Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Год без "Трансаэро"


26 октября 2016 года Евгения Сазонова, Елена Платонова, Газета.Ru


Ровно год назад авиакомпания «Трансаэро» прекратила свою деятельность. «Газета.Ru» рассказывает, что происходило со вторым по величине авиаперевозчиком России, по каким направлениям цены на билеты подскочили в два раза после ухода «Трансаэро» и удалось ли найти работу 11 тыс. сотрудников авиакомпании.

26 октября 2015 года авиакомпания «Трансаэро», вторая по величине в России после «Аэрофлота», прекратила полеты. Последний рейс перевозчик выполнил по маршруту Гонконг — Москва: он вылетел из Гонконга в 21.05 мск 25 октября и приземлился в Москве 26 октября. В тот же день был аннулирован сертификат эксплуатанта «Трансаэро», что лишило авиаперевозчика права выполнять полеты.

Авиационный «Титаник»

О финансовых проблемах «Трансаэро» заговорили осенью 2014 года: в октябре компания призналась, что обратилась в Минэкономразвития с просьбой о выделении госгарантий.

В декабре 2014 года СМИ со ссылкой на письмо перевозчика сообщили, что «Трансаэро» предупреждает о возможной приостановке деятельности накануне новогодних праздников, если не получит кредит под госгарантии.

Спустя несколько дней правительство приняло решение выдать «Трансаэро» госгарантии под кредит до 9 млрд руб. в банке ВТБ.

Но эта финансовая помощь оказалась каплей в море. Летом следующего, 2015 года в СМИ стала появляться информация о том, что перевозчик задолжал за услуги аэропортов и поставщикам авиационного топлива.

1 сентября 2015 года на заседании межведомственной комиссии под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова было одобрено решение продать 75% + 1 акция «Трансаэро». Покупателем выступал «Аэрофлот», а сумма сделки составила символический 1 руб.

Но сделка не состоялась. Позже о желании приобрести акции «Трансаэро» заявляли владельцы авиакомпании «Сибирь», но и эту сделку не удалось довести до заключения.

В ноябре 2015 года основные акционеры «Трансаэро» — супруги Ольга и Александр Плешаковы — покинули Россию и переехали во Францию, сообщил Forbes. Впрочем, сами Плешаковы эту информацию позднее опровергли, но, по информации «Газеты.Ru», супруги предпочитают проводить основную часть времени за рубежом.

Меньше конкуренции, выше цены

После ухода «Трансаэро» рынок авиационных услуг в России претерпел существенные изменения. У «Трансаэро» были допуски на выполнение рейсов по 141 маршруту. После того как сертификат был аннулирован, 23 допуска были переданы «Аэрофлоту», еще 33 — авиакомпании «Россия», входящей в группу «Аэрофлот». Причем по некоторым направлениям, например в Казахстан, «Трансаэро» летала эксклюзивно.

Средняя цена билета на рейс «Трансаэро» в Астану туда-обратно с января 2015 года по сентябрь 2015-го составляла 22,8 тыс. руб. Спустя год средний чек по всем авиакомпаниям, летающим в Астану, вырос на 30,7%, до 29,9 тыс. руб., подсчитали в Aviasales.

В Актау средний ценник на авиабилеты «Трансаэро» с января по сентябрь 2015 года составлял 20,4 тыс. руб. Год спустя он опустился до 17,3 тыс. руб. В Алма-Ату билет на рейс «Трансаэро» в среднем за этот же период стоил 17,6 тыс. руб. После того как «Трансаэро» перестала выполнять рейсы, средний чек на это направление в обе стороны вырос до 23,1 тыс. руб.

Изменилась ценовая ситуация и по другим направлениям: с января 2015 года по октябрь 2015-го средний чек на билет на прямой рейс «Трансаэро» до Бали составлял 48,38 тыс. руб., отмечает Aviasales. С ноября 2015 года по октябрь 2016-го он увеличился до 51 тыс. руб.

В Доминиканскую Республику на рейсах «Трансаэро» можно было улететь за 44,6 тыс. руб., после ухода авиаперевозчика с рынка стоимость по этому направлению выросла в среднем до 81,3 тыс. руб.

На Маврикий «Трансаэро» летала в среднем за 37,7 тыс. руб., после ухода авиаперевозчика средний чек на это направление вырос до 83,27 тыс. руб.

Трудоустроить всех не удалось

Число сотрудников «Трансаэро» на момент прекращения деятельности превышало 11 тыс. человек. Спустя год, по данным Роструда, фактическая численность работников составляет 1235 человек. Уволились по собственному желанию, по инициативе работодателя и по соглашению сторон 9795 человек.

Почти половина бывших сотрудников «Трансаэро» перешли на работу в компании группы «Аэрофлот». По данным национального перевозчика, в «Аэрофлоте» и его «дочках» были трудоустроены 4347 бывших работников «Трансаэро» (568 человек — летный состав, 2041 — бортпроводники, 1738 — наземный персонал).

По данным Роструда, на регистрационном учете в центрах занятости населения продолжают состоять 1058 бывших сотрудников «Трансаэро»: 271 — как ищущие подходящую работу, 787 — в качестве безработных.

Как рассказал «Газете.Ru» на условиях анонимности бывший пилот «Трансаэро», многие пилоты авиакомпании уехали за границу. В частности, многие пробовались и продолжают проходить собеседование в Asiana Airlines, Hainan Airlines, Air China, Turkish Airlines.

«Многие уже летают, перевезли семьи в Китай и Корею. Также в индийские авиакомпании ушли пилоты», — рассказывает собеседник.

По его словам, он также сделал попытку устроиться в Hainan Airlines, но не смог пройти необходимые тесты. «Наши тесты, медицинские, психологические, отличаются от зарубежных. У них даже прохождение медосмотра требует специальной диеты», — говорит пилот.

Еще один бывший пилот «Трансаэро» в разговоре с «Газетой.Ru» отметил, что многие пилоты ушли в авиакомпанию «Россия» (входит в группу «Аэрофлот»), но в этой компании сейчас наблюдается профицит кадров.

«Людей очень много, сидят фактически без работы. Пилот может в месяц налетать до 90 часов, а по факту каждый летает 25–40 часов. Соответственно, падает и зарплата, которая зависит от налета часов», — отмечает собеседник. Он также отметил, что если сравнивать с зарплатой в «Трансаэро», то она упала в два раза. «Да и часовая ставка в «Трансаэро» была больше», — вспоминает пилот. В «России» не стали комментировать данную информацию.

Оба пилота в разговоре отметили, что новое руководство «Трансаэро» до сих пор не выплатило долги по зарплате, хотя не раз заявляло о полном погашении задолженности перед сотрудниками.

Самолеты — последним делом

Не удалось пока решить вопрос и с тем, куда деть самолеты, бывшие в авиапарке «Трансаэро». По данным авиаперевозчика на октябрь 2015 года, флот «Трансаэро» состоял из 106 воздушных судов: Boeing 777, Boeing 747, Boeing 767, Boeing 737, Airbus A321, Ту-214 и двух грузовых Ту-204С. Средний возраст самолетов составлял около 16,9 года.

По состоянию на октябрь 2016 года, задолженность «Трансаэро» по выплатам по лизингу оценивалась в 150 млрд руб.

Крупнейшими лизингодателями «Трансаэро» выступали лизинговые подразделения российских банков — ВЭБа, Сбербанка и ВТБ. При этом бухгалтерская стоимость самолетов «Трансаэро», которые были возвращены лизингодателям, существенно превышает их рыночную оценку из-за неудовлетворительного технического состояния, рассказывал гендиректор лизинговой компании Horizon Bizjet Leasing Сергей Колтович на конференции «Авиационное финансирование и лизинг в России и СНГ» в апреле 2016 года. По его оценке, российским лизингодателям предстоит списать более $1 млрд, уточнял Колтович в разговоре с «Авиатранспортным обозрением».

Лизингодателям приходилось тратить существенные суммы на приведение самолетов «Трансаэро» в эксплуатационную годность, для того чтобы иметь возможность вновь отдать их в лизинг. Так, глава Сбербанка Герман Греф посетовал во время Восточного экономического форума, что на восстановление самолетов «Трансаэро» было потрачено $19 млн.

К октябрю 2016 года невостребованными остаются около 40 самолетов, бывших в авиапарке «Трансаэро». Многие из них выведены из эксплуатации.

Одним из основных преемников авиапарка «Трансаэро» стала авиакомпания «Россия», входящая в группу «Аэрофлот». Она «приютила» у себя более 12 самолетов, в основном дальнемагистральные Boeing 777 и Boeing 747, в том числе воздушное судно с изображением амурского тигра. Самолеты «Трансаэро» также перешли в парки «ВИМ-авиа» и Red Wings.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп



Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer