Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Выйди вон из самолета


3 октября 2016 года Ирина Жандарова, Российская газета


Составить общероссийский список хулиганов, которые когда-либо устраивали скандалы и драки в самолетах, предлагают эксперты. Это даст право авиакомпаниям в течение как минимум пяти лет не пускать авиадебоширов на борт.

Новая инициатива стала результатом участившихся авиационных происшествий. На днях сразу о двух случаях хулиганства на борту сообщили авиакомпании. Во Внуково в четверг задержали пассажира, который устроил дебош на борту самолета, прилетевшего из Чукотки в Москву. Экипаж решил не сажать самолет, хотя рейс проходил неспокойно. Пассажир курил, вел себя агрессивно. Из-за инцидента полет продлился на 1,5 часа дольше.

А другой лайнер, летевший из Пекина в Москву, сел в Красноярске. Дебошира сдали полиции, он останется в городе до выяснения обстоятельств и прохождения медосвидетельствования.
Сейчас многие авиакомпании ведут внутренние "черные" списки и фиксируют все случаи хулиганства на борту, но отказать дебоширу в перевозке они не могут. "Если компания объявляет об оказании услуги публично, то она не имеет право заниматься отбором пассажиров по национальному признаку, половому и в том числе по благонадежности. Она должна оказать услугу всем", - говорит Роман Гусаров.

Выходит, что списки, которые ведутся сейчас, могут использоваться только для внутреннего пользования. К примеру, увидев, что билет купил дебошир, авиакомпания может подготовиться к рейсу с ним: посадить его на место, которое хорошо просматривается экипажем, усилить команду мужчинами, которые справятся с хулиганом в трудной ситуации, проявить к нему повышенное внимание.

Президент Владимир Путин 29 сентября поддержал предложение гендиректора "Аэрофлота" Виталия Савельева ужесточить ответственность для авиадебоширов. Речь идет о переводе административной ответственности по ряду действий на борту в уголовную и увеличении штрафа до 500 тысяч рублей. Также на борту могут появиться средства сдерживания - пластиковые наручники и ремни. Савельев также предложил легализовать "черные списки" дебоширов, которые ведут авиакомпании, что позволит отказывать хулиганам в перевозке.

До сих пор принятие закона о дебоширах шло очень медленно. Еще весной 2012 года в Госдуму поступил законопроект, которым предлагалось разрешить авиакомпаниям отказывать в продаже билета тем пассажирам, которые за последние пять лет нарушали правила поведения на борту самолета. Весной 2014 года законопроект о "черных" списках одобрил думский Комитет по транспорту, в июне он был принят в первом чтении.

Проблемой остается то, что реестр одной компании не распространяется на другую. "Нужен общий федеральный "черный" список дебоширов", - говорит Гусаров. В этом случае отличившийся на рейсе одной авиакомпании пассажир не сможет спокойно летать на самолетах других перевозчиков. Кроме того, необходимо установить срок запрета на полеты людям, которые попали в этот список. "Нужно сделать его по аналогии с запретом на профессию, ввести, к примеру, пятилетний запрет на продажу билетов дебоширам. Естественно, это надо делать по решению судьи", - считает эксперт.

Создание федерального реестра дебоширов потребует финансовых ресурсов. А также необходимо будет определить госорган, ответственный за ведение реестра и обработку данных.

А пока авиакомпании используют другие рычаги воздействия на дебоширов. Например, в июле этого года авиакомпания "Аэрофлот" оштрафовала жителя Нижнего Новгорода на 220 тысяч рублей за дебош на борту самолета, летевшего из Москвы в Милан. В такую сумму перевозчик оценил экстренную посадку в Минске, внеплановое обслуживание в аэропорту, перерасход топлива.

Чаще всего дебоширов судят за хулиганство и требуют возместить потери перевозчика. Впрочем, если беспокойный пассажир "пошел штурмом" на кабину пилотов, то тут и захват судна можно инкриминировать. Самого известного авиадебошира России Сергея Кабалова суд приговорил к 3,5 года колонии строгого режима и штрафу 400 тысяч рублей именно с такой формулировкой.

Право на экстренную посадку

Общее правило в "Эр Франс" и других французских авиакомпаниях в отношении агрессивных пассажиров полностью соответствует положению ИКАО, где сказано, что лица, представляющие собой потенциальную угрозу, не допускаются на борт самолета. Ну, а если человек стал дебоширить после взлета?

Хотя официально на борту лайнеров "Эр Франс" нет сотрудников безопасности, все члены экипажа, включая бортпроводников, проходят специальные курсы, в ходе которых их обучают, как выявлять психически неуравновешенных пассажиров, не говоря уже о тех, кто склонен к злоупотреблению горячительных напитков. Более того, им также рассказывают об особенностях поведения лиц разных национальностей в разных ситуациях, что следует принимать в расчет при общении с ними. Причем каждый год летный персонал собирают на семинары, которые посвящаются вопросам безопасности. Разбираются наиболее громкие инциденты, анализируется поведение летного состава, даются советы.

Экипаж имеет право применить физическую силу к хулигану, если иные меры воздействия не сработали, и при необходимости совершив незапланированную посадку, сдать его полицейским, как это случилось в феврале этого года. Подсчитано, что в год на борту лайнеров французского авиаперевозчика происходит свыше тысячи инцидентов разного свойства, о которых докладывают дирекции. Два с лишним десятки приводят к судебным искам. Что может грозить авиахулигану? Все зависит от тяжести проступка. Наиболее распространенная мера - внесение в "черный список" лиц, которым запрещен доступ на лайнеры компании. При передаче дела в суд, наказание может быть гораздо серьезнее - тюремный срок до пяти лет и штраф на многие десятки тысяч евро.

Специальных государственных авиаполицейских в Германии нет. Спасаться от подвыпивших или дерущихся на борту пассажиров немецкие авиакомпании должны сами. В случае конфликта в небесах капитан корабля, у которого находится вся сила решения, может просто посадить самолет в ближайшем аэропорту для передачи дебошира в руки местной полиции. Для незадачливого пассажира такие незапланированные маневры могут стоить нескольких состояний (в среднем эксперты расценивают величину штрафов на сумму до 178 000 евро). Церемониться с ним никто не будет. Через некоторое время дебошир получит кругленький счет. Кроме того, авиакомпании могут подать против дебоширов в суд - как гражданские иски, так и заявление на уголовное расследование, если пассажиры оскорбляли кого-либо или, не дай Бог, дело дошло до рукоприкладства. Создание опасности во время полета - серьезная статья в германском УК. 

Следующим шагом будет вынесение запрета на полеты авиакомпании, в самолете которой произошел конфликт. Однако в небе команда самолета предоставлена самой себе - во всех немецких авиакомпаниях существуют специальные руководства по нейтрализации дебоширов. Одна из мер пресечения - запереть скандалиста на оставшееся время полета в туалете или зафиксировать его по рукам и ногам изолентой. Несмотря на то, что причиной многих дебошей на борту становится алкоголь, в немецких авиакомпаниях он до сих пор не запрещен.

Итальянцы, несмотря на всю свою очевидную эмоциональность, довольно редко дебоширят в небе. Чаще всего стычки между пассажирами и персоналом случаются на южных направлениях - Калабрия, Салерно. Правда, в 90 процентах случаев из ста подобные инциденты удается урегулировать полюбовно, без привлечения правоохранительных органов. Видимо по этой причине в местных СМИ практически отсутствуют сообщения о серьезных конфликтах на борту самолета. Как показывает практика, опасаться на Апеннинах иногда стоит тех вовсе не тех, кто мирно попивает свой кофе в салоне, а тех, кому был доверен штурвал, а вместе с ним и жизни сотен людей. К примеру, а январе прошлого года итальянский пилот хотел разбить самолет с 200 пассажирами на борту. Летчик написал своей супруге смс-сообщение, в котором угрожал устроить катастрофу во время перелета из Рима в Японию, если та его бросит. К счастью, трагедию удалось предотвратить. Женщина рассказала о случившемся сотрудникам аэропорта Фьюмичино, и служба безопасности римской воздушной гавани успела остановить потенциального пилота-убийцу: его задержали буквально за несколько минут до вылета и заменили на рейсе.

С недавнего времени законодательство Республики Корея по поводу авиадебоширов существенно ужесточилось. Теперь им грозит тюремное заключение вплоть до пяти лет либо как минимум крупный штраф в несколько тысяч долларов. Поводом для этого стала серия инцидентов, когда влиятельные лица, включая депутатов, крупных бизнесменов и певцов, вели себя неадекватно, допуская рукоприкладоством и домогательство к стюардессам. Самый большой резонанс получил так называемый "скандал с орехами", главным действующим лицом которого стала 40-летняя вице-президент главной авикомпании страны Korean Air Чо Хен А. Незначительная провинность стюардессы вызвала неадекватную реакцию Чо, которая стала публично оскорблять персонал, пару раз ударила сотрудников и в итоге заставила самолет вернуться к "рукаву" аэропорта, чтобы ссадить провинившихся. Несмотря на попытки компании замять скандал Чо была наказана крупным штрафом, получила условный срок, а ее отец и она сама вынуждены были неоднократно публично извиняться.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBpR6M
Услуги автоперевозок: http://perevozki.youdo.com/country/dlv/zakm/, подробности по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer