикам прав и привилегий.  За время руководства ГАС Антонюком число инцидентов снизилось на 38,5%, а серьезных инцидентов – на 66,6% (по сравнению с предыдущим периодом). По единственной катастрофе – малайзийского боинга – претензий к украинским авиавластям у следственной комиссии не возникло.
 
3. Отсутствие должного авиационного опыта и образования
 
Денис Антонюк – авиационный инженер, выпускник Национального авиационного университета в Киеве. 18 лет проработал в «Международных авиалиниях Украины» (за это время компания несколько раз сменила собственников). Последние годы в авиакомпании Антонюк отвечал за развитие маршрутной сети, очень много общался с авиационными администрациями различных государств. Единственный опыт, который на момент назначения в ГАС отсутствовал у Антонюка, – это опыт работы госчиновником. Антонюк не политик, и не бюрократ, он скорее технократ, пришедший навести порядок в отрасли.
Тут стоит заметить, что, например, в США и еще как минимум в пяти странах Западной Европы госавиаадминистрации возглавляют руководители без какого-либо опыта работы в авиационной сфере и без профильного образования (Великобритания, Италия, Франция, Швейцария, Швеция). Чаще всего это опытные госчиновники с юридическим образованием.  
 
Михеил Саакашвили vs Денис Антонюк
 
Зачем одесский губернатор ввязался в конфликт с руководителем Госавиаслужбы, мы можем только догадываться. Все это похоже на неприкрытый лоббизм бизнес-интересов. Но в лице Антонюка он вдруг столкнулся с человеком, не побоявшимся ему не просто перечить, но и публично его критиковать, уличая в, скажем так, не вполне правдоподобных высказываниях.
 
Не стоит забывать, что на тот момент Денис Антонюк был руководителем авиационной отрасли всей страны. Он лично отвечал за безопасность полетов не только миллионов украинских пассажиров, но и всех летящих транзитом над ней. И вот «простой губернатор» Саакашвили, публично угрожая, требует от госчиновника высшего национального ранга незаконных решений в пользу лоббируемой ним компании. Трудно представить себе подобную ситуацию в ЕС или США.
Фактически, увольнение Антонюка стало не просто «актом возмездия», но и сигналом всему чиновничьему аппарату Украины: главное – это полная лояльность к президенту и его людям. А не то, насколько активным реформатором ты являешься.
 
Украина и «открытое небо» с Евросоюзом
 
Но самое печальное в ситуации с Антонюком – то, что подобные инциденты не остаются незамеченными европейскими коллегами. На Западе они трактуются однозначно: политики, связанные лоббистскими интересами с определенными участниками рынка, оказывают неприкрытое давление на руководство регулирующего органа, продавливая удобные себе решения. А несговорчивого руководителя не просто увольняют – в назидание другим возбуждают против него уголовное дело.
 
И это значит, что в Украине политики в угоду каким-то своим интересам могут заставить авиационные власти принять любое решение, без учета того, соответствует ли оно требованиям безопасности полетов и не ставит ли под угрозу жизни пассажиров и остальных граждан, над чьими головами летают самолеты.
 
А то, что судебная система в Украине далека от справедливости и полностью зависит от руководства страны, ни для кого в Евросоюзе не новость еще со времен суда над  Юлией Тимошенко. Но если быть откровенным, европейцев это мало волнует, так как не влияет на их собственную безопасность. А вот невозможность авиационных властей контролировать подотчетную им отрасль в стране напрямую затрагивает интересы граждан ЕС, поскольку самолеты из Украины выполняют рейсы практически над всей Европой.
 
Во избежание потенциальных рисков у Евросоюза есть давно выработанная процедура: те страны, авиавласти которых не в состоянии должным образом контролировать авиационную отрасль на государственном уровне, вносятся в черный список Еврокомиссии – и их авиакомпаниям просто запрещают летать в ЕС. Сейчас в этом списке числится более 300 авиакомпаний из 22 стран, в том числе разрекламированный Габон.
 
На основании всего вышесказанного можно сделать однозначный вывод: «ломая через колено» неугодного чиновника, руководство страны ставит под угрозу годами распиаренную концепцию развития недорогих авиаперевозок в Европу. Такие заявления и поступки приближают Украину не к единому авиапространству с Евросоюзом, а к «черному списку», в котором уже бывали некоторые отечественные авиакомпании – члены АПАО.
 
Фактически Денис Антонюк как чиновник опередил свое время – он стал работать по-европейски: по закону, высказывая начальству свое мнение и отстаивая его, не признавая «телефонное право» и т.д.
 
При этом, конечно, авиация остается элитным видом транспорта, которым пользуется максимум 5% населения Украины. А скандалы вокруг нее стали хорошей информационной завесой, отвлекающей внимание населения от проблем «Укрзализныци», городского общественного транспорта и удручающего состояния дорог в целом. А ведь ими, в отличие от самолетов, пользуется практически каждый.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга



Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC6ufk
Грузовая перевозка: http://perevozki.youdo.com/garbage/flat/junk/ можно найти здесь.
Грузовая перевозка: http://perevozki.youdo.com/passenger/, подробности здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer