Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Надземная операция


24 октября 2016 года Игорь Кармазин, Lenta.ru


Не самые приятные минуты своей жизни пережили летевшие из Киева в Минск пассажиры рейса авиакомпании «Белавиа» В2-840. Лайнер был вынужден вернуться в аэропорт отправления из-за угроз украинской стороны поднять в воздух истребители. МИД Белоруссии уже потребовал от киевских властей официальных извинений и компенсации издержек. «Лента.ру» выяснила подробности инцидента.

50 километров до границы

В пятницу, 21 октября, в 15:25 по киевскому времени «Боинг 737-800» вылетел из международного аэропорта Жуляны. На борту находились 136 пассажиров и 6 членов экипажа. В 15:36, когда до воздушного пространства Белоруссии оставалось около 50 километров, командир авиалайнера получил от диспетчера управления воздушного движения районного центра «Киев» (входит в госпредприятие обслуживания воздушного движения «Украэрорух») указание немедленно вернуться в аэропорт вылета — без объяснения причин. В сообщении компании «Белавиа» подчеркивается, что экипажу пригрозили в случае невыполнения указания поднять в воздух истребители.

Командир воздушного судна судьбу испытывать не стал и в 15:37 приступил к снижению. В 15:55 самолет приземлился в Жулянах, и сотрудники правоохранительных органов Украины сняли с борта пассажира — гражданина Армении Армена Мартиросяна. Примерно через 40 минут «Боинг» после дозаправки вылетел в белорусскую столицу, где и приземлился в 17:33 по местному времени.

Сам Мартиросян — журналист, блогер, активист Антимайдана — сообщил «Ленте.ру», что через Минск вернулся в Москву. По его словам, все это было для него полной неожиданностью. Когда лайнер приземлился, к нему обратились по громкой связи, потребовав выйти с вещами. «Меня встретили сотрудники СБУ, показали удостоверения и отвели в здание аэропорта. Держались достаточно вежливо. В таможенном отделении очень дотошно обыскали. Рассматривали каждую пуговицу, подробно изучали перстень. Им все казалось, что я где-то спрятал некий носитель информации», — рассказывает Мартиросян. Хотя перед вылетом он спокойно прошел пограничный и таможенный контроль. И при повторном осмотре ничего не нашли. Журналист пообещал подготовить иск и «пройтись по всей вертикали украинских и европейских судов». Он связывает действия украинских силовиков со своей гражданской позицией. «Я с первых дней был противником госпереворота на Украине, призывал президента Виктора Януковича жестко расправиться с теми, кто разжигает гражданскую войну, помогал бойцам спецподразделения "Беркут", проводил круглые столы, пресс-конференции, обнародовал информацию о спонсировании Майдана западными структурами», — объясняет Мартиросян.

Угроза безопасности

В диспетчерской службе Украины сообщили, что вернули белорусский самолет по требованию Службы безопасности Украины. В СБУ заявили, что истребителями не угрожали, а свои действия объяснили интересами национальной безопасности. «Наша служба получила информацию об иностранном гражданине и возможной угрозе национальной безопасности нашей страны. Самолет уже какое-то время находился в воздухе. По требованию авиадиспетчера этот борт спокойно сделал соответствующие маневры и приземлился в аэропорту, где были проведены необходимые проверочные мероприятия, чтобы убедиться, что любая угроза и национальным интересам Украины, и национальной безопасности нашего государства локализирована», — сказал начальник аппарата главы СБУ Александр Ткачук.

Пресс-секретарь украинской спецслужбы Елена Гитлянская решительно опровергла сообщения об угрозе применения боевой авиации. «От себя лично. Неужели можно серьезно воспринимать информацию, что истребители могли быть подняты в небо против гражданского лайнера?» — написала она в Facebook. Позже, однако, заняла более осторожную позицию. В интервью изданию «Апостроф» Гитлянская уточнила, что лично при переговорах диспетчера с командиром экипажа не присутствовала. По ее словам, практика возвращения самолета — нормальный, цивилизованный способ решения проблемы. «Если бы была информация, например, о заложенной бомбе — опять же, абстрагируясь от данного случая — и если бы, не дай бог, что-то случилось, вы бы потом говорили: "А почему никто не отреагировал?". Мы попросили, чтобы компания пошла нам навстречу, потому что у нас была очень важная информация, которую нам нужно было проверить», — объяснила представительница спецслужбы.

Нота протеста

Впрочем, все разговоры экипажа записываются. Белорусские специалисты утверждают, что в любой момент готовы предоставить расшифровку записей разговоров диспетчера с пилотом. По словам заместителя генерального директора «Белавиа» Игоря Чергинца, угрозы применить против гражданского лайнера боевую авиацию на этих записях зафиксированы. Это подтвердил и командир Boeing Виктор Шишло. «Общаемся с диспетчерами на английском, но в данном случае он вышел на связь на русском языке. Мы находились в секторе Киева. Он вышел на связь и сообщил, что мы должны вернуться в аэропорт Жуляны, — сообщил пилот в эфире белорусского телевидения. — Он сказал, что причины вы узнаете на земле и если не выполните команду на возврат, то в воздух будут подняты истребители». Шишло пояснил, что в этой ситуации экипаж в первую очередь руководствовался безопасностью пассажиров. «На основании всех руководящих документов мы должны выполнять команды диспетчера. На первом месте для нас безопасность полетов, и она была соблюдена на сто процентов», — отметил командир.

В Минске на инцидент отреагировали резко, потребовав немедленных объяснений. Министерство иностранных дел страны вызвало украинского посла Валерия Джигуна и вручило ему ноту протеста. «Белорусская сторона ожидает официальных извинений и требует возмещения всех финансовых затрат и издержек, вызванных действиями украинской стороны», — говорится в сообщении белорусского внешнеполитического ведомства.

В последнее время деятельность Службы безопасности Украины вызывает все больше вопросов не только внутри страны, но и у международных организаций. Так, в Харькове к трем годам колонии был приговорен обвиненный в сепаратизме житель города Олег Новиков. Его вина состояла в том, что он записал видеообращение с призывами не подчиняться «киевской хунте». При этом Новиков является инвалидом I группы, несколько лет назад после автокатастрофы он лишился ноги. В июне помощник генсека ООН Иван Шимонович заявил о применении украинской спецслужбой пыток к задерживаемым сторонникам ополченцев Донбасса. По словам Шимоновича, в ООН зафиксировали сотни незаконных арестов, известно о пяти секретных тюрьмах на Украине. В условиях почти официально объявленной охоты на «сепаратистов» СБУ не ограничивает себя ни в методах, ни в средствах — вплоть до угрозы военной авиацией гражданскому самолету.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта



Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer