Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В ожидании лоукостера


24 марта 2016 года Евгения Сазонова, Газета.Ru


Попытки запуска в России низкобюджетного авиаперевозчика многие годы заканчивались провалом. Но открытие «Добролета» вселило надежду в рынок, и даже ФАС поверила в то, что теперь сегмент начнет развиваться и на рынке появятся новые низкобюджетные перевозчики. Но пусть сам «Добролет» просуществовал недолго, пришедшая ему на смену «Победа» второй год пользуется уникальностью своего положения.

Согласно плану мероприятий («дорожной карте») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», в 2013 году в России должна была появиться одна низкобюджетная авиакомпания. Она и была создана в октябре 2013 года в лице авиакомпании «Добролет» (входила в группу «Аэрофлот»), которая начала летать в июне 2014 года. Впрочем, недолго. В августе того же года против нее были введены санкции Евросоюза за полеты в Крым, в результате чего «Добролет» прекратил свою работу.

Однако «Аэрофлот» не стал отказываться от попыток возродить сегмент лоукост-перевозок, и уже в декабре того же года свой первый рейс выполнила авиакомпания «Победа».

Согласно «дорожной карте» предполагалось, что одного лоукостера на всю Россию будет недостаточно.

Планировалось, что в 2016 году в России будут работать четыре низкобюджетные авиакомпании, в 2018 году их число увеличится до восьми штук.

На днях Анатолий Голомолзин, замруководителя ФАС, вновь заявил, что ведомство ожидает появления второго лоукостера в России в течение текущего года.

«Насколько я помню, в «дорожной карте» по конкуренции предполагается создание двух лоукостеров. Поэтому, конечно, ждем, что появится. Ситуация на рынке предполагает его появление. В соответствии с «дорожной картой» он и должен был появиться в 2016 году. Раньше в режиме лоукостера работала «Трансаэро», по отдельным маршрутам они работали примерно в том же режиме», — сказал Голомолзин.

Действительно, у авиакомпании «Трансаэро», которая ушла с рынка в октябре 2015 года, довольно популярным был класс «Дисконт», который перевозчик применял на части направлений. Например, в сентябре прошлого года компания предлагала своим пассажирам улететь в Берлин за 600 руб. в одну сторону, а билеты в Ставрополь можно было найти за 300 руб.

Анатолий Голомолзин еще в 2014 году выражал надежду, что изменения в российском законодательстве создадут предпосылки для создания новых бюджетных авиаперевозчиков. Тогда он напоминал, что в законодательство уже внесены поправки, которые позволяют авиакомпаниям вводить невозвратные билеты, ограничения по багажу, а также привлекать иностранных пилотов на должность командира воздушного судна.

Возможно, если бы эти поправки в закон были внесены до появления первого бюджетного перевозчика, сейчас в России было бы уже три лоукостера.

Первым лоукост-перевозчиком в России стала авиакомпания Sky Express, которая была основана в марте 2006 года. В начале операционной деятельности авиакомпания проводила масштабные распродажи билетов по 500 руб. в одну сторону. Но модель Sky Express разительно отличалась от традиционных европейских лоукостеров. Например, вместо обычного однотипного молодого воздушного парка, который чаще всего эксплуатируют лоукостеры, у Sky Express был возрастной флот. Это не позволяло достичь максимальной эффективности по затратам на топливо и техобслуживание.

В 2011 году компания остановила полеты, Росавиация аннулировала ее сертификат эксплуатанта по причине ухудшения производственных показателей и финансово-экономического состояния.

Параллельно с историей со Sky Express развивалась история второго российского лоукостера — «Авиановы», деятельность которой началась в 2009 году. Компания предлагала самые низкие на российском рынке цены на перелеты: от 250 руб. за билет без сборов. Первые два года маршрутная сеть «Авиановы» быстро росла. Тем не менее уже через два года авиакомпания прекратила свою деятельность из-за хронической убыточности.

Обе компании не смогли показать прибыль за время своего существования. По данным СПАРК, например, 2010 год Sky Express закончила с минусом в 710 млн руб., а «Авианова» — в 796 млн руб. При этом «Победа» в первый год работы получила 80 млн руб. убытка.

По мнению главного редактора портала Avia.Ru Романа Гусарова, вопрос о создании еще одного лоукостера в России лежит в плоскости рынка — спроса и предложения.

«Если запрос на дешевую, но усеченную в сервисе услугу авиаперевозки будет велик и бизнес будет готов удовлетворить его по таким ценам, то вторая бюджетная авиакомпания появится сама собой. Это рынок. Его нельзя запланировать никакими «дорожными картами». И Госплана СССР сейчас, к счастью, нет», — считает эксперт.

Он также подчеркнул, что ФАС не может регулировать количество бюджетных авиакомпаний на рынке.

«Низкобюджетный перевозчик — это такая же авиакомпания, как и другие, на рынке. И любой существующий перевозчик может для себя избрать такую бизнес-модель. Иными словами, магазин дешевого ширпотреба не может быть признан монополистом на рынке и их количество не может регулироваться ФАС», — отмечает Роман Гусаров.

Впрочем, пока непонятно, кто в России может создать конкурента «дочке» «Аэрофлота».

Например, совладелец авиакомпании S7 Наталия Филева удивилась, когда ей был задан вопрос, может ли группа озаботиться созданием лоукостера. «Насколько я понимаю, сейчас создание лоукостера не привело ни к чему хорошему, кроме убытков», — сказала она.

Ранее сообщалось, что лоукостер «Победа» по РСБУ за прошлый год получил небольшую прибыль в размере 37 млн руб. При этом в презентации «Аэрофлота» к МСФО говорилось, что чистый убыток «Победы» в прошлом году составил 80 млн руб.
Источник «Газеты.Ru» в авиакомпании «ЮТэйр» отметил, что компания пока не планирует развивать низкобюджетные перевозки в классической агрессивной форме, а будет лишь соответствовать ценовой конъюнктуре.

«Сейчас бизнес-модель авиаперевозок смещается в сторону низких цен под действием конъюнктуры. Сама «Сибирь» (S7), введя лайт-тарифы, первая к этому подтолкнула рынок», — сказал собеседник.

«Нужно признать, что чиновники зачастую настолько погружаются в мир индикаторов и контролек, что отрываются от реальности. Действительно, в 2014 году доходы бюджета и благосостояние населения росли, объем перевозок увеличивался и появление лоукостера как свидетельство зрелости рынка виделось почти неизбежным благом, несмотря на драматическую судьбу Sky Express и «Авиановы», — отмечает исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

По его мнению, по миру шагает гибридная модель, «в которой дешево предлагается базовая услуга — собственно перелет, а остальные приятные и полезные дополнения, будь то питание, увеличенное место для ног или право провоза багажа, оплачиваются дополнительно».

«Как следствие, вчерашние лоукостеры могут предложить кучу дополнительных услуг, чтобы пассажир потратил денег больше, чем на билет традиционного перевозчика, в то время как сетевые компании делают шаг кресел 28 дюймов и лишают пассажиров питания, но ставят цену на зависть низкобюджетникам. Сегодня «Сибирь» с лайт-тарифом, пересчитанным в евро, не дороже европейских низкобюджетных компаний, а плоский тариф «Аэрофлота» на Дальний Восток привлекательнее, чем у малайзийской AirAsia X, эксплуатирующей широкофюзеляжные самолеты. Но разве кто-то называет их лоукостерами?» — спрашивает Олег Пантелеев.

Он подчеркивает, что бизнес-модель лоукост предполагает в первую очередь низкие издержки компании.

«В нынешней ситуации правильно говорить о том, что вся отечественная гражданская авиация стала низкотарифной. Но благодаря бездействию правительства в части обнуления НДС, благодаря дерегулированию аэропортовых тарифов в Московском авиаузле, концентрация полетов в котором достигла рекордной величины, а в будущем — с высокой степенью вероятности — благодаря введению инфраструктурного сбора отрасль будет по факту становиться «мегакост», — считает эксперт.

Олег Пантелеев считает, что запуском низкобюджетной авиакомпании в России может заинтересоваться «тот, кто имеет административный и инвестиционный ресурс, сопоставимый с «Аэрофлотом», а также тот, кто имеет политическую поддержку и мотивацию больше, чем у «Аэрофлота».

На вопрос, кто же им конкретно мог быть, эксперт затруднился ответить.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга



Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer