Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Дроны-камикадзе" приобретают популярность в мире


11 ноября 2016 года Денис Федутинов, Независимое военное обозрение


Барражирующие боеприпасы, также называемые БЛА-«камикадзе», представляющие собой запускаемые как с поверхности земли, так и с воздушных и морских носителей беспилотные аппараты, оснащенные помимо аппаратуры разведки и наблюдения также боевой частью, интегрированной с самим летательным аппаратом, получают в настоящее время все большее распространение в различных странах мира.

Развитие тематики барражирующих боеприпасов, как представляется, обусловлено рядом причин.

Быстро развивающиеся военные действия в современных конфликтах существенно повышают роль систем, способных привести к сокращению цикла «обнаружение-поражение». Барражирующие боеприпасы работают как раз на решение данной задачи, совмещая функции разведки, наблюдения и поражения. Кроме того, благодаря этому же обстоятельству подобные решения являются более высокоточным и более избирательным оружием, чем, к примеру, артиллерийские системы, что ведет к снижению сопутствующих потерь среди гражданского населения.

Кроме того, беспилотники-«камикадзе» по своим точностным показателям превосходят неуправляемые авиабомбы. При этом задача решается без риска для экипажей пилотируемых летательных аппаратов – носителей классического бомбового вооружения.

В целом можно сказать, что барражирующие боеприпасы в определенной степени являются альтернативой оснащенным оружием беспилотникам, представляя собой существенно более простые и дешевые системы. 

В итоге в общем-то достаточно известная идея барражирующих боеприпасов на волне успехов развития технологий микроэлектроники, радио- и оптико-электроники получила новый всплеск развития, вылившийся в появление в различных технологически развитых странах мира ряда новых систем с различными техническими характеристиками.

ИЗРАИЛЬ

Пожалуй, одной из первых систем с барражирующими боеприпасами, появившихся на рынке, стала система Harpy разработки израильского концерна Israel Aviation Industries (в настоящее время Isarael Aerospace Industries – IAI), предназначенная для поражения систем ПВО противника. Первый полет состоялся в 1989 году.

Аппарат Harpy с дельтовидным крылом размахом 2 м имеет взлетную массу 125 кг. В качестве силовой установки изначально использовался роторно-поршневой двигатель Ванкеля UEL AR731, а в головной части беспилотника размещалась осколочно-фугасная боевая часть. Запуск – из контейнерной пусковой установки с использованием твердотельных ускорителей. Максимальная продолжительность полета – 3 часа.

В сентябре 2009 года ВВС Индии за 100 млн долл. приобрели 10 модифицированных систем, получивших название Harop (о ней чуть ниже). Также данная система поставлялась Вооруженным силам Израиля, КНР, Турции, Чили, Южной Кореи. Модифицированная версия Harpy предлагалась Великобритании в рамках программы IFPA.

В развитие проекта Harpy в 2001–2005 годах компанией IAI был создан БЛА Harop. Его первый публичный показ состоялся в 2009 году на авиасалоне Aero India. Концептуально аппарат похож на своего предшественника, однако построен по схеме «утка», имеет другой формы фюзеляж и более сложной формы крыло размахом 3 м. Помимо радиолокационной головки самонаведения он также оснащен оптико-электронной системой наблюдения разработки IAI Tamam на поворотной турели. Запуск БЛА производится из контейнерной пусковой установки, размещаемой на различных носителях.

Размах крыла аппарата составляет около 3 м, а взлетная масса – 135 кг. БЛА также оснащается роторно-поршневым двигателем, который приводит во вращение толкающий винт. Сообщалось, что аппарат может выполнять полеты продолжительностью до шести часов на дальностях до 1000 км. Система помимо Израиля поставлялась также в Индию и Азербайджан. По-видимому, первым боевым применением этого БЛА стало его использование во время вооруженных столкновений 1–4 апреля 2016 года в Нагорном Карабахе.

Также известно, что компания IAI ведет разработку более легкой версии БЛА Harop. Сообщалось, что его габариты будут впятеро меньшими по сравнению с Harop. Более легкая боевая часть будет иметь массу около 3–4 кг. Продолжительность полета составит 2–3 часа. Не исключено, что она может стать родоначальником нового семейства малоразмерных барражирующих боеприпасов.

Специализируется на создании БЛА-камикадзе и еще одна израильская компания – UVision. Линейка предлагаемых в настоящее время компанией систем барражирующих боеприпасов Hero включает шесть моделей.

Три более легкие системы Hero 30, Hero 70 и Hero 120 относятся к системам ближнего и малого радиуса действия. Они все выполнены с крестообразным крылом и крестообразным же хвостовым оперением. В качестве силовой установки на каждом из БЛА использован электродвигатель. Все варианты имеют низкие акустические и тепловые демаскирующие признаки.

Переносная тактическая система Hero 30 массой 3 кг имеет боевую часть массой 0,5 кг. Максимальная продолжительность полета – 30 минут, радиус действия – 5–40 км. Основным назначением называются действия против живой силы противника. Разработчики планируют в перспективе представить специальную версию данной системы для американских заказчиков. Hero 70 с взлетной массой в 7 кг и боевой частью массой 1,2 кг может действовать на дальностях до 40 км, барражируя в течение 45 минут. Он может использоваться против транспортных средств противника. Третья модель – БЛА Hero 120 массой 12,5 кг – несет 3,5-килограммовую боевую часть, что делает возможным его применение против различных сооружений, а также легкобронированной техники. Его радиус действия такой же, как и у предыдущей модели, а продолжительность полета может достигать 60 минут.

Еще три из шести упомянутых систем разработки компании UVision имеют увеличенные тактико-технические характеристики и могут быть отнесены к классу систем среднего радиуса действия. В отличие от трех младших систем в линейке они выполнены по схеме «высокоплан». Хвостовое оперение также крестообразное. На всех них используются двигатели внутреннего сгорания, работающие на бензине.

25-килограммовый БЛА Hero 250 может выполнять полеты продолжительностью до 3 часов, неся на борту боевую нагрузку массой 5 кг. Радиус действия составляет 150 км. Более тяжелый аппарат Hero 400 с взлетной массой 40 кг уже имеет продолжительность полета не менее 4 часов при том же радиусе действия. Интегрированная боевая часть массой 8 кг позволяет применять эту систему против широкого набора оперативных целей, среди которых компанией, в частности, упоминаются танки и другие бронированные транспортные средства. Наконец, замыкает вторую тройку БЛА от компании UVision аппарат Hero 900. На настоящий момент это самый тяжелый барражирующий боеприпас в линейке компании. Его взлетная масса составляет 97 кг, включая 20-килограммовую боевую часть. По данным компании-разработчика, продолжительность полета БЛА составляет 7 часов, а радиус действия достигает 250 км, что, впрочем, представляется несколько оптимистичным.

Еще одна израильская компания Aeronautics Defense Systems, известная разработками в области систем БЛА, дополнила линейку своих беспилотников барражирующим боеприпасом Orbiter 1K. Аппарат предназначен для поражения разнообразных целей на тактической глубине, включая живую силу противника, а также подвижные и неподвижные цели, в том числе легкобронированные.

Разработка базируется на БЛА Orbiter 2 и имеет высокую степень унификации с ним. Аппарат выполнен по схеме «летающее крыло». Электродвигатель вращает толкающий винт. Радиус действия составляет от 50 км до 100 км. Бортовая нагрузка массой 2,5 кг включает оптико-электронную/инфракрасную камеру серии Controp STAMP и осколочно-фугасную боевую часть, которая «доставляет особые вольфрамовые шарики». Система имеет режим прекращения задачи и возврата к месту старта.

США

В Соединенных Штатах также имеется несколько проектов барражирующих боеприпасов, в основном малого класса. Так, известный разработчик беспилотных систем компания AeroVironment предлагает беспилотный аппарат-«камикадзе» Switchblade. Аппарат выполнен с раскладывающимся тандемным крылом. Запуск осуществляется из пусковой трубы. Общая масса системы составляет всего 2,5 кг. Аппарат может выполнять полеты продолжительностью до 10 минут на удалении до 10 км от оператора. Эта система уже стоит на вооружении Армии США. Также имели место эксперименты по оценке возможностей использования различных носителей для данного БЛА, включая авиационные и морские.

Занимается работами по барражирующим боеприпасам и компания Lockheed Martin. Так, ракетное подразделение компании разработало систему Terminator. Первоначально аппарат планировалось создать в виде двухвинтового среднеплана с прямым крылом. Однако в 2015 году компанией был показан полностью переработанный проект данного БЛА. Он представляет собой однодвигательный аппарат с низко расположенным крылом, хвостовым оперением в виде перевернутой V. Сообщалось, что при его изготовлении используются технологии 3D-печати на основе нейлона. Запуск производится из транспортировочного контейнера (концепция Terminator-in-Tube – TNT). В головной части БЛА устанавливается двухканальная система наблюдения. Сообщалось, что система может использовать различные боевые части, включая осколочные и термобарические.

Компания Textron, также вовлеченная в работы по системам БЛА, разработала барражирующий боеприпас BattleHawk с параболическим крылом размахом около 0,7 м. Это легкая портативная система общей массой вместе с пусковым устройством менее 4,5 кг, которая представляет собой решение, совмещающее в себе 40-мм осколочно-фугасную гранату разработки компании Textron и мини-БЛА Maveric компании Prioria Robotics. Впервые она была показана в 2011 году. На борту устанавливается система наблюдения высокого разрешения, позволяющая отслеживать движущиеся цели, а также осуществлять наведение на них. Запуск осуществляется при помощи пусковой трубы. Продолжительность полета составляет около 30 минут, дальность – 5 км.

ЕВРОПА

Среди западноевропейских государств, пожалуй, наиболее показателен пример компании MBDA, которая является совместным предприятием BAE Systems, Airbus Group и Finmeccanica. Здесь с конца 1990-х годов для нужд Министерства обороны Великобритании велась разработка барражирующего боеприпаса Fire Shadow. БЛА взлетной массой около 200 кг выполняет взлет с наземной платформы с катапульты или из пускового контейнера. Крыло аппарата складное, консоли раскладываются в полетное положение при взлете. По информации компании-разработчика, при необходимости аппарат может барражировать в заданном районе до 6 часов.

Весной 2008 года был выполнен первый полет аппарата Fire Shadow, который подтвердил заложенные в него разработчиком характеристики. В результате в июне того же года Министерство обороны Великобритании заключило контракт с MBDA на дальнейшую разработку системы. В 2012 году MBDA сообщила о начале серийного производства Fire Shadow. В том же году была поставлена первая партия из 25 систем, однако боевого применения, которое предполагалось осуществить в Афганистане, по имеющимся данным, так и не произошло.

Помимо указанного проекта с достаточно тяжелым БЛА компания MBDA также предлагала барражирующий боеприпас на базе мини-БЛА с надувным крылом и электродвигателем. Аппарат TiGER (Tactical Grenade Extended Range) оснащался двумя 40-мм гранатами. Продолжительность полета и дальность действия были крайне небольшими – несколько минут и около 3 км соответственно.

Ведутся соответствующие разработки и в Восточной Европе. Так, польская компания WB Electronics предлагает барражирующий боеприпас с модульной полезной нагрузкой Warmate. Впервые он был показан общественности в 2014 году. Малоразмерный аппарат взлетной массой 4 кг со складным крылом запускается из специального контейнера. Warmate может применяться как против живой силы противника, так и против легкобронированных транспортных средств. На аппарате помимо оптико-электронной системы наблюдения польской разработки может также использоваться как кумулятивная, так и осколочно-фугасная боевая часть. Радиус действия составляет 10 км, а максимальная продолжительность полета, который может выполняться в автоматическом, полуавтоматическом, или ручном режимах, – 30 минут. Насколько известно, компания помимо Вооруженных сил Польши уже поставила данные системы на Украину. По имеющимся данным, они использовались в ходе боевых действий в Донбассе. Имеются планы по продвижению данных систем и далее на постсоветском пространстве.

Любопытно, что некоторые наработки в области барражирующих боеприпасов имеются и в соседней Белоруссии. На выставке «Армия-2016» был показан прототип подобного аппарата разработки НПЦ «Беспилотные авиационные комплексы и технологии», который предполагается использовать с борта БЛА «Буревестник» (по одному под каждой консолью крыла). Масса барражирующего боеприпаса составляет 26 кг, включая 10-килограммовую боевую часть. Как сообщалось, при старте с носителя на высоте 3,5 км дальность действия составит не менее 36 км.

ВОСТРЕБОВАНЫ НА ПЛАНЕТЕ

Барражирующие боеприпасы являются в настоящее время одним из перспективных направлений в развитии беспилотных авиационных систем. Они хорошо подходят для выполнения задач, требующих оперативных действий в быстро меняющейся боевой обстановке. В ожидании дальнейшего прогресса в развитии барражирующих боеприпасов компании из ряда технологически развитых государств мира ведут разработки подобных систем. Часть из них ведется при финансовой поддержке военных ведомств заинтересованных стран, а часть – в инициативном порядке на собственные средства. Однако уже сегодня можно говорить, что развитие технологий позволило довести их возможности до того уровня, который позволяет предполагать, что данное направление будет иметь хорошие перспективы и демонстрировать дальнейший рост.    



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBnjXs
Смотрите тут - http://perevozki.youdo.com/city/petersburg/dlv/lenregion/, выбирай нас!
Услуги мастера: https://youdo.com/auto/tuning/chip/, смотреть здесь.
Грузоперевозки: http://perevozki.youdo.com/international/europe/moldavia/, подробное описание тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer