Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Секреты Патриарха нашлись у "Трансаэро"


3 февраля 2016 года Александр Аликин, Фонтанка


Самолетами «Трансаэро» летал патриарх Кирилл, поэтому вести банкротное дело компании может только управляющий с допуском к гостайне. Кредиторы сомневаются, что он есть у управляющего, связанного со Сбербанком.

Сбербанк получил право назначить своего управляющего в «Трансаэро» благодаря тому, что опередил Альфа-банк в подаче иска на 60 секунд. Однако кредиторы хотят сместить близкого к госбанку юриста, сомневаясь в наличии у него допуска к сведениям «особой важности». В деле есть описание методов и средств работы ФСО, которая сопровождала патриарха Кирилла — бывшего клиента «Трансаэро».

В распоряжении «Фонтанки» оказались две апелляционных жалобы Альфа-банка в деле о банкротстве «Трансаэро» и одна — представителя работников авиакомпании, юриста Игоря Волкова. Они позволяют по-новому взглянуть на события, предшествовавшие прекращению работы «Трансаэро».

Летом 2015 года у авиакомпании «Трансаэро» начались проблемы с деньгами. На совещании у вице-премьера Игоря Шувалова было решено продать за 1 рубль 75% перевозчика «Аэрофлоту», который вложит в него деньги. Однако осенью «Аэрофлот» отказался от сделки, глава «Трансаэро», назначенный «Аэрофлотом», отменил все рейсы, а Росавиация в конце октября лишила ее права на перевозки. В этот момент в суд обратись Сбербанк с Альфа-банком, и теперь в авиакомпании идет предбанкротная процедура — наблюдение.

Первым в арбитражный суд с иском о признании «Трансаэро» банкротом обратился Сбербанк. Поводом послужил долг, возникший по договору от 23 января 2014 года. Размер кредитной линии — 800 млн рублей, размер долга — 402 млн. По договору, авиакомпания обязана была держать на счетах Сбербанка достаточно денег для погашения всей задолженности, при этом кредитная организация имела право безакцептного списания всех этих денег (без согласия заемщика). Это подтверждается документами банка и заемщика, говорится в одной из жалоб Альфа-банка.

Сумма, достаточная для погашения всего долга «Трансаэро», находилась на счетах Сбербанка с 15 мая по 1 октября 2015 года, говорится в жалобе. Однако банк не воспользовался правом списания, что подтвердил на суде представитель Сбербанка, ссылаясь на отсутствие у него такой обязанности. Более того, с иском о банкротстве можно обращаться только по истечении трех месяцев после того как должник перестал платить, а поскольку датой исполнения обязательств по договору является 1 октября, отсчет должен вестись с этого числа. Сбербанк обратился в суд спустя 18 дней после этой даты.

Отметим, что ни одному банку не выгодно доводить дело до банкротства, поскольку в этом случае деньги удается вернуть очень нескоро и чаще даже не в полном объеме. На основании этого представитель работников «Трансаэро» Игорь Волков делает вывод, что Сбербанк, не воспользовавшись правом списания денег и доведя ситуацию до банкротства, действовал под влиянием внешней силы.

В своей жалобе он пишет, что Сбербанк в результате такого «недобросовестного поведения» искусственно завысил размер долга за счет процентов, штрафов и пеней и в итоге получил «преимущественное право по контролю над процедурой банкротства». Он просит отменить решение суда о введении наблюдения, назначении временного управляющего и признать заявление Сбербанка о банкротстве необоснованным.

Угнать «Трансаэро» за 60 секунд

В материалах дела о банкротстве авиакомпании ясно прослеживается желание Альфа-банка сместить Сбербанк с положения главного кредитора. Тот, кто первым подал заявление о банкротстве, получает право выдвижения своей кандидатуры во временные управляющие. Нередко в банкротных делах «свой» управляющий действует в интересах того, кто его выдвигает.

Как следует из жалобы Альфа-банка, иск Сбербанка был подан в электронном виде 18 октября, ровно в полночь (между субботой и воскресеньем). Формально именно в этот момент истекал обязательный 15-дневный срок ожидания после публикации Сбербанком и Альфа-банком уведомлений о намерении обратиться с иском о банкротстве (2 октября). Эту ночь в банковской среде иронично называют «правом первой ночи». Иск Альфа-банка был подан через минуту после заявления Сбербанка, в 00.01. Роковые 60 секунд сыграли решающую роль в определении временного управляющего.

Альфа-банк отказался от комментариев по ситуации вокруг "Трансаэро".

Полеты Патриарха особой важности

Сбербанк предложил в качестве временного управляющего «Трансаэро» уроженца Луганской области Украины, московского 57-летнего юриста Михаила Котова, состоящего в объединении арбитражных управляющих «Меркурий». История сотрудничества крупнейшего банка страны и правоведа Котова весьма обширна. Практически в каждом судебном деле, в котором он участвовал как конкурсный управляющий, присутствовал Сбербанк.

С 2011 года под управлением Котова тянется банкротство калининградской фирмы «Континент-3» (задолжала Сберу 3,7 млрд), входившей в продуктовую сеть «Клондайк» (в то время) местного депутата Сергея Кононова. Тогда же при участии Котова Объединенная автомобильная группа (дочерная компания «Сбербанк капитала») купила за 1,8 млрд имущество банкротившегося Ижевского автомобильного завода, после чего продала его «АвтоВАЗу» на 100 млн дешевле. Разница в цене с лихвой покрывалась кредитом 7 млрд, который Сбербанк тогда выдал «АвтоВАЗу» на развитие «Ижавто».

Также Михаил Котов был конкурсным управляющим уральского холдинга «Энергомаш», владелец которого Александр Котов в 2014 году получил 4,5 лет за мошенничество с кредитами Сбербанка.

Михаила Котова дважды пытались привлечь к административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, но в обоих случаях он доказал свою правоту в суде. В 2011 году Федеральная налоговая служба обвинила Котова в неправомерном расходовании средств при банкротстве «Ижавто». Результатом этих обвинений стало исключение управляющего из «Национальной гильдии арбитражных управляющих». Этим, наверное, и объясняется то, что Котов сейчас состоит в другом СРО.

Кредиторы «Трансаэро» недовольны кандидатурой Котова и просят суд его отстранить. Как пишет в жалобе представитель работников авиакомпании Волков, в материалах дела содержатся секретные сведения о методах и средствах работы ФСО по охране патриарха Кирилла, который летал самолетами «Трансаэро». Эти сведения находятся под грифом «особой важности», поэтому управляющий должен иметь соответствующий допуск секретности (по форме № 2).

Представитель работников «Трансаэро» и Альфа-банк сомневаются в том, что управляющий, предложенный Сбербанком, имеет допуск секретности. Справка из САУ «Меркурий» не внушает им доверия, так как, по закону, подтверждать наличие допуска должен Росреестр (как орган, контролирующий саморегулируемые организации). Суд ранее отказывался делать запрос в Росреестр и привлекать к делу ФСО.

«Я более чем уверен, что у Котова нет такого допуска. Ни один конкурсный управляющий допуском к сведениям особой важности не обладает и обладать не может по определению», — говорит Волков. «Это не так, — прокомментировал "Фонтанке" конкурсный управляющий петербургского туроператора "Солвэкс" Дмитрий Наталкин. — Такой допуск есть, например, у меня».

Временный управляющий авиакомпании Михаил Котов не ответил на звонок «Фонтанки».

Почему «Трансаэро» перестала летать

Проблемы у «Трансаэро» на самом деле начались не из-за кризиса или финансовых трудностей, а из-за смерти в июне 2015 года политика Евгения Примакова, который считался негласным административным ресурсом авиакомпании. К такому мнению склоняются ряд кредиторов. Мать основателя «Трансаэро» Александра Плешакова — Татьяна Анодина — работает главой Межгосударственного авиационного комитета и до последнего была близким другом Примакова. Через два дня после смерти политика она вышла из совета директоров авиакомпании.

Через несколько месяцев после смерти Примакова у «Трансаэро» начались финансовые трудности, и на совещании у вице-премьера Игоря Шувалова было решено продать 75% компании «Аэрофлоту», который вытянет ее из кризиса. Но многие кредиторы убеждены, что намерение государственного перевозчика купить компанию было лишь предлогом для того, чтобы поставить в «Трансаэро» своего человека.

Гендиректор «Трансаэро» Дмитрий Сапрыкин, назначенный «Аэрофлотом» в сентябре, заявлял, что «не будет менять политику авиакомпании», а уже через месяц, еще до отзыва сертификата эксплуатанта, отменил 971 рейс, говорит представитель работников Игорь Волков. «У меня есть каждое распоряжение по этим рейсам, там ни слова не написано о том, по какой причине он это сделал», — говорит он.

В конце октября 2015 года в авиакомпанию пришли работники Росавиации и выдали акт внеплановой проверки. «Я уже не говорю о том, что по закону надзорный орган должен был дать время на устранения недостатков. Это ладно. Но представьте себе, что приказ об отзыве сертификата эксплуатанта был подписан и выдан перевозчику в тот же день. За 2015 год я оспаривал больше 100 различных проверок разных ведомств. Никогда подобных вещей не было», — рассказал Волков.

Представитель работников «Трансаэро» ездил в Росавиацию и пытался получить материалы проверки, которые до сих пор не предоставлены в суд по делу, где перевозчик пытается восстановить право на полеты. По его словам, работники ведомства просто не смогли найти эти материалы. «Создается впечатление, что вся эта тема на каком-то специальном контроле», — убежден он.

Есть и другой взгляд на причины банкротства авиакомпании. В конце прошлого года депутат Госдумы Дмитрий Ушаков («Справедливая Россия») написал заявление в Следственный комитет, в котором объявил о «возможном сговоре между ОАО "АК "Трансаэро" и банками-кредиторами на получение необеспеченных кредитов, либо о преднамеренном доведении до банкротства ОАО "АК «Трансаэро"».

Следственный комитет прислал депутату ответ (есть в распоряжении «Фонтанки»), в котором сообщил, что признаки преднамеренного банкротства определяет конкурсный управляющий. Если судебное дело дойдет до конкурсного производства и управляющий найдет такие признаки, Следственный комитет отреагирует, сказано в письме.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer