Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Частный выбор Сухого


7 сентября 2015 года КоммерсантЪ


На Московском международном авиакосмическом салоне в нынешнем году было представлено два современных российских авиалайнера. Правда, оба одной модели — Sukhoi Superjet 100. И один из них с салоном в конфигурации VIP, то есть предназначен он для эксплуатации в качестве самолета бизнес-авиации или для перевозки высокопоставленных чиновников.

Сидим дома
 
Рынок бизнес-авиаперевозок в нашей стране переживает сейчас не лучшие времена. По данным агентства WINGX Advance, в июне количество полетов в России снизилось на 15% по сравнению с прошлогодним, в июле — уже на 24%, а в августе — почти на 20% (в этом месяце выполнено 11 813 вылетов). За первые восемь месяцев года трафик снизился на 22,4%.Из всех европейских стран более серьезное падение отмечено только на Украине: там в августе выполнено на 27% меньше полетов, чем в прошлом году, а спад с начала года превышает 45%. Число вылетов из Европы в страны СНГ снизилось в августе на 19,8% по сравнению с тем, что было год назад. И это на фоне стабильности и даже роста в остальных крупных европейских странах.
 
Причины очевидны: в связи с падением курса рубля использование бизнес-джетов становится слишком дорогим для многих компаний. Хотя сегмент элитных товаров и услуг менее, чем остальные, чувствителен к экономическим потрясениям, деловая авиация не всегда является роскошью для ее пользователей. Спад в экономике снижает как доходы потенциальных пассажиров деловой авиации, так и потребность в полетах. Однако негативные тенденции все-таки создают новые возможности для некоторых участников рынка. И речь не только об авиакомпаниях, выполняющих регулярные рейсы, которые могут получить больше платежеспособных пассажиров, выбирающих билеты бизнес-класса или первого, если он есть.
 
Ведущие производители самолетов всегда оценивали российский рынок скорее как перспективный, чем как развитый. Продажи новых бизнес-джетов российским клиентам исчисляются десятками. При этом в России зарегистрировано не более трети самолетов этого класса, принадлежащих российским гражданам и компаниям. Остальные из примерно 500 "наших" бизнес-джетов имеют регистрацию в Европе, а также на Багамах, острове Аруба и Мэн и в других юрисдикциях. Этой практики, впрочем, придерживаются и российские авиакомпании. Российская регистрация не только повышает стоимость самолета за счет таможенных пошлин, но и из-за различия процедур надзора за летной годностью снижает стоимость самолета при последующей перепродаже.
 
Советское наследие
 
Изменения на рынке остановили процесс вымывания с него российских производителей оборудования и интерьеров бизнес-джетов. В 1990-е годы, когда рынок бизнес-перевозок только появился, парк деловой авиации в России почти полностью состоял из советских самолетов. Почти все пассажирские лайнеры СССР, начиная с Ил-12, имели версию "салон" — аналог бизнес-джета или VIP-самолета зарубежного производства. Причем в таком виде они выпускались серийно. Эти модификации были предусмотрены практически для всех моделей реактивных самолетов — от Як-40 до Ил-62 — и даже для турбовинтового Ан-24 и вертолетов Ми-8, и их на постсоветском пространстве осталось так много, что некоторые Ту-134АК авиакомпании переоборудовали в обычные лайнеры, устанавливая в них обычные кресла.
 
В то время на импортные бизнес-джеты у клиентов в странах бывшего СССР просто не было денег из-за значительной курсовой разницы. Самолеты-"салоны", некогда выпускавшиеся для перевозки гражданских и военных руководителей разного уровня, имели почти такую же компоновку интерьеров, как их зарубежные аналоги. Салон главного пассажира с диваном и парой кресел, отсеки для гостей с креслами повышенной комфортности, и салон для сопровождающих, не отличающийся от пассажирского помещения рейсовых лайнеров. К концу 1990-х годов интерьеры уже поизносились. И на постсоветском пространстве появились компании, которые не только обновляли мебель, но и совершенствовали интерьер. Постепенно они набирали опыт, и в начале XXI века салоны от минской компании КВАНД, московской "Вемина Авиапрестиж", воронежского "Русавиаинтера" и "Аэро Стайл" из Жуковского и их коллег стали выглядеть не хуже, чем импортные аналоги. Однако в это время потребители все чаще стали выбирать зарубежную технику. Во-первых, выросли их доходы, во-вторых, советские модели перестали соответствовать ужесточающимся нормативам по шуму, и это привело к ограничению возможностей для полетов в европейские аэропорты. Кроме того, более дорогие новые самолеты были не только привлекательнее и комфортабельнее, но и расходовали меньше топлива, что не только снижает расходы на эксплуатацию — это для многих клиентов не очень-то и важно, но и уменьшает дальность полета. Следствием переориентации потребителей на импорт стало вымывание российских поставщиков интерьеров: конкуренция на этом рынке в мире достаточно велика, и новых производителей там никто не ждал. Для работы с зарубежными самолетами нужна сертификация, получение которой требует времени и денег. "Те, кто покупал самолет на Западе, там же заказывали интерьер",— вспоминает генеральный директор компании "Аэро Стайл" Ильгиз Нафиков. Наши соотечественники становятся желанными клиентами глобальных компаний. Один из ведущих международных журналов о деловой авиации, Altitudes, публикует статью, посвященную интерьеру Boeing Business Jet в "русском" стиле: заказчик салона захотел даже в полете помнить о родине. Российские производители интерьеров стали переориентироваться с VIP-заказчиков на более массовый рынок и разрабатывать мебель и оборудование для серийных самолетов.
 
Импортозамещение
 
К этому времени в России стали продвигаться проекты новых лайнеров — Ту-204СМ и Sukhoi Superjet 100. Несколько компаний даже объединились в Ассоциацию компаний авиационных интерьеров и организовывали совместные экспозиции на МАКСе и других профильных мероприятиях. Экспонатами были кресла для салонов, панели для стен и потолка, багажные полки — к этому времени крупнейшие компании освоили выпуск практически всех элементов оборудования салонов, провели сертификацию и стали поставлять комплектующие для ремонта и переоборудования салонов. И некоторые закрепились на новом рынке: "Аэро Стайл" отгрузил уже более сотни комплектов для оборудования кабины пилотов SSJ 100. "Работа с серийным производством обеспечивает нам стабильность и ритмичность",— говорит господин Нафиков.
 
Однако накопленный опыт позволит российским производителям интерьеров вернуться в престижный сегмент VIP-салонов. На российском рынке снова появляется спрос на самолеты собственного производства, с которыми крупнейшие мировые производители не всегда готовы работать просто в силу того, что новых российских VIP-бортов не так уж и много. Поэтому, за редким исключением, заказы на их оборудование размещаются в России. Российская компания КВАНД-АСХМ, начинавшая свою деятельность в Белоруссии, сейчас готова поставлять оборудование для бизнес-версий всех российских авиалайнеров — SSJ 100, Ту-204/214. Ил-96. "В этом году компания получила заказ на поставку 200 кресел класса VIP, а также изготовление оборудования для оператора Ил-96 специального назначения. ОАК наконец-то обратила внимание на компетенции отечественных предприятий",— рассказывает генеральный директор КВАНД-АСХМ Олег Пономарев. По его словам, у российских компаний есть и другие преимущества кроме происхождения и наличия одобрения российских авиационных властей. Это сроки поставки, которые у КВАНД-АСХМ не превышают 90 дней, а у зарубежных конкурентов могут быть вдвое больше. Благодаря более низким транспортным расходам и экономии времени и средств на таможне российская продукция выигрывает в стоимости. "Если брать кресло VIP-класса, то цена его ниже на 30%",— говорит господин Пономарев. Также упрощается и ускоряется процесс согласования проекта и послепродажного технического обслуживания.
 
Меняются и клиенты. Все новые российские модели созданы на основе магистральных лайнеров, они довольно велики и дороги. Поэтому основными потребителями таких машин становятся крупные корпорации — в условиях России это прежде всего государственные компании и органы госвласти. Например, SSJ 100-95B VIP, выставленный на МАКС-2015, когда-то был оборудован для "Рособоронэкспорта", затем возвращен в ГСС, а теперь продолжает летать у эксплуатанта "Центр-Юг", в том числе и по заказам государственных компаний. На МАКСе корреспондента "Ъ" не пустили в самолет, потому что с минуты на минуту ожидали важного клиента. "Должен прийти заместитель министра",— прокомментировал свой отказ вице-президент "Гражданских самолетов Сухого" Евгений Андрачников.
 
В текущем году планируется поставить для администрации президента два SSJ 100 в комплектации VIP. Интерьер для них, по некоторым данным, будет изготовлять компания "Вемина Авиапрестиж", которая ранее выполнила отделку правительственных Ту-214. Заказы такого рода выполняет и воронежский "Русавиаинтер", который ранее разработал и изготовил интерьер VIP-салона для Ил-96 авиакомпании Cubana, а также оборудовал Ан-148, которые используются в СЛО "Россия". Интерьер экспонировавшегося на МАКСе SSJ 100 в VIP-версии изготовлен "Аэро Стайл" и после возвращения машины в ГСС им же модифицирован.
 
Наши в воздухе
 
SSJ 100 по ряду причин сейчас стал главным объектом интереса в отрасли. Это не просто новейшая модель, но и первый в новом веке российский самолет, ориентированный на глобальный рынок. Его VIP-версия уже поставляется за рубеж. Компания Superjet International называет его Sukhoi Business Jet, и первый экземпляр, сделанный по заказу компании Comlux, получил соответствующую этому обозначению регистрацию 9Н-SBJ. Ранее представители ГСС подчеркивали, что SBJ — совсем не то же самое, что SSJ 100 VIP, однако теперь все чаще представленный на МАКСе самолет называют Sukhoi Business Jet. Объяснения, в чем состоит различие, получить не удалось. Возможно, обозначение SBJ используется для экспортных вариантов, которые продают через СП Superjet International, а SSJ 100-95B VIP — для российского рынка. Кроме того, судя по параметрам, SBJ должен иметь баки большей емкости, как версия SSJ 100-95LR увеличенной дальности (4578 км против 3048 км у стандартного SSJ 100-95B), и иметь увеличенную взлетную массу.
 
Как бы он ни назывался, SBJ попадает в достаточно популярный класс — более просторный, чем построенные исключительно для применения в качестве бизнес-джетов модели Gulfstream, Bombardier Global и Dassault Falcon, но более компактный и экономичный, чем созданные на основе магистральных лайнеров модели Boeing и Airbus. Для деловых чартеров характерна гораздо меньшая загрузка, чем для регулярных рейсов: линейная версия SSJ 100 имеет 80-100 мест, а VIP-компоновка рассчитана на 8-19 человек. При снижении нагрузки увеличивается дальность, и для SBJ становятся доступными маршруты, по которым летают лайнеры большего размера. Это позволяет ему уверенно конкурировать с классическими бизнес-джетами.
 



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC1Zwc
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer