Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Проверка реальностью


16 февраля 2016 года Илья Крамник, Lenta.ru


Открывающийся 16 февраля 2016 года авиасалон в Сингапуре — идеальная тестовая площадка для российского производителя, с одной стороны — конкурентная, с другой — хорошо знакомая. Эксперимент обещает быть интересным: глубокая девальвация рубля и заметно усилившаяся за последние полгода репутация дают уникальное сочетание возможностей.

Рынок «Сухого»

Около 400 истребителей семейства Су-27/30, поставленных в Юго-Восточную Азию в 1990-2010-х годах, сами по себе формируют новый облик местного рынка боевой авиации. Это основа первой линии ВВС Китая, Индии, Индонезии, Малайзии, Вьетнама. При этом если для Китая и Вьетнама Су-27, а затем и Су-30 были практически безальтернативными, то у остальных выбор был куда шире.

Влияние Су-27 и его вариантов трудно переоценить. Благодаря им ВВС стран региона приобрели совершенно новые возможности. Прежде всего это касается дальности действия. Боевым радиусом в полторы и более тысячи километров без дозаправки и подвесных топливных баков не может похвастаться ни один из конкурентов, включая одноклассников — F/А-18Е/F, которыми в регионе, помимо регулярно «пасущихся» в местных водах авианосцев ВМС США, вооружены австралийцы, и F-15 ВВС Японии, Южной Кореи и Сингапура.

Впрочем, к концу 2000-х российские машины начали утрачивать ранее довольно заметное ценовое преимущество. Стоимость одного Су-30МКИ для ВВС Индии с учетом всех дополнительных соглашений и услуг перевалила за 100 миллионов долларов, а это заметно дороже «Супер Хорнета». Для повышения интереса к платформе требовалось нечто новое, и на рынок вышел Су-35 — глубоко модернизированная версия истребителя, в которой используется оборудование, разработанное в рамках проекта по машине следующего (пятого) поколения. В свою очередь, девальвация рубля и эту машину, и предшествующие версии истребителей «Сухого» заметно удешевила, а практическая демонстрация боевых качеств российских самолетов в Сирии добавила недостающую строку в «послужной список».

На Су-35 уже есть покупатели. Китай возьмет 24, Индонезия — 10 истребителей с возможным дальнейшим увеличением поставок. Не исключено и продолжение «индийского сериала» с Су-30. Требование сформировать к 2020 году 52 эскадрильи в составе индийских ВВС по-прежнему в силе. После провальной истории с тендером MMRCA, когда есть сомнения в поставках даже 36 «Рафалей», на которые вроде бы подписан контракт (изначально планировалось закупить 126 машин), весьма вероятно подписание допсоглашения о поставках еще 30-40 Су-30МКИ со сборкой по лицензии в Индии.

Еще больше самолетов

Наращивание численности ВВС вообще — одна из ключевых региональных тенденций. В списке обладателей крупнейших ВВС страны Азии в последние два десятилетия практически полностью вытеснили из первой десятки европейские государства.

В топ-10 осталась только одна страна Евросоюза — Франция, занимающая 7-е место с 1 282 пилотируемыми летательными аппаратами военного назначения всех типов. Лидируют традиционно США с парком самолетов и вертолетов военного назначения в 13 717 единиц, на втором — Россия (3 547), на третьем — Китай (2 942). А следом — азиатские государства (и вклинившиеся в их ряды Египет с Францией).

В первой десятке государств с наиболее крупным парком именно боевых самолетов стран Евросоюза нет вообще. Первая тройка та же: США (2 785 машин), Китай (1 528) и Россия (1 432). Далее в топ-10 — только азиатские государства и примкнувший к ним Египет. Удивляться этому не приходится — военные возможности определяются экономическими, а центр мирового экономического роста достаточно давно переместился на Восток.

Понятно, что состояние европейской авиации Россию интересует лишь с точки зрения военного потенциала НАТО. Спроса на отечественные боевые машины в Европе никто не ждет, да и гражданские перспективы крайне туманны. Что же касается других частей света, то, помимо АТР, где, кроме Китая, Индонезии и Индии, не стоит исключать новых контрактов с Вьетнамом и Малайзией, наиболее перспективно выглядит Ближний Восток — в первую очередь Иран и Северная Африка. Можно отметить уже заключенный контракт на поставку МиГ-29 в Египет, но, учитывая заинтересованность этой страны в возобновлении туристического потока из России, вероятен успех в переговорах и по другим видам техники, в том числе и по гражданским самолетам.

Гражданскую авиацию Россия планирует поставлять и в страны АТР. По прогнозам Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), до 2030 года в регионе предполагается сбыть не менее 150 самолетов SSJ-100 в базовой версии и версии SV (с увеличенной длиной и пассажировместимостью). Хотя, судя по всему, громких контрактов в этой сфере на Singapore Air Show-2016 не будет.

Летающие парты

Еще одна потенциальная точка роста принадлежит сектору учебных машин. Реактивный Як-130 уже пользуется спросом, а на сингапурском шоу публике продемонстрируют модель нового поршневого учебного самолета Як-152, предназначенного для первоначальной подготовки летчиков. В идеале Як-152 и 130 позволят выстраивать полный цикл подготовки пилотов практически для всех существующих машин четвертого поколения, как отечественных, так и зарубежных.

В регионе первым обладателем Як-130 стал Бангладеш, получающий эти машины с 2015 года. Преимущество Як-130, особенно в странах третьего мира, — способность выполнять боевые задачи и сокращение его цены в силу уже упомянутых экономических процессов — должно поспособствовать переходу некоторых ведущихся переговоров из стадии обсуждения взаимного интереса к этапу выработки конкретных условий контракта.

***
Сингапур не обещает рекордных объемов сделок и прорывных контрактов для российского авиапрома. Прорывы и успехи традиционно большей частью «резервируются» за домашними салонами МАКС, а также индийскими и китайскими форумами. Однако сама по себе выставка в одной из самых развитых стран АТР позволяет напрямую оценить привлекательность российских вариантов на фоне основных соперников по рынку, причем там, где российские боевые самолеты уже надежно завоевали место под солнцем.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer