Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Игра на вылет


30 сентября 2015 года Сергей Калашников, Олег Мухин, КоммерсантЪ - Воронеж


Регионы Черноземья выбрали для своих аэропортов два противоположных пути развития. Курский, липецкий и тамбовский остались в госсобственности, а воронежский и белгородский перешли в частные руки. Судя по увеличению пассажиропотока и расширению карты полетов, выигрышным оказалось именно привлечение негосударственных инвестиций. Подогреваемый местными властями интерес крупных перевозчиков к развивающимся аэропортам, прежде всего воронежскому, позволяет прогнозировать стабильный рост показателей этих авиапредприятий в условиях кризиса.

Полет с пересадками
 
Аэропорт Воронежа (расположен в 10 км к северу от областного центра по трассе М-4 «Дон») с начала 90-х контролировался своим ныне обанкротившимся базовым перевозчиком, первой частной авиакомпанией России — «Полетом» Анатолия Карпова. Сам бизнесмен в беседах с „Ъ“ признавал, что аэропорт для него — непрофильный бизнес: «Мы его взяли в свое время не от хорошей жизни. Актив нужно развивать». Почти сразу после своего назначения в Воронежскую область губернатор Алексей Гордеев заявил, что региональные власти начали подыскивать покупателей на подконтрольные господину Карпову акции управляющего тогда аэропортом ОАО «Авиакомпания „Воронежавиа“». На тот момент бизнесмен через авиакомпанию «Полет» и офшорные структуры владел крупнейшим пакетом акций аэропорта в 44,14%. Еще 35% акций были у ООО «Секьюритизинвестгрупп» (по неофициальной информации, контролировалось структурами Глеба Фетисова, экс-сенатора от Воронежской области), 4,9% акций принадлежало региональным властям, остальные находились в собственности миноритариев.
 
Желающих вложиться в развитие аэропорта искали более двух лет. В апреле 2013-го стал известен инвестор. Им стала местная финансовая компания «Аксиома» (основатель — депутат Госдумы Сергей Журавлев). Став мажоритарным акционером воронежского аэропорта, «Аксиома» начала усиливать контроль над активом, вытесняя других совладельцев. Вскоре топ-менеджмент «Аксиомы» получил большинство в совете директоров авиапредприятия. Весной 2014 года по иску близкого к финкомпании юрлица «Воронежавиа» ушла в процедуру банкротства. В самой «Аксиоме» процесс называли «санацией, которая позволит открыть аэропорт для серьезных инвестиций». Банкротство юрлица аэропорта позволило «Аксиоме» получить полный контроль над активом. Прошлой осенью «Воронежавиа» была признана банкротом, и оператором аэропорта стало входящее в структуру финкомпании ООО «Управляющая компания “Авиасервис”». Правительство РФ передало этой компании в аренду на 49 лет находящуюся в госсобственности часть имущества аэропорта (взлетно-посадочная полоса и примыкающие к ней части летного поля). В начале сентября «Авиасервис» за 62 млн руб. купил на торгах активы старого юрлица аэропорта.
 
Рост ВВП 
 
Летом 2014 года «Аксиома» анонсировала проект реконструкции аэропорта. Основной его пункт — строительство в течение пяти лет нового здания аэровокзала площадью 25 тыс. кв. м и пропускной способностью до 3 млн человек в год. Планировалось также удлинение взлетно-посадочной полосы (ВПП) на 300 м. Объем инвестиций оценивается в 4 млрд руб. Пока инвестору удалось отремонтировать существующее здание, инфраструктуру и часть летного поля. После завершения реконструкции действующей ВПП и обоих этажей аэровокзала пропускная способность аэропорта выросла с 40–70 до 180 пассажиров в час на международных рейсах и до 250 пассажиров в час на внутренних. Как стало известно „Ъ“, запланирована также реконструкция находящейся в госсобственности части летного поля аэропорта: ремонт прилегающих к ВПП рулежных дорожек и перрона, а также строительство 21 стояночного места для самолетов (сейчас их три). По словам гендиректора «Авиасервиса» Александра Белевича, за модернизацию может взяться входящее в ранее принадлежавший Аркадию Ротенбергу холдинг «Мостотрест» ООО «Трансстроймеханизация». От подрядчика до конца лета 2016 года ожидают освоения 800 млн руб. из федерального бюджета. Реконструкция различных частей летного поля будет вестись за счет бюджета РФ — на эти цели уже выделено более 1 млрд руб. Отметим, что запланированное на 2017 год финансирование аэропорт получил уже в 2014-м, что в регионе связывают с лоббистскими усилиями областных властей. В Воронеже постоянно проводятся совещания под руководством министра транспорта Игоря Левитина, во многом инициированные губернатором Алексеем Гордеевым; в результате область получает не только своевременную поддержку из федерального бюджета на развитие инфраструктуры, но и повышенное внимание авиаперевозчиков.
 
Воронежскому аэропорту в течение последних лет удается стабильно наращивать пассажиропоток — один из основных показателей эффективности таких предприятий, обусловливающий рентабельность перевозок. По итогам 2014 года услугами аэропорта воспользовались 405,3 тыс. пассажиров, а за первые шесть месяцев нынешнего года он увеличил пассажиропоток еще на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 190,6 тыс. человек. Впрочем, сейчас аэропорт загружен менее чем наполовину: с 1980-х годов и до распада Советского Союза он обслуживал более 1 млн пассажиров в год.
 
Воронеж связан внутренними рейсами практически со всеми крупными городами России. Рейсы в Москву — в Домодедово, Внуково и Шереметьево — выполняют четыре перевозчика: «ЮТэйр», «Сибирь» (S7), «Руслайн» и «Аэрофлот». Пока что большая часть международных направлений нацелена на популярные у туристов Египет, Турцию, Грецию, Армению. Лайнеры из Воронежа летают в Шарм-Эль-Шейх, Хургаду, Анталью, Ираклион, Салоники, Ереван несколько раз в неделю. При этом местные власти уверены, что у аэропорта Воронежа есть потенциал и для развития авиасообщения с Европой.
 
Ранее Воронеж был связан регулярными рейсами с Мюнхеном, которые выполняла авиакомпания «Полет». Но в конце ноября 2014-го юрлицо перевозчика ушло под наблюдение, а лицензия Росавиации на пассажирские перевозки была отозвана. Впрочем, губернатор Алексей Гордеев заявляет о желании возобновить авиасообщение по этому маршруту. В ходе своей поездки в Германию в середине августа он провел несколько рабочих встреч, итогом которых стала «заинтересованность немецкой стороны воронежским направлением». Как стало известно „Ъ“, рейсы в Мюнхен может «расконсервировать» авиакомпания Red Wings на самолетах Sukhoi Superjet-100.
 
Летная школа
 
Другой крупный аэропорт Черноземья — белгородский — тоже находится в руках частного инвестора: с начала 2015 года 51% контролирует агрохолдинг «Агро-Белогорье» Владимира Зотова. Господин Зотов объяснил „Ъ“, что приобретение нового актива связано с «желанием регионального правительства найти для аэропорта эффективного собственника». До этого аэропорт несколько раз менял мажоритарных акционеров, переходя из госсобственности в частную и наоборот. В 2011-м белгородские власти решили заняться реконструкцией своего аэропорта. Реконструированный за 4,7 млрд руб. с привлечением кредитов Сбербанка белгородский аэропорт открылся летом 2013 года, хотя первоначально открытие было намечено на май 2012. Был построен новый аэровокзал (450 человек в час), удлинена и расширена взлетно-посадочная полоса, реконструирован перрон, возведены грузовой международный пункт пропуска и командно-диспетчерский пункт. Пассажиропоток за 2014 год составил 396,9 тыс. человек (280 тыс. в 2013-м). За первое полугодие 2015-го аэропорт обслужил 182,8 тыс. пассажиров.
 
В белгородском аэропорту, по собственным данным, на международных и внутренних направлениях работают более 20 авиакомпаний. Большинство рейсов за рубеж рассчитаны на курортный сезон и чартерную программу. Российские направления — Краснодар, Минеральные Воды, Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Симферополь.
 
В сентябре 2014 года завершилась реконструкция аэропорта Липецка, который находится в областной собственности и управляется профильным казенным предприятием. Реконструкция проводилась с июня 2013 года и обошлась в 780 млн руб. федеральных средств и порядка 500 млн руб. областных. Впрочем, летом липецкие власти объявили о выделении еще 330 млн руб. из казны региона на продолжение реконструкции. Самолеты из Липецка сейчас летают в Москву, Санкт-Петербург, Сочи. С начала полетов в сентябре 2014-го до конца прошлого года аэропорт обслужил 13,8 тыс. пассажиров. За первые шесть месяцев 2015-го услугами аэропорта воспользовались 19,2 тыс. человек.
 
Небольшой аэропорт, находящийся в собственности областных властей, работает в Курске. Из него, по собственным данным, сейчас можно улететь в Москву и Санкт-Петербург. В 2014-м, как уточнили „Ъ“ в обладминистрации, работали также курортные направления в Анапу, Сочи и Симферополь. Пассажиропоток в январе-июне 2015-го составил 13,9 тыс. человек (11,6 тыс. за аналогичный период прошлого года). Еще один некрупный государственный авиаузел, постоянное авиасообщение в котором налажено только со столицей, находится в пригороде Тамбова. Как сообщили „Ъ“ в региональном управлении транспорта, в первом полугодии 2015 года услугами местного аэропорта воспользовались 9,5 тыс. человек. В прошлом году показатель этого периода был немного выше — 11,9 тыс. человек.
 
Единственным регионом Черноземья, в котором нет действующего аэропорта, с середины 2000-х остается Орловская область. Ее глава Вадим Потомский с осени прошлого года пытается прийти к окончательной договоренности с инвестором законсервированного более десяти лет назад и находящегося сейчас в плачевном состоянии местного аэропорта Орел-Южный. Орловские власти предлагают взять аэропорт в концессию на 49 лет столичной «Инженерной корпорации Самсонова». Она должна за 665 млн руб. построить в регионе ряд объектов аэропортовой инфраструктуры и провести масштабный ремонт ВПП. Представители предполагаемого инвестора пока публично не высказывались о своих планах на аэропорт.
 
Почти всем аэропортам в Черноземье с начала этого года удалось увеличить основной показатель эффективности, влияющий на рентабельность перевозок, — пассажиропоток. Больше остальных преуспели в этом авиапредприятия, доставшиеся частным инвесторам, в первую очередь — воронежский аэропорт. Впрочем, руководители аэропортов в беседах с „Ъ“ напоминают — последнее слово в выборе инвестора и передаче ему государственного объекта инфраструктуры остается за региональными властями.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга



Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer