Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


От гироскопов до ракетопланов


4 сентября 2015 года Владимир Щербаков, Независимое военное обозрение


Международный авиакосмический салон МАКС-2015 проходил в кризисное время для отечественной промышленности, для России в целом, да и для всей мировой авиационной индустрии. Отразился кризис и на самой выставке: по экономическим причинам несколько снизилось количество экспонентов в целом, по политическим – менее представительным было участие зарубежных компаний (по официальным данным, на МАКС-2015 приехали 156 компаний из 30 стран, тогда как на МАКС-2013 зарубежные участники были представлены 277 компаниями из 43 стран мира). Украинских компаний и вовсе на нынешней выставке не было, по крайней мере официально. Зато при очень жесткой риторике со стороны официального Вашингтона в работе выставки в «агрессивной России» не только приняли участие отдельные компании, такие как, например, концерн «Боинг», но даже был организован US Pavilion. А немецкие разработчики активно рекламировали в Жуковском свой проект космического лайнера. Как говорится, ничего личного – только бизнес.

Причем в бизнес сегодня превратились и сами международные авиасалоны, между которыми идет настоящее соревнование по объему проданных самолетов и стоимости заключенных контрактов. Правда, официально объявленные на МАКСе контракты по своей стоимости существенно уступили рекорду 2013 года, когда стоимость различных соглашений и контрактов превысила 21 млрд долл. 
 
Сокращение было заметно и в статической экспозиции, в которой было показано 133 летательных аппарата (в 2013 году – 176), и в летной программе – вместе с пилотажными группами 80 летательных аппаратов, тогда как в 2013 году – 116. Зато выставка этого года побила рекорд по общей посещаемости – более 405 тыс. человек побывало на МАКСе (в 2013 году – более 350 тыс.).
 
С другой стороны, кроме официально обнародованных продаж, касающихся преимущественно авиалайнеров SSJ-100, в рамках работы авиакосмического салона в Жуковском были достигнуты и другие договоренности. В частности, Белоруссия приобретает четыре учебно-боевых самолета Як-130, полдесятка боевых машин ЗРК «Тор-М2К» и РЛС типа 59Н6М «Противник-Г», в которой отечественным специалистам удалось воплотить передовые технологии и реализовать великолепные эксплуатационные качества, а Иордания заказала парашютные платформы типа П-7 для парашютного десантирования боевой техники и воинских грузов. К сожалению, не было реализовано анонсированное перед салоном соглашение о покупке Минобороны России очередной партии многофункциональных истребителей Су-35С – заключить контракт на сумму около 100 млрд руб. планируют до конца текущего года. Вполне возможно, что в этом году будет подписано соглашение и о поставке 24 таких истребителей китайским ВВС.
 
Однако, как представляется, контрактную часть выставки можно было бы сделать более привлекательной и весомой. Так, например, во время работы авиасалона стало известно, что египетская делегация во главе с президентом Египта Абделем Фаттахом ас-Сиси, прибывшая в Россию 25 августа, разместила заказ на партию боевых вертолетов Ка-52. То, что военно-техническое сотрудничество станет одним из важнейших вопросов предстоящих переговоров, накануне визита президента Египта в Россию писала египетская пресса. Но почему бы не приложить некоторые дополнительные усилия и не сделать из этого события хороший PR-ход – организовать посещение египетскими руководителями МАКСа и объявить о заказе на наши вертолеты именно там, на салоне. Лучше рекламы и не придумаешь. Заодно это наглядно показывает: говорить об изоляции России совершенно бессмысленно.
 
В целом же на сегодня портфель заказов компании «Рособоронэкспорт» по линии авиатехники достигает 18 млрд, а по средствам ПВО – более 9 млрд долл.
 
БОЕВОЙ «КАТРАН» И СКОРОСТНОЙ ВЕРТОЛЕТ В ПРИДАЧУ
 
Впрочем, новостей с «вертолетного фронта» на авиакосмическом салоне в Жуковском было и так немало. В частности, одной из новинок выставки МАКС этого года стал показ новейшего российского вертолета корабельного базирования Ка-52К «Катран». Ранее машина уже демонстрировалась на форуме «Армия-2015» и выставке МВМС-2015, однако в Жуковском она представлена впервые.
 
Для наибольшей наглядности крыло вертолета было установлено в сложенное положение, равно как и лопасти несущего соосного винта. Именно в таком виде «Катран» может размещаться в ангарах надводных кораблей различных классов и типов. Изначально, напомним, Ка-52К создавался в качестве одного из элементов авиагруппы десантно-вертолетных кораблей-доков типа «Мистраль», которые должны были поступить на вооружение ВМФ России. Кстати, дебютантом выставки в этом году стал многофункциональный истребитель Су-30СМ из боевого состава Морской авиации ВМФ России, приковывавший к себе внимание многочисленных посетителей авиасалона во время показательных летных выступлений.
 
Еще одной новинкой российского вертолетостроения, но уже из гражданского сегмента, стал полноразмерный макет демонстратора перспективного скоростного вертолета, представленный в открытой экспозиции холдинга «Вертолеты России». Разработчики планируют использовать данный демонстратор – летающую лабораторию для проведения натурных летных испытаний элементов несущей системы перспективной машины. Отличительные особенности демонстратора, созданного на базе Ми-24К: новый несущий винт, одноместная кабина с характерными обтекаемыми формами, силовая установка в составе двух турбовальных двигателей ВК-2500-01 взлетной мощностью 2400 л.с. Поднять в воздух летный образец демонстратора ПСВ, который сегодня строится на МВЗ им. М.Л. Миля, планируется в конце нынешнего года.
 
Кроме того, на статической стоянке холдинга «Вертолеты России», Минобороны и МЧС РФ, а также в рамках демонстрационной программы можно было увидеть такие отечественные винтокрылые машины, как Ми-28НЭ «Ночной охотник», Ми-35М, Ми-17В-5, Ми-171Ш, Ми-171А2, Ка-226/226Т, «Ансат-У», Ми-26Т2, Ка-32А11ВС и др.
 
РАКЕТЫ – ТОЧНО В ЦЕЛЬ
 
Среди новинок «оружейного» сегмента выставки – представленные на стенде корпорации «Тактическое ракетное вооружение» авиационные средства поражения семейства «Гром»: управляемая ракета класса «воздух–поверхность» типа «Гром-Э1» и планирующий боеприпас типа «Гром-Э2». Оба варианта имеют стартовую массу 520 кг, созданы на базе известной российской управляемой ракеты класса «воздух–поверхность» типа Х-38 и отличаются тем, что на «Громе-Э2» отсутствует двигательная установка, но зато увеличена масса боевой части – вместо двигателя размещена вторая боевая часть массой 130 кг (основная боевая часть – 250 кг). Отличительные особенности нового семейства – раскрываемое в полете автоматически крыло, которое изначально сложено под корпусом боеприпаса, и комбинированная система наведения на маршевом участке, включая инерциальную и спутниковую подсистемы наведения.
 
На стенде корпорации также можно было увидеть и другие многочисленные образцы различных средств поражения, созданные за последние пять лет и поставленные на серийное производство, либо те, работы по которым находятся в завершающей стадии. В том числе управляемые ракеты класса «воздух–воздух» малой, средней и большой дальности (ракета малой дальности должна поступить в серию с этого года, ракета большой дальности с этого года после решения задачи импортозамещения серийно выпускается по заключенным контрактам, а ракета РВВ-СД серийно выпускается уже три года), крылатые ракеты для поражения наземных и надводных целей, включая находящуюся на завершающей стадии испытаний и предназначенную для авиационного комплекса 5-го поколения УР типа Х-58УШКЭ, а также управляемые авиационные бомбы и образцы подводного оружия, в частности антиторпеду из комплекса противолодочного и противоторпедного оружия «Пакет-Э/НК».
 
Кстати, с недавних пор работы в области морского подводного оружия стали одним из основных направлений деятельности корпорации: в соответствии с указом президента РФ Владимира Путина от 31 марта с.г. концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор» на правах отдельного субхолдинга включен в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение». В итоге количество предприятий корпорации выросло до 32, а численность сотрудников достигла 50 тыс. человек. Причем доля сотрудников компании, чей возраст не превышает 35 лет, на сегодня в среднем по корпорации уже превышает 30%. Дополнительно повысить привлекательность работы в КТРВ для молодых перспективных специалистов призвана и корпоративная программа строительства жилья для этой категории работников.
 
В том числе и в связи с этим в последнее время объем гособоронзаказа и обязательств по экспортным контрактам у компании существенно возрос, что, по словам Бориса Обносова, не только «радует, но и налагает большие обязательства». Выручка корпорации по итогам 2014 года составила 112 млрд руб. (чистая прибыль – 12,5 млрд руб., почти в три раза больше показателя 2013 года), а производственными планами на этот год намечается увеличить объем поставок в 1,5–1,6 раза.
 
СЛЕДУЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ
 
Высокий потенциал дальнейшего развития имеет и уникальный комплекс ракетного оружия «БРАМОС», созданный совместно российскими и индийскими специалистами. В настоящее время на вооружении ВС Индии находится уже модернизированный вариант ракеты Block III, отличительными особенностями которого являются усовершенствованная система наведения и самонаведения и модифицированное программное обеспечение, дающие ракете возможность выполнения сложного маневрирования на траектории (с несколькими пунктами поворота на маршруте), включая практически отвесное пикирование на цель. В перспективе – появление усовершенствованной модификации, условно обозначаемой Block IV.
 
«Мы намерены доказать, что ракета способна выполнять почти отвесное пикирование, заставая, таким образом, противника врасплох, – отмечает в связи с этим генеральный директор компании «БраМос Аэроспейс» Судхир Кумар Мишра. – Также мы планируем обеспечить ракете возможность выполнения атаки с любого направления, что достаточно легко обеспечить в отношении дозвуковых ракет, но мы сделаем это впервые для сверхзвуковой крылатой ракеты. В итоге перед нами открываются новые возможности развития, но пока об этом еще рано говорить».
 
На сегодня выполнено уже 48 успешных пусков в истории программы «БРАМОС», причем в мае с.г. – две ракетных стрельбы: выпущенные с мобильных пусковых установок крылатые ракеты успешно поразили цели на максимальной дальности, 290 км, выполнив при этом элементы сложного маневрирования на траектории. Успех данных стрельб привел к тому, что правительство Индии окончательно одобрило планы по вооружению на РК «БРАМОС» очередного, четвертого по счету ракетного полка СВ Индии, а также приняло решение вооружить новейшей модификацией ракеты и шесть новых боевых кораблей национальных ВМС.
 
В дальнейшем руководство компании намерено продолжать работы по совершенствованию базовой КР семейства «БРАМОС», включая повышение точности ее применения и маневренности, обеспечение более высокой неуязвимости перед средствами противодействия противника, включая повышение уровня ее помехозащищенности и снижение заметности, а также повышение срока эксплуатации ракеты. Кроме того, серьезный упор планируется сделать на совершенствование системы послепродажного обслуживания продукции российско-индийской компании. «Моя главная задача – вывести компанию на новый уровень компетенции во всех областях ее деятельности, – отмечает Судхир Мишра. – В перспективе также запланирован выход на экспортные поставки, но для этого вначале необходимо принять политическое решение».
 
В ближайших же планах компании «БраМос Аэроспейс» – завершение подготовительных работ и начало этапа летных испытаний авиационной версии ракеты, получившей название «БРАМОС-А». «Мы должны тщательно проверить все на земле и только уже затем приступить к программе летных испытаний, – подчеркнул «НВО» руководитель «БраМос Аэроспейс» Судхир Мишра. – Предположительно в январе следующего года, мы планируем выполнить бросковые испытания ракеты, а затем  приступим к ее летным испытаниям».
 
В более долгосрочном плане – разработка уменьшенной версии ракеты, известной как «БРАМОС-NG» (NG – «новое поколение») или «БРАМОС-М» (М – от «мини»). Отличительными особенностями данной модификации станут меньшие массогабаритные характеристики ракеты (при сохранении скорости и дальности ее полета), а также широкое применение в ее конструкции технологий малозаметности («стелс»). Меньшая масса и габариты ракеты, подчеркивает глава компании-разработчика Судхир Мишра, позволят применять ее не только на истребителе Су-30МКИ, на котором теперь их количество может вырасти до трех, но и с других типов самолетов (например, корабельный МиГ-29К и перспективный истребитель 5-го поколения ПМИ (FGFA), который сегодня создается совместно российскими и индийскими специалистами), а также из торпедных аппаратов подводных лодок и с борта небольших ракетных катеров. «Сегодня «БРАМОС-NG» – это всего лишь идея, но я верю, что однажды она станет настоящей реальностью», – подчеркивает г-н Мишра. А еще в более отдаленной перспективе – возможность развития программы в направлении создания системы ПВО.
 
В целом программа создания КР семейства «БРАМОС» стала тем самым ярким примером двустороннего сотрудничества между Москвой и Дели в военно-технической сфере, который показывает стратегический характер российско-индийских отношений. И хотя сегодня уже мало кто, наверное, помнит, как появилось само название «БРАМОС» (от слияния названий двух рек – индийской Брахмапутры и российской Москвы-реки), программа продолжает работать на благо двух государств. В этом уверен и глава компании «БраМос Аэроспейс» Судхир Мишра, который до этого уже несколько лет работал в посольстве Индии в России в качестве технического советника и в том числе курировал программу «БРАМОС».
 
«Побывать в России было моей мечтой с самого детства, – отметил в беседе с автором г-н Мишра, – поэтому, когда в 2003 году представилась возможность представлять Индию за рубежом и мне предложили на выбор три места работы – в Вашингтоне, Лондоне и Москве, я не колеблясь выбрал последнюю. И ни разу с тех пор не пожалел. Россия для Индии – это стратегический союзник. Если вы спросите у людей на улицах Дели, кто ваш самый главный друг – они без сомнений ответят, что это Россия».
 
«ЗОНТИК» ДЛЯ ВОЙСК
 
В свете стремительного развития в последние годы средств воздушного нападения, вызванного в том числе и достаточно серьезным ростом их влияния на ход и исход вооруженного противоборства, высокое внимание на международных выставках вооружений уделяется средствам обеспечения противовоздушной и противоракетной обороны. Международный авиакосмический салон не стал здесь исключением – средства ПВО/ПРО были представлены на салоне в достаточном объеме. Причем как средства большой и средней дальности, так и комплексы ПВО ближнего рубежа и переносные ЗРК.
 
Среди средств ПВО малой дальности традиционно выделялся «Панцирь-С1» – рукотворный щит, способный создать из управляемых ракет и пушечных снарядов настоящий «зонтик» от средств воздушного нападения противника. Комплекс, так сказать, вживую можно было увидеть в открытой экспозиции холдинга «Высокоточные комплексы». А уже на стенде этой компании буквально нарасхват шел макет ПЗРК «Верба» – новейшей разработки, недавно принятой на вооружение ВС России. Примерить «Вербу» на своем плече в публичные дни авиасалона выстраивалась просто огромная очередь – мужчины, дети и даже многочисленные дамы. Еще бы, на российское оружие тоже есть своя мода.
 
В свою очередь, компании, входящие в состав концерна ВКО «Алмаз-Антей», представили в виде натурных образцов в открытой экспозиции и в виде макетов, моделей и различных рекламных материалов на стендах ракетные системы и комплексы ПВО разной дальности. В боевых машинах и средствах ЗРС «Антей-2500» и комплексах «Бук-М-2Э», «Оса-АКМ1» и «Тор-М2КМ» чувствовалась настоящая мощь, вселяющая уверенность в надежной защите от угрозы с воздуха.
 
СОХРАНИТЬ ИСТОРИЮ
 
И в заключение – об одном полезном начинании. В рамках выставки МАКС-2015 проводилась мини-выставка «Легенды авиации», на которой вниманию зрителей были представлены различные боевые и гражданские самолеты, ставшие настоящими вехами в отечественном авиастроении и сыгравшие важную роль в становлении и развитии данной отрасли промышленности в советское и постсоветское время.
 
Среди экспонатов выставки «Легенды авиации» можно отметить истребитель компании «МиГ», известный как объект 1.44 – прототип российского перспективного истребителя, построенный в ходе первой попытки создания в нашей стране авиационного комплекса 5-го поколения. Первый полет данная машина совершила ровно полтора десятилетия назад: 29 февраля 2000 года самолет поднял в воздух летчик-испытатель Владимир Горбунов. В том же году 1.44 совершил и последний свой полет – это произошло 27 апреля.
 
Комплексная программа создания в СССР истребителей нового поколения была начата в проработке еще в 1981 году, а в 1983-м – утверждена. 19 июня 1986 года выходит правительственное постановление о начале проектирования многофункционального истребителя 5-го поколения (МФИ), еще через пять лет ОКБ им. А.И. Микояна защитило его эскизный проект, а в 1994 году самолет был собран. Но, словно по традиции, первый блин вышел комом…
 
Впрочем, возраст 1.44 – секретности не помеха: в ходе выставки «специально обученные люди» не позволяли желающим фотографировать хвостовую часть самолета – сопла двигателей, а также оборудование кабины самолета. Говорят, что это до сих пор «не для широкого использования». Хочется верить, что и этот самолет, и остальные знаковые для отечественной авиации боевые и гражданские машины, выставленные на минувшем МАКСе, такие как МиГ-27М, МиГ-25, Ту-144, Ту-155, ВМ-Т «Атлант» и др., не будут вновь упрятаны в ангары и «отстойники», а станут постоянно доступны всем любителям авиации в экспозиции музея. Нам есть чем гордиться!



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer