Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Режим "Открытые нервы"


1 февраля 2016 года Сергей Строкань, Иван Сафронов, КоммерсантЪ


Отношения Москвы и Анкары обострились до предела: ВВС Турции переведены в состояние повышенной боеготовности после сообщения о якобы имевшем место нарушении воздушного пространства страны российским самолетом Су-34. Министерство обороны РФ называет обвинения пропагандой, но Анкара настроена решительно. Президент Реджеп Тайип Эрдоган потребовал встречи с Владимиром Путиным, пригрозив, что Россия "столкнется с последствиями, если продолжит нарушать границы Турции". В свою очередь, генсек НАТО Йенс Столтенберг призвал Москву "принять все меры для недопущения таких случаев" и поддержал "территориальную целостность Турции". Безоговорочно встали на сторону Анкары и в Пентагоне. Новый инцидент в воздушном пространстве Турции на фоне войны нервов повышает риск прямого столкновения Москвы и Анкары, грозя региону конфликтом с непредсказуемыми последствиями. По данным "Ъ", Москва уже перебросила в Сирию новейшие истребители Су-35С.

Российско-турецкая волна

МИД Турции выступил с официальным заявлением о нарушении воздушного пространства страны российским фронтовым бомбардировщиком Су-34, якобы происшедшем в минувшую пятницу в 11:46 по местному времени. По версии Анкары, вторгшийся на территорию Турции Су-34 проигнорировал многократные предупреждения на русском и на английском, направлявшиеся турецкими радиолокационными станциями, и находился над территорией приграничной с Сирией провинции Газиантеп в течение 20-25 секунд.

В пятницу вечером в МИД Турции был вызван посол РФ в Анкаре Андрей Карлов, которому "были высказаны протест и осуждение". Официальная российская реакция была незамедлительной и предсказуемо жесткой. Как сообщил "Ъ" представитель Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков, заявления Турции о нарушении воздушного пространства страны самолетом Су-34 — "голословная пропаганда". "Радиолокационные станции, осуществляющие контроль воздушного пространства, могут фиксировать лишь высоту, курс и скорость объекта в воздухе,— пояснил он.— Ни один из подобных радаров не способен установить тип и государственную принадлежность воздушного объекта — России или возглавляемой США так называемой коалиции. Это возможно только с помощью прямого визуального контакта с другого самолета, которого не было". По его словам, ни российские средства ПВО в Сирии, ни сирийские РЛС нарушений сирийско-турецкой границы не зафиксировали.

Высокопоставленный источник "Ъ" в Генштабе РФ добавил, что все контакты с турецкой армией были прерваны после уничтожения российского Су-24 в конце ноября прошлого года "и с тех пор не восстанавливались". "О каких предупреждениях они говорят, мы не понимаем",— отметил он. Собеседник "Ъ" также обратил внимание на то, что Турция была "крайне раздражена" мерами, принятыми Россией после инцидента с Су-24, в частности размещением на авиабазе Хмеймим зенитных ракетных комплексов С-400 "Триумф", которые прикрыли всю Сирию, де-факто лишив турецкие ВВС доступа к ее воздушному пространству.
 
А поздно вечером 31 января глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу, находящийся с визитом в Саудовской Аравии, заявил, что данные о нарушении воздушного пространства уже переданы России.

Официальная Анкара настаивает на своей правоте и пытается развернуть генеральное дипломатическое наступление на Россию и переломить ситуацию в свою пользу. Так, 30 января президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, сообщив о том, что после истории с Су-34 он потребовал от турецкого МИДа организовать ему личную встречу с Владимиром Путиным, дал понять, что ждет реакции от Москвы.

"Такие безответственные шаги не приносят пользу ни России, ни отношениям России и НАТО, ни региональному и глобальному миру",— заявил турецкий лидер. И предупредил, что Москва "столкнется с последствиями, если продолжит нарушать границы Турции" (о каких шагах Анкары идет речь, президент не уточнил).

30 января турецкие СМИ сообщили, что после истории с Су-34 командование ВВС страны перевело свои подразделения на "оранжевый" уровень угрозы. Этот вариант несения боевого дежурства означает, что "столкновение может произойти в любой момент и что подразделения ВВС должны быть готовыми к обороне и нападению". Последний раз "оранжевый" уровень угрозы Анкара вводила в середине декабря 2015 года, когда турецкие ВВС готовились к масштабной операции против Рабочей партии Курдистана.

В один и тот же воздух нельзя войти дважды
 
Инцидент с Су-34 напоминает историю со сбитым в конце ноября 2015 года Су-24, но между ними есть и принципиальные различия. Во-первых, Анкара не пошла на прямую военную конфронтацию с Москвой, не рискнув атаковать реальный или воображаемый Су-34. Во-вторых, риторика турецкого руководства свидетельствует о стремлении максимально интернационализировать конфликт с Москвой, выведя его за рамки двусторонних отношений. В заявлении президента Эрдогана сделана попытка сместить акцент на региональные и глобальные последствия, в том числе для отношений России и НАТО.

В-третьих, первая международная реакция на историю с Су-34 свидетельствует о более недвусмысленной, чем в ноябре 2015 года, поддержке Турции со стороны евроатлантических союзников. Два месяца назад руководство НАТО призывало обе стороны к диалогу и деэскалации, а теперь в Брюсселе безоговорочно поддержали Анкару. "Россия должна принять все необходимые меры, чтобы подобные нарушения больше не происходили. НАТО выражает солидарность с Турцией и поддерживает территориальную целостность нашего союзника",— заявил генсек НАТО Йенс Столтенберг. Наряду с призывом к "спокойствию и деэскалации" он потребовал от Москвы "уважать воздушное пространство альянса".

Турецкую версию случившегося поддержали и в военном ведомстве США. "Мы можем подтвердить, что еще один российский военный самолет нарушил воздушное пространство Турции и НАТО",— заявил в субботу неназванный представитель Пентагона.

Угроза прямого столкновения
 
Опрошенные "Ъ" эксперты считают, что по сравнению с ноябрем 2015 года ситуация для России сегодня выглядит более непростой. "В последние два месяца президент Эрдоган последовательно работал над тем, чтобы обеспечить себе поддержку со стороны евроатлантических союзников. Более решительный тон заявлений, звучащих в Брюсселе и Вашингтоне по поводу инцидента с Су-34, свидетельствует, что отчасти ему это удалось. Европа и Запад в целом сегодня крайне заинтересованы в поддержке Турции по вопросу о беженцах. Президент Эрдоган пытается на этом сыграть и выбить из Запада новые преференции, включая поддержу в конфликте с Москвой. Историей с Су-34 он посылает России четкий сигнал: давайте договариваться, иначе может произойти новый конфликт, в котором за спиной у Анкары будут стоять НАТО и Евросоюз",— пояснил "Ъ" директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.

По его мнению, Россия оказалась перед трудным выбором: "С одной стороны, Москва не может позволить себе снизить активность своей операции против радикальных группировок в приграничных с Турцией районах Сирии, чего добивается Анкара. Такие действия перечеркнули бы достижения военной кампании последних месяцев и были бы восприняты как отступление, если не поражение. С другой стороны, скрытая угроза со стороны Эрдогана свидетельствует о том, что риск нового столкновения становится более реальным".

В свою очередь, директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов сомневается, что Су-34 нарушил воздушное пространство Турции. "Су-34 — это самый современный самолет из используемых военно-космическими силами в Сирии, он оснащен всем необходимым оборудованием, чтобы не допускать подобных инцидентов. Тем более что после гибели Су-24 Москва сделала необходимые выводы и действует крайне осторожно",— отмечает господин Пухов.

По мнению эксперта, повышая градус риторики, президент Эрдоган пытается вынудить Владимира Путина возобновить прямой диалог с турецким руководством, которого российский лидер избегает после уничтожения Су-24. Однако подобная тактика может привести к обратным результатам. "История с Су-34 и ее интерпретация — это события, которые приближают нас к прямому военному столкновению с Турцией",— предостерегает Руслан Пухов.

Между тем Москва демонстрирует готовность к любому повороту событий, наращивая свое военное присутствие в Сирии. По словам источника "Ъ" в органах оперативного военного управления, руководство Генштаба приняло решение впервые испытать в боевых условиях в Сирии новейшие истребители Су-35С. По неофициальной информации, речь идет о четырех самолетах, в октябре-ноябре прошлого года переданных ВКС России авиационным заводом в Комсомольске-на-Амуре.

Эти самолеты изначально вошли в состав 23-го истребительного авиационного полка 303-й гвардейской смешанной авиационной дивизии 11-й армии ВВС и ПВО Восточного военного округа (аэродром Дземги), а затем были переброшены в Астрахань (аэродром Приволжский). Однако несколько дней назад Су-35C вылетели из Астрахани и через Каспийское море, а также воздушное пространство Ирана и Ирака добрались до сирийской Латакии. По словам офицера Генштаба, теперь состав смешанной авиагруппы ВКС России на авиабазе Хмеймим превышает 70 самолетов и вертолетов.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer