Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В смерти президента Total обвинили всех


26 октября 2016 года Сергей Сергеев, КоммерсантЪ


Причиной крушения самолета бизнес-авиации Falcon 50, на борту которого находились президент международной нефтегазовой компании Total Кристоф де Маржери и три члена экипажа, стало сочетание целого ряда факторов. К таким выводам пришли специалисты МАК, опубликовавшие окончательный отчет о проведенном расследовании. Среди причин названа неудовлетворительная работа аэродромной службы, диспетчеров, самого аэропорта и даже членов экипажа, которые, заметив выехавший на ВПП автомобиль-снегоуборщик, почему-то не прекратили разгон по ней.

Окончательный отчет Межгосударственного авиационного комитета (МАК) был опубликован на сайте ведомства в тот момент, когда в Солнцевском райсуде вошел в основную стадию процесс по делу руководителя полетов Внуково, двух диспетчеров и двух сотрудников аэродромной службы, которые обвиняются в "нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшей по неосторожности смерть двух и более лиц" (ч. 3 ст. 263 УК РФ). Ранее обвинение основывалась на нескольких экспертизах, выводы которых защита подсудимых ставила под сомнение. Теперь же имеется обширный документ, подписанный помимо прочего экспертами из Франции и Нидерландов, которые также были привлечены к расследованию.

Как указано в отчете МАК, к катастрофе, происшедшей в ночь на 21 октября 2014 года, привело сочетание сразу 16 факторов, только перечисление которых занимает два с половиной листа убористого текста.

Условно претензии МАК можно разделить на несколько частей. Во-первых, речь идет о неудовлетворительной организации работы аэродромной службы, которая 20 октября была привлечена к уборке ВПП от выпавшего снега. "Комиссия делает общий вывод, что у специалистов аэродромной службы (АС), специалистов службы управления воздушным движением и сменного директора аэропорта не было единого понимания об объеме и местах проведения снегоуборочных работ на летном поле",— указано в отчете. Далее идет подробное объяснение — нерабочую полосу (во Внуково две ВПП пересекаются) чистили три снегоуборщика под контролем руководителя смены АС Владимира Леденева. Один из них во время очистки повредил нож ротора о решетку ливневого стока и был отправлен на ремонт. Две машины продолжили работу. При этом руководитель смены АС отвлекся на другой инцидент — уборщики заметили разбитый сигнальный фонарь и передавали его электрикам. Контроль же за одной из машин-снегоуборщиков, за рулем которой находился Владимир Мартыненко, был утрачен. Однако диспетчерам об этом господин Леденев не доложил. Как говорится в документе МАК, в крови инженера был позже обнаружен алкоголь в незначительных количествах. Но, видимо, именно из-за запаха Владимир Леденев не стал докладывать о пропаже контроля за машиной. Ведь неминуемо последовало бы разбирательство, при котором и вскрылся бы факт употребления алкоголя. С другой стороны, доклад диспетчеру о потере контроля за спецмашиной позволил бы задержать вылет Falcon и предотвратить ЧП, говорится в отчете МАК.

В результате Владимир Мартыненко несанкционированно выехал на ВПП прямо по курсу начавшего разбег Falcon. Кстати, начальник смены мог и обязан был прослушивать радиопереговоры между диспетчерами и экипажем самолета, но этого не делал. Более того, как указано в отчете МАК, нет "подтверждения того, что руководитель смены владел английским языком, на котором велся радиообмен, на уровне, достаточном для его понимания". Особо эксперты отмечают, что у руководителя смены в июне 2010 года уже был подобный случай. Тогда на ВПП также несанкционированно выехал уборщик — к счастью, все обошлось, поскольку заходивший на посадку CRJ 200 авиакомпании UTAir диспетчеры успели отправить на второй круг.

Между тем в этот раз, согласно выводам экспертов, Владимир Мартыненко "полностью потерял ориентировку, так как дальнейшее движение снегоуборочной машины не поддается логическому объяснению". В частности, МАК так и не удалось установить, почему он остановился у большой крестовины на пути у Falcon. Возможно, ситуация усугубилась тем, что водитель снегоуборщика, как и его начальник, был выпивши. Кроме того, перед выездом на крестовину отсутствовала соответствующая маркировка, которая могла бы насторожить водителя машины.

Кстати, специалисты подчеркнули — с 2010 года до момента крушения Falcon во Внуково были зафиксированы 34 случая несанкционированных выездов на ВПП, в то время как в Шереметьево и Домодедово — один и три соответственно, хотя взлетов и посадок там выполняется больше. В связи с этим МАК рекомендовал руководству аэропорта доработать систему управления безопасностью полетов. Также указано, что медицинское освидетельствование сотрудников АС проводилось лишь при заступлении на смену, а потом их никто не контролировал. В результате 20 октября 2014 года они и отметили во время работы Международный день авиадиспетчера. К слову, диспетчеры, несмотря на профессиональный праздник, в трагическую ночь были трезвы.

Впрочем, претензий у МАК к ним хватает. Речь идет об их необученности работе с локатором А-3000 — подсистемой обзора и контроля летного поля. И именно из-за их промахов и нереагирования на сигналы тревоги, в том числе о потенциально опасных перемещениях по летному полю (за дежурство их было отмечено несколько десятков), и могла произойти катастрофа. Кроме того, есть нарекания и собственно к пилотам разбившегося самолета. Оказалось, что это был их первый полет во Внуково, откуда они хотели побыстрее улететь и заметно нервничали в ожидании важного пассажира. Установлено — через 14 секунд после начала разбега командир заметил снегоуборщик и произнес: "Что за машина, которая пересекает дорогу, а?" Согласно версии МАК, проведшего моделирование полета Falcon, летчики могли избежать столкновения с автомобилем, если бы немедленно прекратили взлет. Это позволило бы или остановиться, или же избежать удара, свернув в сторону. Но, говорится в отчете, появление снегоуборщика "не вызвало чувства опасности" у пилотов. Кроме того, еще ряд претензий технического характера МАК высказал в адрес подразделений Госкорпорации по управлению воздушным движением.

Адвокат Игорь Чернецкий, представляющий интересы одного из основных обвиняемых — руководителя полетов Романа Дунаева, пояснил "Ъ", что пока детально не изучил выводы МАК, а потому еще не решил: стоит ли просить суд об их приобщении к материалам уголовного дела. При этом он предположил, что об этом будет ходатайствовать прокуратура. В свою очередь, защитник диспетчера--инструктора стартового диспетчерского пункта Александра Круглова Олег Бабич считает, что расследование МАК проведено более полно, нежели экспертизы СКР, а потому они скорее на руку обвиняемым. "По большому счету они говорят о том, что к крушению привели действия аэродромной службы и экипажа, который видел препятствие, но ничего не предпринял",— сказал он, отметив, что если диспетчеры и совершили некие ошибки, то они не могли привести к трагедии.

На запрос "Ъ" в аэропорту Внуково не смогли оперативно ответить, в Росавиации от комментариев воздержались.

Напомним, что помимо Дунаева и Круглова под судом сейчас также находится диспетчер руления Надежда Архипова, которая, как и они, отрицает свою вину. Между тем Владимир Мартыненко ее признал полностью, а последний из подсудимых Владимир Леденев — частично. Надо также отметить, что помимо переданного в Солнцевский суд уголовного дела СКР параллельно ведет и второе по той же статье УК РФ. Но его фигурантами являются Владимир Ужаков — руководитель Московского центра автоматизированного управления воздушным движением Госкорпорации по организации воздушного движения (ОрВД), его первый заместитель Александр Повалий, начальник центра ОрВД аэропорта Внуково Геннадий Ярмуш и сменный директор аэропорта Сергей Косик. Впрочем, обвинения им не предъявлены, и они продолжают работать.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп



Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer