Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Сбили с курса


17 марта 2016 года Александр Волобуев, Lenta.ru


Жертвой террористической атаки на российский Airbus A321 в октябре прошлого года стали не только пассажиры злополучного рейса, но и чартерная авиакомпания «Когалымавиа», летавшая в Египет и Турцию. Погубленный самолет и посыпавшиеся на нее проверки поставили перевозчика на грань банкротства. В то же время, взорванная террористами бомба рикошетом ударила по всей российской авиаотрасли.

Жесткая посадка

Росавиация с 15 марта запретила «Когалымавиа», работающей под брендом Metrojet, выполнять внутренние и международные рейсы (известно об этом стало спустя сутки). По данным «Интерфакса», российские аэропорты уже получили соответствующие телеграммы.

Решение о вводе ограничений, отмечалось в релизе авиационного агентства, принято на основании требований воздушного законодательства и заключений актов инспекционных проверок 2015 года, установивших нарушения, влияющие на безопасность полетов. В частности, вскрылись миллионные долги за аэронавигационное обслуживание воздушных судов, а также задолженность перед персоналом и аэропортами. В Росавиации отметили, что собственники авиаперевозчика «оказали финансовую поддержку», но этого оказалось недостаточно, чтобы вернуть компанию к жизни.

В феврале 2016 года авиационное ведомство провело очередную инспекционную проверку и выяснило, что самолеты авиакомпании не поднимались в небо с декабря. На момент проверки лишь один из четырех бортов «Когалымавиа» находился в аэропорту базирования и был «годен к выполнению авиарейсов». «По имеющимся сведениям, сотрудники компании активно переходят работать в другие авиационные предприятия страны. За прошедшие месяцы не ликвидирована задолженность по зарплате, за аэропортовые услуги, за аэронавигационное обслуживание», — сообщили в Росавиации.

За день до того как стало известно о запрете полетов «Когалымавиа», Федеральная налоговая служба направила в арбитраж иск о банкротстве перевозчика. В конце 2015 — начале 2016 года Росавиация по итогам проверок Роструда и Ространснадзора дважды предлагала ему инициировать приостановку действия сертификата эксплуатанта.

Министр транспорта Максим Соколов на конференции 16 марта обратил внимание журналистов на то, что авиакомпания оказалась в сложной ситуации «по не зависящим от нее причинам». «Два основных направления, по которым компания работала, — Турция и Египет — оказались закрытыми. Компания, с учетом отсутствия собственного авиационного парка, не смогла переориентироваться на другие международные направления», — пояснял чиновник. Соколов добавил, что не видит «никакой катастрофы для отрасли», хотя для самой компании «это печально».

Подорвали бюджет

«Когалымавиа» начала работать в 1993 году и изначально выполняла чартерные и регулярные рейсы: возила пассажиров из Когалыма, Нижневартовска и Сургута в Москву, Петербург и другие крупные города, а также на курорты — в Сочи, Анапу, Минводы. В 1998 году в рамках национальной премии «Крылья России» ее признали самой эффективной авиакомпанией года. В парке «Когалымавиа» были отечественные воздушные суда Ту-134 и Ту-154, впервые он пополнился иностранными аэробусами в 2009-м, а с 2011 года полеты осуществлялись исключительно на этих самолетах, а авиапарк достиг десяти самолетов (компания также осуществляла вертолетные перевозки). В 2011 году авиаперевозчик отказался от регулярных рейсов, сосредоточившись исключительно на чартерах. Маршрутная сеть охватывала полтора десятка направлений, в основном курортных: Болгария, Хорватия, Чехия, Египет, Турция, Испания, Греция.

В 2012-м «Когалымавиа» провела ребрендинг, сменив название на Metrojet, и спустя год вошла в состав холдинга Tourism Holding & Consulting (TH&C), который включает также туроператора Brisco. С позапрошлого года преимущественно именно туристов Brisco обслуживала на своих чартерах «Когалымавиа». По данным СПАРК, перевозчика через «Западную авиационно-инвестиционную компанию» контролируют Хамит Багана, Бувайсар Халидов и Амирбек Гагаев. По итогам прошлого года компания располагалась в двадцатке крупнейших российский авиаперевозчиков, обслужив за год почти 896 тысяч человек (годом ранее — 1,34 миллиона).

Серьезные неприятности у нее начались после авиакатастрофы над Синайским полуостровом в конце октября прошлого года. Летевший из Шарм-эль-Шейха в Петербург «Аэробус» A321 подвергся террористической атаке; авиакатастрофа унесла жизни 224 человек, погибли все пассажиры и члены экипажа. По официальной версии, впервые озвученной главой ФСБ Александром Бортниковым, на борту взорвалась самодельная бомба. В результате проведенной экспертизы следователи выяснили, что взрывное устройство упаковали в жестяную банку из-под газированного напитка и спрятали под одним из сидений. Ответственность за крушение лайнера взяла на себя запрещенная в России террористическая группировка «Исламское государство» (ИГ).

После происшествия некоторые европейские страны приостановили полеты в Египет и начали эвакуацию своих туристов, так же поступили российские власти. В «Когалымавиа» зачастили проверяющие, а закрытие ключевых направлений — Египта, а затем и Турции (вследствие конфликта со сбитым бомбардировщиком в Сирии) — стало для авиакомпании фатальным.

«Потеря самолета и катастрофа с человеческими жертвами влияет на любую компанию, даже если у нее тысяча самолетов. А для небольшой авиакомпании это почти непреодолимый барьер (для продолжения работы — прим. «Ленты.ру»)», — считает глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. В качестве примера он привел историю Red Wings, самолет которой в 2012 году потерпел авиакатастрофу во Внуково (на большой скорости врезался в ограждение и загорелся), в которой погибли пять человек. После приостановки сертификата эксплуатанта авиакомпания была продана за один рубль.

Удар по отрасли

Уничтожение террористами Airbus A321 авиакомпании «Когалымавиа» и закрытие для российских авиакомпаний египетского направления усложнило и без того непростое положение всех российских перевозчиков.

Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федор Борисов отмечает, что само по себе закрытие Египта не было бы столь чувствительным, если бы не общее положение дел в российской экономике: «Если у вас и так сложная экономическая ситуация, и еще перекрывают ключевые рынки — это серьезный вызов».

По оценкам Ассоциации туроператоров России (АТОР), Египет и Турцию ежегодно посещали более пяти миллионов российских туристов. Вице-президент АТОР Дмитрий Горин обращает внимание на то, что еще до ограничения полетов в эти страны турпоток из России сократился по этим направлениям на 28 и 18 процентов соответственно. «Переориентация происходит в основном на внутрироссийские южные направления — Сочи, Анапа, Геленджик, Симферополь. Только по Краснодарскому краю этим летом мы ожидаем прирост в полтора миллиона туристов. Зимой турпотоки тоже перераспределились на другие зарубежные направления — Таиланд, Вьетнам, Индия, Израиль, ОАЭ. Летом же люди едут в Грецию, на Кипр и в Болгарию», — пояснил он.

В ноябре президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун оценивал потери российских перевозчиков от запрета полета в Египет в 9 миллиардов рублей только в 2015 году (общие потери за год оцениваются в 20 миллиардов).

Разорившаяся в прошлом году «Трансаэро» стала своеобразным донором для других перевозчиков. Горин отмечает, что 13 миллионов пассажиров, которых ежегодно перевозила эта авиакомпания, ушли к другим крупным игрокам рынка — «Аэрофлоту», «ЮТэйр», S7, «Уральским авиалиниям».

Борисов считает, что в ближайший год-два «стоят на вылет» не только маленькие чартерные перевозчики, но и крупные авиакомпании, осуществляющие регулярные рейсы. Тем не менее эксперт полагает, что «есть существенные надежды» на открытие египетского направления при соответствующих мерах по усилению безопасности. Делать какие-либо прогнозы относительно Турции он отказался.

Собственники «Когалымавиа», однако, рассчитывают еще побороться за авиакомпанию: они намерены обратиться к российским авиавластям с просьбой отменить запрет на полеты.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer