Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Модернизация и переклейка


21 октября 2016 года Мария Коломыченко, Иван Сафронов, КоммерсантЪ


Как стало известно "Ъ", ФАС и Генпрокуратура проверяют реализацию политики импортозамещения при поставках техники на оборонные предприятия. Служба обнаружила случаи, когда российские компании приобретали иностранное оборудование, переклеивали лейблы и затем продавали его в ОПК как отечественное. Эксперты утверждают, что всему виной OEM-производства, налаженные в России, к примеру, китайскими производителями. Их российские партнеры просто закупают и брендируют оборудование без глубокой модернизации. По данным "Ъ", результаты проверок будут представлены в правительство и администрацию президента РФ.

В письме заместителя руководителя ФАС Максима Овчинникова в Минпромторг от 18 августа (копия есть у "Ъ") говорится, что служба проверяет поставки для нужд обороны и безопасности страны товаров импортного производства, в частности радиоэлектроники, под видом российских. "Выявлены случаи, когда зарегистрированные на территории РФ хозяйствующие субъекты приобретают товары импортного производства и, не производя с ними каких-либо значимых технологических операций, фактически ограничиваясь разборкой-сборкой, заменой этикеток или русификацией, реализуют их в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ.— "Ъ") под видом товаров, произведенных в РФ",— пишет господин Овчинников. Представитель ФАС Дарья Силкова подтвердила "Ъ" проведение проверки, в Минпромторге на запрос не ответили.

Этим вопросом уже заинтересовалась и Генпрокуратура, следует из письма начальника управления по надзору за исполнением законов в сфере ОПК Генпрокуратуры Дмитрия Демешина в Ассоциацию поставщиков электронных компонентов от 13 октября (АсПЭК; копия письма есть у "Ъ"). "Генпрокуратурой проводится проверка исполнения федерального законодательства в сфере импортозамещения иностранной продукции, применяемой при создании, производстве и ремонте вооружения, военной и специальной техники, а также соблюдения законодательства при использовании бюджетных средств, выделенных на развитие инновационных проектов",— говорится в письме господина Демешина. Он просит АсПЭК предоставить данные об уклонении заказчиков от приобретения российского оборудования, наличии проблем с недостаточной загрузкой производственных мощностей и недостаточностью мер господдержки. Исполнительный директор АсПЭК Иван Покровский подтвердил "Ъ" получение письма. В Генпрокуратуре не ответили на запрос.

По словам нескольких источников "Ъ" в ОПК, между проверками Генпрокуратуры и ФАС нет прямой связи, однако обе нацелены на установление эффективности мероприятий по импортозамещению: их результаты будут представлены в правительство и администрацию президента.

В России с середины 2011 года действует постановление правительства "Об установлении запретов и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранного государства, для нужд обороны и безопасности государства". Последняя редакция вступила в силу 1 января 2016 года, по ней товары и услуги от иностранных поставщиков могут закупаться для нужд обороны и безопасности страны только в случае отсутствия аналогов, произведенных в России, что должно быть подтверждено заключением Минпромторга.

В документе прописан ряд критериев отнесения товаров к "российским", один из которых, например,— это создание производства в рамках специального инвестконтракта (СПИК). При этом СПИК, который Минпромторг считает "новым инструментом промышленной политики", субъекты РФ могут заключать и с иностранными компаниями: к примеру, в мае о таких планах сообщала французская машиностроительная компания Schneider Electric.

В департаменте информации и массовых коммуникаций Минобороны утверждают, что на всех этапах производства вооружения, военной и специальной техники осуществляется жесткий контроль со стороны военных представительств министерства, аккредитованных на предприятиях промышленности. "Поэтому попадание фальсифицированных комплектующих в продукцию, изготавливаемую в интересах Минобороны, исключено",— заявили в Минобороны. Он подчеркнул, что при отсутствии в России необходимых комплектующих ведомство в обязательном порядке получает заключение Минпромторга.

Как рассказал "Ъ" представитель Объединенной приборостроительной корпорации (входит в "Ростех") Леонид Хозин, "в сфере ГОЗ существуют жесткие требования, делающие поставки зарубежной техники под видом российской практически невозможными". "Любое нарушение здесь — вопиющий случай. Это прекрасно понимают и поставщики, и заказчики. Даже если нарушения где-то есть — это наверняка единичные факты, по которым неминуем разбор полетов",— считает он.

Однако трое собеседников "Ъ" на рынке электроники утверждают, что для поставок иностранной техники под видом российской часто используется схема OEM (original equipment manufacturer), в рамках которой российские компании закупают оборудование у иностранных вендоров и после модернизации продают его под своим брендом. "OEM практикуется по всему миру и в идеале позволяет компаниям объединять усилия для производства конечного продукта. Например, одна компания произвела оборудование, а другая — софт для него. В России нередко берут иностранную технику и без какой-то модернизации ставят на нее свой лейбл",— объясняет один из собеседников "Ъ".

С ним согласен гендиректор производителя телекомоборудования "Элтекс" Алексей Черников: "Переклеивание лейблов действительно практикуется в большом количестве, чаще всего используется схема OEM. Она позволяет китайским вендорам продолжать поставки своего оборудования в Россию в больших количествах, несмотря на политику импортозамещения, а российским компаниям не тратиться на разработку и создание настоящего производства, потому что с точки зрения рентабельности производить в Китае все еще значительно дешевле". По его словам, схема актуальна для разных типов оборудования, техника в больших количествах поставляется в том числе на оборонные предприятия.

"Проблема в отсутствии нормативной базы, которая бы позволяла точно определить, какое оборудование является отечественным: существующие критерии можно легко обойти",— полагает эксперт. "Должны быть единые базовые критерии того, какая техника российская,— соглашается председатель совета Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов Светлана Апполонова.— Логично, чтобы в критериях отечественности учитывалось, кто конечные бенефициары компании-производителя, кому принадлежат права на используемые технологии, какова страна принятия решений в случае санкций, где локализуется прибыль и создаются рабочие места".

Иван Покровский из АсПЭК считает, что использование продукции зарубежной разработки в критической для государства инфраструктуре — большая проблема. "Если государство не имеет доступа к процессу разработки и модернизации техники, такую продукцию нельзя использовать в ответственных применениях. К сожалению, требования информационной безопасности отодвигаются многими госзаказчиками на задний план",— говорит господин Покровский. При этом он отмечает, что разработанное в России оборудование все еще экономически выгоднее производить в Китае. Ответственность за это, по мнению эксперта, несут "госструктуры, регулирующие таможенными пошлинами баланс внешней торговли и внутреннего производства".



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer