Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Русский разведчик видит с неба всю Сирию


20 февраля 2016 года Владимир Щербаков, Олег Владыкин, Независимая газета


Вечером 15 февраля на авиабазу Хмеймим, расположенную около Латакии и используемую группировкой российских Воздушно-космических сил (ВКС) для проведения операции в Сирии, прибыл один из наиболее засекреченных и потому малознакомых широкому кругу читателей самолет. Это разведывательный Ту-214Р, известный также как «изделие 411». Через пару дней в различных отечественных и зарубежных СМИ появились комментарии о том, что русские пригнали на сирийскую авиабазу собственный превосходный прототип американского самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления AWACS. Но, мягко говоря, авиагруппировку ВКС в Сирии пополнил самолет иного назначения.

Если бы не установленный на борту Ту-214Р (которому присвоен «гражданский» регистрационный номер RF-64514) специальный ответчик, «засветивший» его в международной системе управления воздушным движением, мы о данном событии вряд ли бы узнали вообще. Благодаря внешнему элементу специального авиаоборудования самолет был тут же зафиксирован известным ресурсом Flightradar24. И представлен широкой публике…

Ту-214Р – это самолет комплексной разведки. В количестве двух единиц его заказало Министерство обороны РФ еще в 2002 году. Первый из них поднялся в воздух в Казани 24 декабря 2009 года. В свое время заказ от Минобороны стал буквально спасением для авиазавода, да и всей программы Ту-204 в целом, поскольку в свете широкомасштабного наступления летающих иномарок на Россию будущее двух авиалайнеров Ту-204-200, в варианте которых изначально строились нынешние разведчики, было весьма туманным. Причем вторая машина успела сменить «имидж» дважды: сначала ее стали достраивать в качестве самолета-ретранслятора Ту-214СР для администрации президента России и только затем решили переоборудовать в самолет комплексной разведки.

Хотя и в новой роли «тушки» не обошли проблемы: по целому ряду причин, включая осложнения с доработкой комплекса бортового радиоэлектронного оборудования, сдать самолеты заказчику в первоначально обозначенные сроки не удалось (ведь сперва планировалось передать самолеты в эксплуатацию в 2008 году). Более того, головная машина, как утверждают российские источники, до сих пор проходит различные испытания. Также неоднократно появлялась информация о том, что военные имеют к самому самолету и к его бортовому радиоэлектронному оборудованию (БРЭО) многочисленные претензии и едва ли не готовы отказаться от новых машин. Фигурировал даже иск в Арбитражный суд.

Но, видимо, подрядчики по контракту сумели провести работу над ошибками, и теперь Минобороны решило проверить самолет в условиях реальной боевой обстановки, а не на полигоне. Причем ранее Ту-214Р уже решал отдельные задачи в рамках программы госиспытаний, вероятно, – в районах, обстановку в которых можно охарактеризовать как «приближенную к боевой». Так, в декабре 2012 года об обнаружении первого Ту-214Р над нейтральными водами Японского моря «докладывали» японцы, а в июне 2015 года, как потом стало известно, второй Ту-214Р совершил полет вдоль российско-украинской границы.

В сирийскую командировку отправился второй самолет с серийным номером 514, облетанный в конце 2014 года и переданный военным во второй половине 2015 года. Если посмотреть на данные Flightradar24, то можно предположить, что Ту-214Р вылетел с аэродрома завода-строителя в Казани, после чего проследовал в направлении Каспийского моря, прошел над его акваторией, вошел в воздушное пространство Ирана, затем пересек ирано-иракскую границу и, наконец, завернул в Сирию. Кстати, на карте данного ресурса сразу видно, где идет реальная война: массовое скопление условных значков самолетов в воздушном пространстве Ирана, Турции и Ливана резко контрастирует с отсутствием таковых над… Сирией, над центральной и северной частями Ирака, где как раз и ведутся жесточайшие бои с различными террористическими и повстанческими армиями.

Самолет комплексной разведки Ту-214Р предназначен для радиотехнической и оптической разведки, а также может привлекаться для решения задач радиоэлектронного противодействия. Основное целевое БРЭО машины включает следующие уникальные образцы, выполненные на самом высоком мировом уровне.

Во-первых, это многочастотный радиотехнический комплекс МРК-411 с несколькими РЛС с фазированными антенными решетками бокового (по два радара по бортам самолета) и кругового (одна станция, антенна которой расположена под фюзеляжем в хвостовой части) обзора, позволяющими получать различную информацию в активном и пассивном режимах. По имеющимся в открытом доступе данным, в зависимости от высоты полета данный комплекс имеет дальность обнаружения до 250 км. Однако не следует путать Ту-214Р с самолетами дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) или, как их часто любят называть, AWACS. Назначение у этих машин разное, хотя установленное на них оборудование и пересекается частично по возможностям и решаемым задачам.

Во-вторых, надо упомянуть об оптико-электронной системе высокого разрешения «Фракция», рабочий блок с сенсорами которой расположен в обтекателе в нижней части фюзеляжа самолета. Данная система позволяет в реальном масштабе времени получать высококачественное, с высоким разрешением изображение фото и видео обследуемой местности в оптическом и инфракрасном диапазонах, обеспечивая при этом сохранение первичного массива изображения на магнитном накопителе. Система также обеспечивает обработку информации и выдачу ее потребителям в требуемом формате. Специалисты могут оценить возможности аппаратуры «Фракции» по имеющимся в открытом доступе характеристикам, а именно по фокусному расстоянию объектива: цифровой фотоканал – 1750 мм, тепловизионный канал – 373 мм, обзорный телевизионный канал – от 10 до 100 мм. Время непрерывной работы системы – не менее 8 часов.

На борту Ту-214Р имеется также и другое специализированное оборудование.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer