На традиционном еженедельном брифинге в числе прочих тем Мария Захарова затронула расследование крушения 17 июля 2014 года в небе над Донецком малайзийского Boeing 777. Тогда, напомним, погибли все находившиеся на борту 298 пассажиров и членов экипажа. По мнению госпожи Захаровой, ответственность за происшедшее лежит на Украине. При этом к традиционным доводам российской стороны добавился еще один.
Госпожа Захарова напомнила, что в конце августа берлинский суд постановил: МИД ФРГ должен рассекретить сведения о том, что знал о риске для полетов гражданской авиации над Донбассом, однако не предпринимал никаких действий в этой связи. По данным немецкого бюро журналистских расследований Correctiv, еще 14 июля 2014 года украинские власти известили послов западных государств, что интенсивность воздушных боев в районе конфликта существенно возросла.
Мария Захарова, впрочем, обратила внимание на бездействие Украины, а не Германии. По ее мнению, решение берлинского суда «подтверждает правоту нашего (властей РФ.— “Ъ”) давнего тезиса о том, что главную ответственность за крушение малайзийского Boeing несет государство—место событий, а именно Украина, власти которой не закрыли воздушное пространство над зоной боевых действий». «Речь, таким образом, идет о допущенной украинскими властями преступной небрежности при решении вопросов организации воздушного сообщения над своей территорией, которая и стала результатом несоблюдения Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1947 года»,— отметила представитель МИДа. И резюмировала: «Важно, что суд одного из ведущих западных государств не смог не признать ответственность Украины за инцидент с Boeing».
Кроме того, госпожа Захарова рассказала, что Россию отстранили от существенного участия в расследовании крушения Boeing. «Российским специалистам, по сути, отказано в равноправном и полном доступе к материалам, которые имеются у международной группы по техническому расследованию и у международной следственной группы»,— сказала она на брифинге.
Представитель МИДа также напомнила, что предложения РФ об организации максимально прозрачного международного расследования крушения малайзийского Boeing были заблокированы. В то же время создание международного трибунала по трагедии с Boeing назвала «преждевременным и контрпродуктивным». «Имеющиеся примеры созданных по главе 7 Устава ООН международных трибуналов подтверждают, что их деятельность неэффективна, высокозатратна, крайне непродуктивна, носит крайне политизированный характер»,— пояснила госпожа Захарова.
Напомним, 29 июля в Совбезе ООН состоялось голосование по созданию трибунала, целью которого заявлено «наказание лиц, ответственных за совершение преступлений», связанных с трагедией в небе над Донецком. Три страны воздержались (Ангола, Венесуэла и Китай), а Россия проголосовала против.
По итогам голосования авторы инициативы по созданию трибунала объявили, что будут искать иные способы привлечь к ответственности виновных в крушении самолета. Среди возможных вариантов — трибунал, созданный при участии пяти стран (Малайзии, Австралии, Нидерландов, Бельгии и Украины), создание суда путем соответствующего решения Генассамблеи ООН (там у России нет права вето, а решения принимаются большинством голосов, однако носят необязательный характер), а также разбирательство в суде одной из заинтересованных стран.