Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Россия установила антирекорд по космическим запускам


19 декабря 2016 года Константин Ткаченко, RNS


Для российской ракетно-космической отрасли 2016-й год стал годом антирекорда по количеству космических запусков. Впервые за последние десятилетия Россия осуществила за год меньше 20 космических запусков, уступив лидерство США и Китаю.

Всего с арендуемого у Казахстана космодрома Байконур, военного космодрома Плесецк (Архангельская область) и нового космодрома Восточный (Амурская область) в 2016 году выполнено 17 космических запусков, один из которых (ракета «Союз-У» 1 декабря) был аварийным.

Даже с учетом намеченного на 28 декабря старта ракеты «Протон-М» с американским спутником связи EchoStar 21 Россия уже не сможет до конца года догнать по количеству запусков своих конкурентов — США (21 выполненный запуск) и КНР (20). Впервые сместившись с первого места на третье, Россия пока опережает Евросоюз (10), Индию (7), Японию (3) и Израиль (1). Всего в мире в 2016 году выполнено 88 космических стартов.

Лидер отрасли

В предыдущие годы на российские космические пуски приходилось от 30% до 40% от общего объема пусковых услуг в мире. Россия в запусках лидировала. Так, в 2015 году на Россию пришлось 26 спутников (США — 20, КНР — 19, ЕС — 11). В 2014 году Россия выполнила 32 запуска (один аварийный), США — 23, КНР — 16, ЕС — 11.

Во времена СССР страна была лидером по числу космических запусков. Пик пришелся на 1982-й год, когда СССР выполнил более 100 космических запусков. После этого количество космических стартов в нашей стране уменьшалось, достигнув минимума в 2002 году, когда было выполнено чуть более 20 запусков.

Снижение показателя космических запусков в России в 2016 году может быть связано, в частности, с неудачной пусковой кампанией тяжелой ракеты «Протон-М». С начала года выполнено всего три запуска этих ракет, тогда как обычно осуществлялось от 8 до 12 пусков «Протон-М».

Ряд запусков в 2016 году был перенесен на более поздний срок в связи с выяснением причин нештатной работы одного из двигателей второй ступени ракеты «Протон-М» во время июньского запуска аппарата Intelsat DLA-2. Тогда источник в космической отрасли сообщил RNS, что при запуске спутника один из двигателей отключился на восемь секунд раньше положенного времени. Ошибку пришлось компенсировать двигателями других ступеней. В результате спутник был выведен на расчетную орбиту.

Роль аварий и санкций

У России нет необходимости поддерживать число пусков на прежнем уровне, считает член-корреспондент Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского Александр Железняков.

«Во-первых, мы уже закончили в основном развертывание наших спутниковых группировок навигационной системы, системы связи. И того количества запусков, которые требовались в предыдущие годы, сейчас уже не требуется. Поэтому произошло уменьшение запусков по нашей национальной программе», — сказал Железняков.

По его словам, также «начали сказываться последствия тех аварий с ракетой-носителем "Протон", которые произошли в предыдущие годы». «Все-таки часть заказчиков ушли от использования "Протона", в результате количество коммерческих пусков этой ракеты-носителя в этом году резко уменьшилось. Если я не ошибаюсь, в предыдущем было восемь, за год до этого 12, в этом году только четыре. Ну и в результате по сумме получилось, что мы оказались на третьем месте после США и Китая по количеству запущенных ракет», — сказал эксперт.

Он подчеркнул, что «статус космической державы определяется не количеством запущенных ракет, а количеством и назначением космических аппаратов, которые были выведены в космос».

«Вот там сложнее и хуже ситуация. У нас нет ни одной межпланетной станции, у нас практически отсутствуют научные спутники — их можно по пальцам пересчитать. Вот это самая большая беда. А то, что мы стали меньше запускать ракет, перестали быть космическим извозчиком, — ничего страшного», — сказал Железняков.

Эту точку зрения отчасти разделил независимый эксперт в области космической политик Андрей Ионин. По его словам, оценивать уровень развития космонавтики количеством запусков некорректно. «Взрослые люди все-таки какими-то другими горизонтами меряют космонавтику. Это же огромный процесс, долгосрочный», — сказал он. По его словам, «важнее качество, чем количество».

«В коммерческих пусках мы просели по понятным причинам: есть санкции, а космический рынок очень чувствителен на все риски. Здесь на кону миллионы долларов, и поэтому любые риски воспринимаются как угрозы. Поэтому лучше уйти на другую ракету, которая есть на рынке, чем рисковать и не получить в результате разрешение Госдепа на запуск. Поэтому количество коммерческих пусков существенно снизилось», — сказал эксперт.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока



Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBv8jf
Юридические услуги: https://youdo.com/lawyer/civillaw/military/, посетить сайт.
Перевозка грузов: http://perevozki.youdo.com/cars/tonar/, выбирай!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer