Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Проверка реальностью


16 февраля 2016 года Илья Крамник, Lenta.ru


Открывающийся 16 февраля 2016 года авиасалон в Сингапуре — идеальная тестовая площадка для российского производителя, с одной стороны — конкурентная, с другой — хорошо знакомая. Эксперимент обещает быть интересным: глубокая девальвация рубля и заметно усилившаяся за последние полгода репутация дают уникальное сочетание возможностей.

Рынок «Сухого»

Около 400 истребителей семейства Су-27/30, поставленных в Юго-Восточную Азию в 1990-2010-х годах, сами по себе формируют новый облик местного рынка боевой авиации. Это основа первой линии ВВС Китая, Индии, Индонезии, Малайзии, Вьетнама. При этом если для Китая и Вьетнама Су-27, а затем и Су-30 были практически безальтернативными, то у остальных выбор был куда шире.

Влияние Су-27 и его вариантов трудно переоценить. Благодаря им ВВС стран региона приобрели совершенно новые возможности. Прежде всего это касается дальности действия. Боевым радиусом в полторы и более тысячи километров без дозаправки и подвесных топливных баков не может похвастаться ни один из конкурентов, включая одноклассников — F/А-18Е/F, которыми в регионе, помимо регулярно «пасущихся» в местных водах авианосцев ВМС США, вооружены австралийцы, и F-15 ВВС Японии, Южной Кореи и Сингапура.

Впрочем, к концу 2000-х российские машины начали утрачивать ранее довольно заметное ценовое преимущество. Стоимость одного Су-30МКИ для ВВС Индии с учетом всех дополнительных соглашений и услуг перевалила за 100 миллионов долларов, а это заметно дороже «Супер Хорнета». Для повышения интереса к платформе требовалось нечто новое, и на рынок вышел Су-35 — глубоко модернизированная версия истребителя, в которой используется оборудование, разработанное в рамках проекта по машине следующего (пятого) поколения. В свою очередь, девальвация рубля и эту машину, и предшествующие версии истребителей «Сухого» заметно удешевила, а практическая демонстрация боевых качеств российских самолетов в Сирии добавила недостающую строку в «послужной список».

На Су-35 уже есть покупатели. Китай возьмет 24, Индонезия — 10 истребителей с возможным дальнейшим увеличением поставок. Не исключено и продолжение «индийского сериала» с Су-30. Требование сформировать к 2020 году 52 эскадрильи в составе индийских ВВС по-прежнему в силе. После провальной истории с тендером MMRCA, когда есть сомнения в поставках даже 36 «Рафалей», на которые вроде бы подписан контракт (изначально планировалось закупить 126 машин), весьма вероятно подписание допсоглашения о поставках еще 30-40 Су-30МКИ со сборкой по лицензии в Индии.

Еще больше самолетов

Наращивание численности ВВС вообще — одна из ключевых региональных тенденций. В списке обладателей крупнейших ВВС страны Азии в последние два десятилетия практически полностью вытеснили из первой десятки европейские государства.

В топ-10 осталась только одна страна Евросоюза — Франция, занимающая 7-е место с 1 282 пилотируемыми летательными аппаратами военного назначения всех типов. Лидируют традиционно США с парком самолетов и вертолетов военного назначения в 13 717 единиц, на втором — Россия (3 547), на третьем — Китай (2 942). А следом — азиатские государства (и вклинившиеся в их ряды Египет с Францией).

В первой десятке государств с наиболее крупным парком именно боевых самолетов стран Евросоюза нет вообще. Первая тройка та же: США (2 785 машин), Китай (1 528) и Россия (1 432). Далее в топ-10 — только азиатские государства и примкнувший к ним Египет. Удивляться этому не приходится — военные возможности определяются экономическими, а центр мирового экономического роста достаточно давно переместился на Восток.

Понятно, что состояние европейской авиации Россию интересует лишь с точки зрения военного потенциала НАТО. Спроса на отечественные боевые машины в Европе никто не ждет, да и гражданские перспективы крайне туманны. Что же касается других частей света, то, помимо АТР, где, кроме Китая, Индонезии и Индии, не стоит исключать новых контрактов с Вьетнамом и Малайзией, наиболее перспективно выглядит Ближний Восток — в первую очередь Иран и Северная Африка. Можно отметить уже заключенный контракт на поставку МиГ-29 в Египет, но, учитывая заинтересованность этой страны в возобновлении туристического потока из России, вероятен успех в переговорах и по другим видам техники, в том числе и по гражданским самолетам.

Гражданскую авиацию Россия планирует поставлять и в страны АТР. По прогнозам Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), до 2030 года в регионе предполагается сбыть не менее 150 самолетов SSJ-100 в базовой версии и версии SV (с увеличенной длиной и пассажировместимостью). Хотя, судя по всему, громких контрактов в этой сфере на Singapore Air Show-2016 не будет.

Летающие парты

Еще одна потенциальная точка роста принадлежит сектору учебных машин. Реактивный Як-130 уже пользуется спросом, а на сингапурском шоу публике продемонстрируют модель нового поршневого учебного самолета Як-152, предназначенного для первоначальной подготовки летчиков. В идеале Як-152 и 130 позволят выстраивать полный цикл подготовки пилотов практически для всех существующих машин четвертого поколения, как отечественных, так и зарубежных.

В регионе первым обладателем Як-130 стал Бангладеш, получающий эти машины с 2015 года. Преимущество Як-130, особенно в странах третьего мира, — способность выполнять боевые задачи и сокращение его цены в силу уже упомянутых экономических процессов — должно поспособствовать переходу некоторых ведущихся переговоров из стадии обсуждения взаимного интереса к этапу выработки конкретных условий контракта.

***
Сингапур не обещает рекордных объемов сделок и прорывных контрактов для российского авиапрома. Прорывы и успехи традиционно большей частью «резервируются» за домашними салонами МАКС, а также индийскими и китайскими форумами. Однако сама по себе выставка в одной из самых развитых стран АТР позволяет напрямую оценить привлекательность российских вариантов на фоне основных соперников по рынку, причем там, где российские боевые самолеты уже надежно завоевали место под солнцем.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга



Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer