Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Игра на вылет


30 сентября 2015 года Сергей Калашников, Олег Мухин, КоммерсантЪ - Воронеж


Регионы Черноземья выбрали для своих аэропортов два противоположных пути развития. Курский, липецкий и тамбовский остались в госсобственности, а воронежский и белгородский перешли в частные руки. Судя по увеличению пассажиропотока и расширению карты полетов, выигрышным оказалось именно привлечение негосударственных инвестиций. Подогреваемый местными властями интерес крупных перевозчиков к развивающимся аэропортам, прежде всего воронежскому, позволяет прогнозировать стабильный рост показателей этих авиапредприятий в условиях кризиса.

Полет с пересадками
 
Аэропорт Воронежа (расположен в 10 км к северу от областного центра по трассе М-4 «Дон») с начала 90-х контролировался своим ныне обанкротившимся базовым перевозчиком, первой частной авиакомпанией России — «Полетом» Анатолия Карпова. Сам бизнесмен в беседах с „Ъ“ признавал, что аэропорт для него — непрофильный бизнес: «Мы его взяли в свое время не от хорошей жизни. Актив нужно развивать». Почти сразу после своего назначения в Воронежскую область губернатор Алексей Гордеев заявил, что региональные власти начали подыскивать покупателей на подконтрольные господину Карпову акции управляющего тогда аэропортом ОАО «Авиакомпания „Воронежавиа“». На тот момент бизнесмен через авиакомпанию «Полет» и офшорные структуры владел крупнейшим пакетом акций аэропорта в 44,14%. Еще 35% акций были у ООО «Секьюритизинвестгрупп» (по неофициальной информации, контролировалось структурами Глеба Фетисова, экс-сенатора от Воронежской области), 4,9% акций принадлежало региональным властям, остальные находились в собственности миноритариев.
 
Желающих вложиться в развитие аэропорта искали более двух лет. В апреле 2013-го стал известен инвестор. Им стала местная финансовая компания «Аксиома» (основатель — депутат Госдумы Сергей Журавлев). Став мажоритарным акционером воронежского аэропорта, «Аксиома» начала усиливать контроль над активом, вытесняя других совладельцев. Вскоре топ-менеджмент «Аксиомы» получил большинство в совете директоров авиапредприятия. Весной 2014 года по иску близкого к финкомпании юрлица «Воронежавиа» ушла в процедуру банкротства. В самой «Аксиоме» процесс называли «санацией, которая позволит открыть аэропорт для серьезных инвестиций». Банкротство юрлица аэропорта позволило «Аксиоме» получить полный контроль над активом. Прошлой осенью «Воронежавиа» была признана банкротом, и оператором аэропорта стало входящее в структуру финкомпании ООО «Управляющая компания “Авиасервис”». Правительство РФ передало этой компании в аренду на 49 лет находящуюся в госсобственности часть имущества аэропорта (взлетно-посадочная полоса и примыкающие к ней части летного поля). В начале сентября «Авиасервис» за 62 млн руб. купил на торгах активы старого юрлица аэропорта.
 
Рост ВВП 
 
Летом 2014 года «Аксиома» анонсировала проект реконструкции аэропорта. Основной его пункт — строительство в течение пяти лет нового здания аэровокзала площадью 25 тыс. кв. м и пропускной способностью до 3 млн человек в год. Планировалось также удлинение взлетно-посадочной полосы (ВПП) на 300 м. Объем инвестиций оценивается в 4 млрд руб. Пока инвестору удалось отремонтировать существующее здание, инфраструктуру и часть летного поля. После завершения реконструкции действующей ВПП и обоих этажей аэровокзала пропускная способность аэропорта выросла с 40–70 до 180 пассажиров в час на международных рейсах и до 250 пассажиров в час на внутренних. Как стало известно „Ъ“, запланирована также реконструкция находящейся в госсобственности части летного поля аэропорта: ремонт прилегающих к ВПП рулежных дорожек и перрона, а также строительство 21 стояночного места для самолетов (сейчас их три). По словам гендиректора «Авиасервиса» Александра Белевича, за модернизацию может взяться входящее в ранее принадлежавший Аркадию Ротенбергу холдинг «Мостотрест» ООО «Трансстроймеханизация». От подрядчика до конца лета 2016 года ожидают освоения 800 млн руб. из федерального бюджета. Реконструкция различных частей летного поля будет вестись за счет бюджета РФ — на эти цели уже выделено более 1 млрд руб. Отметим, что запланированное на 2017 год финансирование аэропорт получил уже в 2014-м, что в регионе связывают с лоббистскими усилиями областных властей. В Воронеже постоянно проводятся совещания под руководством министра транспорта Игоря Левитина, во многом инициированные губернатором Алексеем Гордеевым; в результате область получает не только своевременную поддержку из федерального бюджета на развитие инфраструктуры, но и повышенное внимание авиаперевозчиков.
 
Воронежскому аэропорту в течение последних лет удается стабильно наращивать пассажиропоток — один из основных показателей эффективности таких предприятий, обусловливающий рентабельность перевозок. По итогам 2014 года услугами аэропорта воспользовались 405,3 тыс. пассажиров, а за первые шесть месяцев нынешнего года он увеличил пассажиропоток еще на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 190,6 тыс. человек. Впрочем, сейчас аэропорт загружен менее чем наполовину: с 1980-х годов и до распада Советского Союза он обслуживал более 1 млн пассажиров в год.
 
Воронеж связан внутренними рейсами практически со всеми крупными городами России. Рейсы в Москву — в Домодедово, Внуково и Шереметьево — выполняют четыре перевозчика: «ЮТэйр», «Сибирь» (S7), «Руслайн» и «Аэрофлот». Пока что большая часть международных направлений нацелена на популярные у туристов Египет, Турцию, Грецию, Армению. Лайнеры из Воронежа летают в Шарм-Эль-Шейх, Хургаду, Анталью, Ираклион, Салоники, Ереван несколько раз в неделю. При этом местные власти уверены, что у аэропорта Воронежа есть потенциал и для развития авиасообщения с Европой.
 
Ранее Воронеж был связан регулярными рейсами с Мюнхеном, которые выполняла авиакомпания «Полет». Но в конце ноября 2014-го юрлицо перевозчика ушло под наблюдение, а лицензия Росавиации на пассажирские перевозки была отозвана. Впрочем, губернатор Алексей Гордеев заявляет о желании возобновить авиасообщение по этому маршруту. В ходе своей поездки в Германию в середине августа он провел несколько рабочих встреч, итогом которых стала «заинтересованность немецкой стороны воронежским направлением». Как стало известно „Ъ“, рейсы в Мюнхен может «расконсервировать» авиакомпания Red Wings на самолетах Sukhoi Superjet-100.
 
Летная школа
 
Другой крупный аэропорт Черноземья — белгородский — тоже находится в руках частного инвестора: с начала 2015 года 51% контролирует агрохолдинг «Агро-Белогорье» Владимира Зотова. Господин Зотов объяснил „Ъ“, что приобретение нового актива связано с «желанием регионального правительства найти для аэропорта эффективного собственника». До этого аэропорт несколько раз менял мажоритарных акционеров, переходя из госсобственности в частную и наоборот. В 2011-м белгородские власти решили заняться реконструкцией своего аэропорта. Реконструированный за 4,7 млрд руб. с привлечением кредитов Сбербанка белгородский аэропорт открылся летом 2013 года, хотя первоначально открытие было намечено на май 2012. Был построен новый аэровокзал (450 человек в час), удлинена и расширена взлетно-посадочная полоса, реконструирован перрон, возведены грузовой международный пункт пропуска и командно-диспетчерский пункт. Пассажиропоток за 2014 год составил 396,9 тыс. человек (280 тыс. в 2013-м). За первое полугодие 2015-го аэропорт обслужил 182,8 тыс. пассажиров.
 
В белгородском аэропорту, по собственным данным, на международных и внутренних направлениях работают более 20 авиакомпаний. Большинство рейсов за рубеж рассчитаны на курортный сезон и чартерную программу. Российские направления — Краснодар, Минеральные Воды, Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Симферополь.
 
В сентябре 2014 года завершилась реконструкция аэропорта Липецка, который находится в областной собственности и управляется профильным казенным предприятием. Реконструкция проводилась с июня 2013 года и обошлась в 780 млн руб. федеральных средств и порядка 500 млн руб. областных. Впрочем, летом липецкие власти объявили о выделении еще 330 млн руб. из казны региона на продолжение реконструкции. Самолеты из Липецка сейчас летают в Москву, Санкт-Петербург, Сочи. С начала полетов в сентябре 2014-го до конца прошлого года аэропорт обслужил 13,8 тыс. пассажиров. За первые шесть месяцев 2015-го услугами аэропорта воспользовались 19,2 тыс. человек.
 
Небольшой аэропорт, находящийся в собственности областных властей, работает в Курске. Из него, по собственным данным, сейчас можно улететь в Москву и Санкт-Петербург. В 2014-м, как уточнили „Ъ“ в обладминистрации, работали также курортные направления в Анапу, Сочи и Симферополь. Пассажиропоток в январе-июне 2015-го составил 13,9 тыс. человек (11,6 тыс. за аналогичный период прошлого года). Еще один некрупный государственный авиаузел, постоянное авиасообщение в котором налажено только со столицей, находится в пригороде Тамбова. Как сообщили „Ъ“ в региональном управлении транспорта, в первом полугодии 2015 года услугами местного аэропорта воспользовались 9,5 тыс. человек. В прошлом году показатель этого периода был немного выше — 11,9 тыс. человек.
 
Единственным регионом Черноземья, в котором нет действующего аэропорта, с середины 2000-х остается Орловская область. Ее глава Вадим Потомский с осени прошлого года пытается прийти к окончательной договоренности с инвестором законсервированного более десяти лет назад и находящегося сейчас в плачевном состоянии местного аэропорта Орел-Южный. Орловские власти предлагают взять аэропорт в концессию на 49 лет столичной «Инженерной корпорации Самсонова». Она должна за 665 млн руб. построить в регионе ряд объектов аэропортовой инфраструктуры и провести масштабный ремонт ВПП. Представители предполагаемого инвестора пока публично не высказывались о своих планах на аэропорт.
 
Почти всем аэропортам в Черноземье с начала этого года удалось увеличить основной показатель эффективности, влияющий на рентабельность перевозок, — пассажиропоток. Больше остальных преуспели в этом авиапредприятия, доставшиеся частным инвесторам, в первую очередь — воронежский аэропорт. Впрочем, руководители аэропортов в беседах с „Ъ“ напоминают — последнее слово в выборе инвестора и передаче ему государственного объекта инфраструктуры остается за региональными властями.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer