Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Верховный суд пересмотрит споры авиакомпаний с Минфином


22 марта 2016 года РИА Новости


Заместитель председателя Верховного суда России Олег Свириденко решил отправить на рассмотрение в возглавляемую им коллегию по экономическим спорам два дела по искам авиакомпаний "Донавиа" и "Саратовские авиалинии" о взыскании с казны убытков из-за излишне уплаченных в Пенсионный фонд РФ взносов на страхование летчиков.

Как сообщили во вторник РИА Новости в суде, рассмотрение кассационных жалоб министерства финансов России по обоим делам назначено на 20 апреля. До этого суды трех инстанций вынесли решения в пользу перевозчиков, обязав Минфин вернуть им из казны 26,7 миллиона рублей и 3,1 миллиона рублей соответственно. Кассационная инстанция ВС РФ в сентябре отказала Минфину в пересмотре судебных актов, однако глава судебной коллегии после отклонения нескольких жалоб Минфина 11 марта все же отменил это решение.

Всего в производстве арбитражных судов разного уровня в настоящее время находится сразу несколько исков российских авиакомпаний к Минфину на общую сумму более 1 миллиарда рублей. По всем делам судебные акты на данный момент приняты в пользу перевозчиков.

ПРЕДЫСТОРИЯ СПОРОВ

Российские авиаперевозчики в соответствии с законом от 27 ноября 2001 года "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" перечисляют взносы в ПФР.

Проблема возникла в декабре 2010 года, когда в закон были внесены поправки, увеличившие суммы взносов с 1 января 2010 года. В результате авиакомпаниям, ранее уже уплатившим взносы за 2010 год, пришлось доплатить в ПФР разницу, вызванную поправками в закон. Конституционный суд России в 2013 году признал поправки противоречащими Конституции в той части, в какой они придавали обратную силу правилам начисления страховых взносов, ухудшающим положение авиаперевозчиков.

Ряд авиакомпаний после постановления КС РФ потребовал вернуть им излишне уплаченные взносы за 2010 год. Так, Верховный суд России 28 апреля 2015 года оставил в силе судебные акты нижестоящих инстанций, которые по иску авиакомпании "ЮТэйр" обязали Минфин выплатить ей около 158 миллионов рублей. После этого аналогичные иски стали предъявлять и остальные перевозчики, в том числе "Аэрофлот" (на 374 миллиона рублей), "Трансаэро" (на 215 миллионов рублей), "Сибирь" (на 157 миллионов рублей), "Россия" (на 93 миллиона рублей) и другие.

По иску авиакомпании "Россия" арбитражный суд Москвы в декабре принял решение, отличающееся от позиций остальных судов по данным спорам, в том числе от позиции Верховного суда в деле по иску авиакомпании "ЮТэйр". Столичный арбитраж отклонил иск "России" к Минфину.

Как указал суд в решении, "смысл и содержание порядка исполнения постановления (Конституционного суда) свидетельствует о том, что внесенные страховые взносы до вступления в силу постановления… не относятся к убыткам, а рассматриваются… в качестве излишне выплаченных сумм, которые, вместе с тем, в целях защиты социальных прав граждан, возврату либо зачету соответствующим организациям не подлежат".

Апелляционная инстанция в марте отменила это решение, удовлетворив жалобу авиакомпании.

НОВОЕ УТОЧНЕНИЕ ОТ КС РФ

Зампредседателя ВС РФ, передавая дело на пересмотр в коллегию, указал, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм права, которые повлияли на исход дела, а также назвал доводы Минфина "заслуживающими внимания".

В определении также говорится, что "с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации истец, как уже уплативший спорную сумму взносов, был лишен возможности использовать специально установленный… порядок возврата (зачета) излишне уплаченных за 2010 год взносов".

"…Возврат (зачет) авиакомпаниями переплат 2010 года в текущем периоде может привести к значительному уменьшению средств, подлежащих распределению на доплаты пенсий. Тем самым были бы ущемлены права пенсионеров, получающих доплаты в настоящее время", — говорится в определении.

Замглавы ВС РФ сослался также на новое определение КС РФ от 8 декабря 2015 года, которым суд уточнил порядок исполнения своего предыдущего постановления (№13-П).

"Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что порядок исполнения указанного постановления №13-П не предполагает восстановления прав авиакомпаний — плательщиков взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей…, которые уплатили… взносы за 2010 год…, поскольку соответствующие суммы взносов должны считаться уплаченными (взысканными) на законном основании, т.е. противоправность в действиях государства в указанный период (до вступления в силу данного постановления № 13-П) отсутствовала. Соответственно, взыскание с казны Российской Федерации указанных сумм взносов не вытекает из установленного порядка исполнения данного постановления", — подчеркивается в определении ВС РФ.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

"Передача сразу двух дел, по которым ранее судьями ВС уже было установлено отсутствие оснований для пересмотра и установлена необходимость возмещения авиакомпаниям из федерального бюджета значительных сумм, может означать намерение Верховного суда изменить практику арбитражных судов", — заявил РИА Новости партнер юркомпании Taxology Алексей Артюх, представляющий ряд авиакомпаний в аналогичных делах.

По его словам, "перед Верховным Судом поставлена нетривиальная задача: сохранить средства федерального бюджета или соблюсти статью 53 Конституции России, которая гарантирует каждому право на возмещение вреда, причиненного неправомерными действиями государственных органов".



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer