Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Дальнемагистральные перевозки – перспективная бизнес-модель низкобюджетных авиакомпаний


6 декабря 2016 года Владимир Горбунов, Журнал "АвиаСоюз"


Автор статьи – известный авиационный специалист. Окончил Омское летно-техническое училище ГА и Московский институт инженеров ГА, а также получил экономическое и управленческое образование в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. 

Работал в авиакомпании «Аэрофлот», Нерюнгринском ОАО Якутского УГА, авиакомпании «Даймонд Саха Эйрлайнз» – первой региональной авиакомпании, освоившей эксплуатацию самолетов А310 на региональных авиалиниях. 

В Кингстонском университете (Великобритания) получил степень магистра делового администрирования (MBA) и диплом по специализации «стратегическое управление», защитил диссертацию. Работал в Московском представительстве компании Airbus, в том числе региональным директором программ и инициатив Airbus в области безопасности полетов в России и СНГ.
Владимир Павлович Горбунов стоял у истоков создания в России низкобюджетных авиаперевозчиков, в свое время запустил лоукостеры «Авианова» и «Добролёт». До недавнего времени возглавлял авиакомпанию «Нордавиа – региональные авиалинии» – базового перевозчика на северо-западе России.

Современная структура российской авиатранспортной системы в целом охватывает все сегменты рынка авиационных перевозок и, в основном, удовлетворяет существующий спрос, но не всегда своевременно реагирует на появление интересных бизнес-моделей и тенденций в мировой авиатранспортной индустрии.

Тенденции и передовые технологии мирового рынка авиаперевозок приходят в российскую авиаиндустрию с некоторым отставанием и часто не находят своего воплощения до определенного момента времени ввиду недооценки их перспективности или же технико-технологических проблем реализации. 

По мнению автора этой статьи, одной такой недооцененной, но перспективной инновацией является развитие сегмента низкобюджетных авиаперевозок на дальнемагистральных маршрутах. Это направление находит все более широкое распространение среди передовых низкобюджетных перевозчиков в Азии и Европе через адаптацию своих бизнес-моделей к новым тенденциям рынка и нарастающему спросу на бюджетные авиаперелеты на дальнемагистральных маршрутах (Air Asia, Norwegian Air Shuttle, Eurowings и др.). 

В этой связи, дальнемагистральные маршруты представляют особый интерес в плане повышения транспортной доступности населения за счет развития низкобюджетного сектора России как страны с уникальной географией, соотношением факторов – протяженность маршрутных сетей и неравномерность концентрации населения по огромной территории.

В первую очередь, речь идет о перспективности внедрения данной модели на внутреннем рынке и перевозках по направлениям Дальний Восток, Восточная Сибирь – Центральные и Южные регионы страны, где протяженность маршрутов сравнима с дальнемагистральными перелетами вышеуказанных авиаперевозчиков через Атлантику или оси Юго-Восточная Азия – Европа.

Но, несмотря на очевидную привлекательность этой бизнес-модели, ее реализация в условиях сложившейся и глубоко непропорциональной сегментации российского рынка (полносервисные авиакомпании, чартерные авиакомпании и единственный лоукостер) до сих пор не находит своего воплощения. Во многом это объясняется объективными причинами: отсутствием достаточно развитой низкобюджетной базы как платформы для старта, так как сам сектор бюджетных перевозок еще недавно вообще отсутствовал. Но после нескольких попыток (в том числе, и усилиями автора этой публикации) все же нашел свое воплощение, но пока минимизирован до одного единственного оператора. При этом, в мировой практике доля бюджетных авиаперевозчиков – около 40% или более, варьируясь от континента к континенту, являясь той необходимой базой для запуска бизнес-модели и на дальнемагистральных маршрутах. 

Характерен пример Европы, где доля низкобюджетных компаний в объеме перевозок пассажиров Европейского Союза (ЕС) постоянно растет, тогда, как доля традиционных компаний сокращается, в том числе, и за счет миграции в сторону низкобюджетного сектора.

Другой причиной, и, в некоторой степени, тормозящей процесс, является также отсутствие исследований и глубокого анализа существующей мировой практики, накопленного опыта воплощения подобных проектов создания низкобюджетных авиаперевозчиков и трансформации бизнес-моделей полносервисных авиакомпаний. Очевидно, что необходим системный анализ, где для обоснования выводов по востребованности данного сегмента в области низкобюджетных авиаперевозок необходимо рассмотреть такие вопросы как бизнес-моделирование, принципы системно-интегральной методологии, а также изучение факторов и параметров структурной организации базовой (архетипической) модели низкобюджетных авиакомпаний. 

Определенно необходим анализ общемировых практик и в отношении способов и методов адаптации низкобюджетных компаний к дальнемагистральным маршрутам, которые исторически относятся к компетенции традиционных авиакомпаний. После ухода знакового в этом сегменте перевозчика, как «Трансаэро», обладавшего наиболее емкостным дальнемагистральным флотом и имевшего серьезное позиционирование на дальневосточных маршрутах, перспективы внедрения низкобюджетной модели на дальнемагистральных маршрутах, прежде всего, на Дальний Восток и Восточную Сибирь, вполне реальны. Но это требует серьезных проработок в части анализа, объективно существующего так называемого «спящего спроса» и источников конкурентного преимущества с учетом факторов системы предпочтений групп пассажиров, а также практических решений по выбору наиболее подходящих типов воздушных судов и адаптации многих важных позиций, специфичных для бизнес-модели низкобюджетных компаний, к особенностям российского рынка. 

Практика классических низкобюджетных авиакомпаний базовой (архетипической) модели, как наиболее развитого сегмента мировых низкобюджетных перевозчиков, представляет собой наибольший интерес с точки зрения анализа позиций системно-интегральной методологии, где низкобюджетные авиакомпании рассматриваются как системы, обеспечивающие свою устойчивость на конкурентном рынке за счет известных и хорошо себя зарекомендовавших преимуществ бизнес-модели в сравнении с традиционными авиакомпаниями. Применимость этих практик во многом может служить залогом для успешного встраивания низкобюджетной авиакомпании на дальнемагистральных маршрутах в отечественную транспортную систему и получения устойчивого конкурентного преимущества на авиарынках, прежде всего, на Дальний Восток и Восточную Сибирь.

Безусловно, отличительная черта дальних перелетов в РФ – фактор сезонности и разницы в плотности населения между регионами в центральной и восточной частях страны, создающий неравномерность спроса. Будучи во многом российской спецификой, но известными в мировой практике, эти обстоятельства накладывают серьезные требования к выстраиванию сбалансированной сети маршрутов и оборота воздушных судов между парами городов с устойчивыми пассажиропотоками и спросом. 

Таким образом, анализ тенденций мирового рынка и источников исследований западных практик, а также уровня их адаптивности к российскому рынку авиаперевозок показывает, что перспективы внедрения низкобюджетной бизнес-модели на дальнемагистральных маршрутах в современных условиях состояния авиатранспортной системы РФ вполне реальны. Но это требует серьезных проработок в части анализа источников конкурентного преимущества с учетом многих факторов, где отсутствие приемлемого отечественного дальнемагистрального типа воздушных судов большой вместимости является наиболее существенным.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп



Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBUHZw
По ссылке http://perevozki.youdo.com/international/europe/moldavia/ можно найти здесь.
Смотрите: http://perevozki.youdo.com/country/oversized/dlv/drugoygorod/, лучшие цены.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer