Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Миллиарды выйдут на связь


11 февраля 2016 года Иван Сафронов, КоммерсантЪ


Как стало известно "Ъ", проблемы с космическими аппаратами связи нового поколения вынуждают Минобороны РФ возобновить закупку спутников связи "Меридиан". На это военные получат дополнительно 14 млрд руб. В противном случае российская система спутниковой связи не сможет решить оборонные задачи. Предполагалось, что существующую сейчас группировку из четырех таких аппаратов с 2018 года постепенно начнут заменять новейшие спутники "Сфера-В". Однако теперь промышленность сможет передать первую "Сферу" не ранее 2021 года.

О том, что военное ведомство вновь закажет связные спутники "Меридиан" (изделие 14Ф112), "Ъ" рассказали источники в ракетно-космической отрасли и в Минобороны. Речь идет о покупке четырех новых аппаратов, первый из которых планируется вывести на орбиту не позднее 2018 года.

"Вопрос поднимался во время одного из закрытых совещаний под руководством Владимира Путина,— говорит собеседник "Ъ".— Инициатива исходила от представителей промышленности, министр обороны их поддержал". По итогам совещания президент согласился выделить на четыре "Меридиана" около 14 млрд руб., еще не менее 8 млрд руб. уйдет на средства их выведения — ракеты-носители типа "Союз-2.1" и разгонные блоки "Фрегат". Официальный представитель космических войск вчера для комментариев "Ъ" был недоступен.

"Меридиан" (изделие 14Ф112) — серия спутников связи двойного назначения, разработанных ОАО ""Информационные спутниковые системы" имени академика М. Ф. Решетнева" по заказу Минобороны. Спутники входят в состав Единой системы спутниковой связи второго этапа (ЕССС-2). Масса космического аппарата — 2100 кг, минимальная высота орбиты — 1000 км, максимальная — 40 000 км. Срок активного существования на орбите — семь лет.

С декабря 2006 по октябрь 2014 года военные запустили с Плесецка семь "Меридианов", но работают из них только четыре: два запуска (в 2006 и 2011 годах) были неудачными, а один (2009 год) признан лишь "частично успешным". Все они функционируют на высокоэллиптической орбите, где заменили устаревшие спутники связи "Молния-3" и "Молния-1Т". Работая в связке с геостационарными аппаратами типа "Радуга" в рамках ЕССС-2, "Меридианам" предстояло решить ряд гражданских и военных задач. Например, обеспечивать связь между морскими судами, самолетами ледовой разведки и береговыми наземными станциями в районе Северного морского пути. В конце 2013 года в интервью "РИА Новости" командующий существовавшими тогда войсками воздушно-космической обороны Александр Головко уточнял, что система позволяет обеспечивать "высшее политическое руководство страны спутниковой связью". По неофициальной информации, с помощью ее каналов при необходимости может быть отдан сигнал на боевое применение стратегических ядерных сил.

Военные с самого начала планировали приобрести только семь "Меридианов". Об этом, в частности, гендиректор ИСС имени Решетнева Николай Тестоедов заявлял агентству "Интерфакс-АВН" на международной выставке цифровых и телекоммуникационных технологий CeBIT в 2013 году. Тогда же он уточнил, что спутникам типа "Меридиан" на смену придут космические аппараты нового поколения: "Для этого будет открыта опытно-конструкторская работа".

По информации "Ъ", речь идет об опытно-конструкторской работе "Сфера". Предполагалось, что первый высокоэллиптический аппарат "Сфера-В" будет выведен на орбиту в 2018 году. Однако, как рассказали собеседники "Ъ" в космической отрасли, из-за технических сложностей ее старт состоится не ранее 2021 года. Самый старый из работающих "Меридианов" был запущен из Плесецка в 2010 году, а самый последний — в 2014-м. Иными словами, если бы военные не вернулись к проекту "Меридиан", то к 2021 году они рисковали остаться вообще без единого аппарата на высокоэллиптических орбитах. "Это непременно сказалось бы на возможностях всей системы, допустить такой катастрофы мы не могли",— говорит офицер Минобороны, добавляя, что в целом резерв из четырех "Меридианов" можно будет использовать для выполнения поставленных задач до того момента, как в строй будет введена "Сфера".

По признанию нескольких источников "Ъ" в космической отрасли, вариант с закупкой дополнительных "Меридианов" — временное решение: военным необходимы аппараты, способные обеспечивать связь практически на всей территории Арктики, но "Меридианы" с этой задачей в полной мере не справятся. "Их можно было бы доработать и модернизировать, но для этого сначала потребуется открыть достаточно дорогостоящую опытно-конструкторскую работу, провести испытания, а уже после приступить к созданию спутника "в железе"",— говорит собеседник "Ъ", утверждая, что на это нет ни времени, ни средств. Изготовителям же аппарата жаловаться не приходится: для них четверка "Меридианов" — это гарантированный заказ на несколько лет.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer