Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Билеты пахнут керосином


18 февраля 2016 года Юлия Кривошапко, Татьяна Шадрина, Российская газета


Российские авиаперевозчики начали поднимать цены на билеты на популярные у россиян летние направления: в Болгарию, Израиль, Грецию. Ряд авиакомпаний пеняют на слишком дорогое топливо и даже просят ввести на этом рынке антимонопольное регулирование. В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) "РГ" заявили, что дело вовсе не в керосине.

Авиакомпании утверждают, что цены на топливо в России, в целом, выше, чем в Европе. По этому поводу перевозчики обращались в минтранс, а позже представитель одной из авиакомпаний публично просил подключиться к делу еще и ФАС. Однако там считают, что на рынке авиатоплива все спокойно.

"Мы постоянно мониторим ситуацию с ценами на авиакеросин, - рассказал "РГ" замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин. - Для этого создана соответствующая инфраструктура. Есть котировки биржи. Есть внебиржевые сделки, на основе которых также формируются индикаторы цены. Цены в середине февраля текущего года составили 26-28 тыс.яч рублей за тонну. Это примерно тот же уровень цен, что был в этот же период прошлого года. Также он соразмерен с зарубежными котировками".

По словам Голомолзина, нужно также учитывать, что на рынке авиатоплива существует механизм возмещения акциза, который в составе стоимости авиакеросина платят авиакомпании. Вычет рассчитывается как сумма акциза, умноженная на утвержденный коэффициент. В прошлом году акциз был 2300 рублей за тонну при коэффициенте 2. В нынешнем - 3 тысячи рублей при коэффициенте 1,84. То есть авиакомпании платят в этом году меньше, чем в 2015-м.

Схема покупки авиакеросина перевозчиками достаточно проста: они могут покупать топливо на рынке в рамках прямых контрактов с нефтяными компаниями либо на бирже. В аэропорты топливо доставляется либо по трубе, либо железнодорожным транспортом. Затем хранится в топливно-заправочных комплексах (ТЗК) и заправляется "в крыло" либо по трубопроводам, либо с помощью топливных заправщиков.

Аэропортовые ТЗК могут быть как "дочками" нефтяных компаний, так и независимыми игроками. При этом все они без исключения обязаны принимать топливо авиаперевозчиков на хранение, даже если оно "чужое". В аэропортах, где есть альтернативные ТЗК (они сегодня имеются во всех крупных воздушных гаванях), ставка за хранение авиакеросина формируется в условиях конкуренции. Если альтернативного ТЗК нет, ставка регулируется государством. "Это еще один фактор, который позволяет формировать справедливую цену на авиакеросин и защищать права авиакомпаний", - говорит Анатолий Голомолзин. В целом стоимость хранения топлива и "заправки в крыло" составляет примерно 10 процентов конечной его цены, уточняет замруководителя ФАС.

Авиакомпании, конечно, заинтересованы в том, чтобы уменьшать свои расходы, признает он. "В прошлом году на одном из заседаний биржевого комитета ФАС присутствовали представители ассоциации эксплуатантов, которые говорили, что неплохо было бы снизить цену на топливо, и предлагали нормативно закрепить увеличение объема продаж на бирже с 10 до 20 процентов. Но это было бы равноценно попыткам стучаться в открытую дверь, ведь уже в 2015 году через биржу (как привлекательный канал сбыта) продавался 21 процент всего объема топлива, реализуемого на российском рынке", - отмечает Голомолзин.

В ФАС утверждают, что с 2012 года топливо перестало быть самым весомым фактором в стоимости авиаперевозок. Тогда прошла кардинальная модернизация авиапарка, и основными расходами стали лизинговые платежи за использование воздушных судов. Сейчас стоимость обслуживания воздушных судов имеет тенденцию к нарастанию. А доля авиатоплива в цене авиабилета, по разным оценкам, остается в пределах 30-35 процентов. "Резюмируя, можно сказать, что за последние годы структура рынка авиатоплива и условия ценообразования на нем стали кардинально иными. Раньше мы рассматривали достаточно много дел по жалобам авиакомпаний на стоимость топлива - примерно 10-15 в год. Но вот уже несколько лет число таких дел равняется нулю. Поэтому мы сейчас не видим необходимости в проверках этого рынка и будем их проводить только после официальных обращений авиакомпаний, а они в ФАС не поступали", - уточнил Анатолий Голомолзин.

Комментарий

Федор Борисов, ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ "Высшая школа экономики":

- Там, где компании смогут поднять цены на летний период, они их поднимут. И начало этому, судя по всему, закладывается уже сейчас.

Стоимость владения самолетами действительно выросла кратно. Тем более что лизинг воздушных судов нужно оплачивать иностранной валютой. Логично, что авиакомпании будут пытаться выйти из убытков и на международных направлениях, которые являются доходными, продолжат поднимать стоимость билетов.

Но нужно учитывать, что вопрос повышения цен будет упираться в спрос. У пассажиров снижается покупательская способность. А цены на заграничные поездки растут. В такой ситуации авиакомпаниям придется искать баланс, чтобы не летать пустыми и что-то заработать.

Многие авиакомпании в прошлом году уже возили пассажиров себе в убыток, и для перевозчиков это закончилось плачевно. Есть вероятность, что к весне 2017 года не весь состав авиакомпаний, которые сейчас есть на рынке, сохранится. Рынок в очень тяжелом положении. Поэтому сейчас очень важно, чтобы были приняты меры в поддержку авиаперевозчиков.

Еще есть потенциал по спрямлению маршрутов и выполнение полетов вне трасс, если есть возможность и движение в небе неинтенсивно. За счет этого может быть экономия топлива, снижение издержек по работе экипажей, расходов на диспетчерское обслуживание.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга



Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer