Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Экономика жмется к земле


7 сентября 2015 года Анастасия Мануйлова, КоммерсантЪ


Рынок наземного обслуживания бизнес-авиации последние два года последовательно проходит те же стадии стагнации, что и вся экономика России: за 2013-2014 годы сокращение спроса на нем составило около 40%. Причины: снижение числа как внутренних, так и международных перелетов.

Сейчас в России действует 20 терминалов, специализирующихся на обслуживании пассажиров бизнес-джетов. Они сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге, главных центрах деловой активности страны, но также были построены и в Казани, Сочи, Екатеринбурге. Самый крупный центр обслуживания бизнес-авиации расположен на территории аэропорта Внуково. Там действуют три специализированных терминала: "Космос", терминал международных перевозок, которые позволяют обслужить около 40 человек в час, а также терминал внутренних перевозок, обслуживающий около 15 человек в час. Перронные и ангарный комплексы аэропорта позволяют разместить и обслужить 250 самолетов одновременно. Крупным считается и терминал бизнес-авиации в Шереметьево: 2,7 тыс. кв. м, два ангара под бизнес-джеты на 22 самолета, вертолетная площадка, собственные тягачи. Еще один московский терминал расположен в Домодедово, но из-за своей удаленности от центра города он так и не смог потеснить на рынке двух основных московских игроков. Первый бизнес-терминал в Санкт-Петербурге был создан компанией "А-групп" в 2013 году — под новый терминал была передана часть "Пулково-2" площадью 3,3 тыс. кв. м, прежним собственником которой было ОАО "Аэропорт Пулково", принадлежащее городу. Проект стоимостью 1,3 млрд руб. был рассчитан на 75 тыс. пассажиров в год. Второй бизнес-терминал в Пулково — центр бизнес-авиации "Пулково-3" — был открыт в Санкт-Петербурге 6 марта 2013 года. Проект, принадлежащий ООО "ДжетПорт СПб", был запущен при участии бизнесмена Николая Шамалова, общий объем инвестиций, по оценке участников рынка, в его строительство составил около 2 млрд руб. Строительство было начато в 2012 году: на первом этапе был запущен собственный перрон с возможностью установки до 28 самолетов. В конце 2013 — начале 2014 годов компания ввела в эксплуатацию собственные ангары для самолетов и спецтехники. Общая площадь центра бизнес-авиации составила 100 тыс. кв. м, пассажирского терминала — 4 тыс. кв. м. Пропускная способность нового терминала должна составить до 1,5 тыс. человек в сутки (более 500 тыс. пассажиров в год). "Оба терминала расположены очень близко к друг другу, так что конкуренция между ними, можно сказать, измеряется ими самими весьма наглядно",— говорит Азар Мулгимов, генеральный директор компании Air Charter Service.
 
Еще один бизнес-терминал расположен в аэропорту Сочи — он был открыт совсем недавно, 10 декабря 2013 года, то есть за два месяца до начала Олимпиады. Для будущих посетителей мероприятия был построен терминал площадью 4 тыс. кв. м, пропускная способность которого составляла более 80 пассажиров в час. За год здесь было принято и отправлено 4,55 тыс. рейсов. Однако в остальное время, когда крупные мероприятия в регионе не проводятся, он по большей части пустует: как говорит Игорь Мудрик, генеральный директор ВИППОРТ, в обычные дни терминал в лучшем случае принимает один рейс. "Все объемы пассажиров, которые он может принять, сейчас, когда все крупные мероприятия на территории Сочи уже прошли, полностью зависят от приезда первых лиц государства. Пока рассчитывать на какие-то существенные объемы деловой активности на этом направлении не приходится, и финансовое положение терминала выглядит достаточно неопределенным",— признает он.
 
С финансовыми сложностями сегодня так или иначе столкнулись все компании, работающие на рынке деловой авиации. Если раньше спрос на услуги бизнес-авиации стабильно рос, за исключением кризисного периода 2008 года, на 5-10% в год, то сейчас на фоне экономического кризиса он начал сокращаться. "Спрос на услуги бизнес-терминалов больше всего упал в Москве, поскольку это наиболее важный центр деловой активности. Однако различия между снижением спроса для разных аэропортов существенны. Для лидера московского рынка Внуково спад клиентов, например, составил около 20%. Домодедово и Шереметьево, напротив, оказались в худшей ситуации: для каждого аэропорта снижение объема спроса составило от 35% до 45%",— рассказывает Игорь Мудрик. При этом, по его словам, в Санкт-Петербурге сокращение спроса составило только около 11-13%. В этих условиях у бизнес-терминалов остается не так много места для маневра и повышения прибыльности своего бизнеса.
 
"Спрос на услуги бизнес-терминалов обусловлен не ценой, а объемами деловой активности, а она сейчас падает,— говорит Дмитрий Хартунян, генеральный директор "Балтик Граунд Сервисес Ру".--В ближайшее время она может сократиться еще, если в крупных центрах деловой активности — в нефтегазовых, промышленных регионах — начнут сворачивать масштабные проекты". Ценовой демпинг в такой ситуации ничего не даст. "Все, что в данном случае могут сделать терминалы,— это повышать качество своих услуг и бороться между собой за имеющихся клиентов",— поясняет он. В некоторых случаях можно пытаться сократить расходы терминала: уменьшить число смен сотрудников или перевести их на неполный рабочий день. "При этом цены ни в одном из бизнес-терминалов существенно не изменились: они выросли ненамного",— добавляет он. Еще одним вариантом может стать строительство каким-то из дорогих аэропортов более дешевых дополнительных площадей для стоянки самолетов, также поясняет Дмитрий. "Стоимость стоянки самолета в Москве очень дорога, а зимой, когда из-за погоды транспорт нужно еще и перевести в ангар, она достигает немыслимых высот,— говорит он.— Цена на стоянку может доходить до €1,2 тыс. в сутки". Поэтому для каких-то клиентов может быть удобнее не держать самолет все время на основном аэропорте, а переводить его после прилета на более дешевый терминал где-то в Подмосковье.
 
Что ждет отрасль в будущем, предсказать трудно, говорят эксперты. "C одной стороны, после падения спрос стабилизировался и сохраняется на одном уровне уже на протяжении полугода. С другой, неизвестно, как будет меняться экономическая ситуация: это зависит от слишком большого числа факторов, включая возможность введения против России странами Запада новых санкций",— заключает господин Мудрик.
 
Перронные и ангарный комплексы Внуково позволяют разместить и обслужить 250 бизнес-джетов одновременно.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»



Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC8wAf
Юду: http://remont.youdo.com/building/zabor/kovka/ - полное описание.
Мастер плиточник по ссылке http://remont.youdo.com/tile/service/.
Смотрите тут - http://perevozki.youdo.com/cars/fura/, смотреть здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer