Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


От смены крыльев направление не меняется


25 марта 2016 года Елизавета Кузнецова, КоммерсантЪ


На следующей неделе официально начинается высокий, летний сезон авиаперевозок. Компании переходят на новое расписание, и впервые за четверть века в нем не будет рейсов еще год назад второй в России «Трансаэро», перевозившей 13 млн человек в год. В отрасли надеялись, что уход с падающего, но перенасыщенного предложением рынка проблемного конкурента может оздоровить ситуацию, убрав лишние провозные мощности и снизив накал демпинговых войн. Однако, как выяснил “Ъ”, в итоге этого так и не произошло. Новый передел рынка привел к очередному витку ценовой борьбы и снижению доходов перевозчиков.

Хроники пикирующего перевозчика

«Трансаэро» можно было считать символом успеха частного авиабизнеса в России. Первый негосударственный перевозчик, проработавший на рынке почти 25 лет и в итоге занявший второе место по пассажиропотоку, считался главным конкурентом лидера рынка — «Аэрофлота». «Трансаэро» внешне вполне успешно преодолевала кризисы в отрасли и в экономике в целом, но к середине 2014 года компанию начали причислять к проблемным. В 2015 году, несмотря на оптимистичные заявления руководства и акционеров, стало очевидно, что без жесткого реформирования модели бизнеса шансы перевозчика выжить минимальны.

Краткая история «Трансаэро»

Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов отмечает, что если исходно «Трансаэро» была сосредоточена на наращивании рыночной доли (покупка самолетов, борьба за новые маршруты и так далее), то в последнее время уже работала по принципу выживания, привлекая деньги за счет демпинга. Основой устойчивости бизнеса компании, отмечает эксперт, стал просто ее размер — 13,5 млн пассажиров, более сотни самолетов, более 220 направлений.

Но денежного потока на фоне замедления рынка очевидно не хватало, и к сентябрю 2015 года с неизбежностью краха «Трансаэро» согласилось и правительство, после чего судьба авиакомпании была решена. «Уверенность владельцев в том, что масштабы бизнеса, пусть и обремененного долгами, вынудят государство спасти “Трансаэро”, не оправдалась»,— говорит один из источников “Ъ”. Уходу «Трансаэро» способствовала комбинация факторов, поясняет он: против компании, по сути, объединилась вся отрасль — из практических соображений. «Избыточные провозные емкости и агрессивная ценовая война ставили под угрозу выживание рынка, и мощнейшая лоббистская кампания за вывод “Трансаэро” из бизнеса была развернута на всех уровнях»,— поясняет собеседник “Ъ”. При этом авиакомпания потеряла мощного лоббиста после смерти в июне 2015 года Евгения Примакова, по неофициальной информации — близкого друга основных владельцев «Трансаэро».

Второе место пусто не бывает

Лучшие места на освободившемся рынке оказались разобраны почти моментально. «Аэрофлот» и его дочерняя «Россия» получили на год допуски и коммерческие права на наиболее прибыльных 56 международных направлениях из Москвы из 156, принадлежавших «Трансаэро» (это объяснялось компенсацией за вывоз «Аэрофлотом» пассажиров «Трансаэро»). Еще 45 направлений распределены между «Уральскими авиалиниями» (15 допусков), «ВИМ-Авиа» (девять), «Северным ветром» (восемь) и «Оренбургскими авиалиниями» (входит в группу «Аэрофлот», восемь), Red Wings (шесть), «ЮТэйр» (четыре), «Сибирью» (S7, два) и грузовой «ЭйрБриджКарго» (два). По одному допуску досталось «Руслайну», «Таймыру», «Глобусу» (входит в S7), «Нордавиа» и «Икару», 55 маршрутов остались нераспределенными.

В итоге доли перевозчиков на рынке скорректировались. По данным Транспортной клиринговой палаты (ТКП), в 2015 году группа «Аэрофлот» занимала 43% рынка при 12% у «Трансаэро», а уже в декабре — более 53%. На международных маршрутах в целом по году «Аэрофлот» занимал 41%, «Трансаэро» — 17%, в декабре доля «Аэрофлота» увеличилась до 61%. Впрочем, в «Аэрофлоте» говорят, что его доля в 2015 году не превышала 37%, причем на внутренних линиях — 44%, а на международных — только 29% (с учетом доли иностранных перевозчиков, составившей 28%). В январе 2016 года группа оценила свою долю рынка в 46% (49% на внутренних рейсах, 42% — на международных).

Конкурентная ситуация кардинально изменилась как минимум на внутреннем рынке: группа «Аэрофлот» добилась полного доминирования, говорит директор НЦ-19 ГосНИИ ГА профессор Александр Фридлянд. Доля группы в сегменте 40 крупнейших по пассажиропотоку линий (около двух третей внутреннего авиарынка) по числу предлагаемых по расписанию на март-апрель мест достигла в среднем 56–59%, на отдельных линиях — 70–90% и более. Наиболее сильно уход «Трансаэро», по оценке эксперта, ударил по конкуренции на дальневосточных направлениях, а также в Оренбург, Нижний Новгород и на линии Петербург—Калининград, где вес группы «Аэрофлот» на регулярных рейсах по предоставляемым местам во втором квартале достигает 80–100%. В «Аэрофлоте» “Ъ” заявили, что «для подсчета реальной доли» нужно опираться на данные по всем внутренним направлениям, подчеркнув, что по некоторым маршрутам действительно летают исключительно компании группы, но эта перевозка «носит социальный характер и направлена на повышение транспортной доступности регионов».

В Росавиации “Ъ” уточнили, что на внутренних линиях после ухода «Трансаэро» были проблемы с полетами между центром России и Дальним Востоком, но их быстро начали новые перевозчики. Кроме «Аэрофлота» это, например, «ЮТэйр», «ВИМ-Авиа», «Икар» (в компаниях не ответили на запросы “Ъ” об изменении маршрутной сети). Глава ФАС Игорь Артемьев признавал, что доля «Аэрофлота» после ухода «Трансаэро» составила 50%, но «через некоторое время ее можно будет пересмотреть, она может даже уменьшиться, например, из-за выбывания парка». В марте чиновник пообещал отслеживать цены «Аэрофлота» и в случае роста поставить вопрос о «структурных реформах, то есть о продаже части самолетов, линий».

Новый расклад старых проблем

Но в итоге проблема может оказаться противоположной: спустя полгода после аннулирования в октябре 2015 года сертификата эксплуатанта «Трансаэро» в отрасли говорят, что надежды на «оздоровляющий» эффект от исчезновения крупного игрока не оправдались. Источник “Ъ” в Минэкономики уверяет, что передел рынка ознаменовался новым витком ценовых войн. «Нерыночная передача “Аэрофлоту” дополнительных мощностей сместила баланс»,— поясняет собеседник “Ъ”. По его словам, компания, чтобы загрузить мощности, начала демпинговать, скидывая цены до уровня лоукостеров, ее примеру последовала, стремясь сохранить долю рынка, и группа S7 — теперь она фактически конкурирует с лоукостером «Аэрофлота» «Победой». Это приводит к новому витку роста убытков: запас прочности на пределе, многие авиакомпании «в минусе», пассажиропоток и тарифы падают, считает собеседник “Ъ”. Александр Фридлянд считает, что сложившаяся на рынке ситуация предоставляет группе «Аэрофлот» возможности оказывать доминирующее воздействие на ценовую политику других авиакомпаний, и последствия этого пока трудно оценить.

По данным ТКП, в январе 2015 года средняя стоимость авиаперевозки в РФ составляла 6292 руб., а в декабре — 5980 руб. В этом январе средняя цена составила уже 5714 руб. В S7 признают: в среднем тарифы не выросли, поскольку на рынке сохраняется очень высокая конкуренция, но уточняют, что компании стали продавать меньше билетов по самым низким ценам. В компании при этом считают, что с уходом «Трансаэро» все-таки наступило некое «отрезвление»: участники поняли, что надо зарабатывать, а государство не будет никого спасать. Источник “Ъ” в группе «Аэрофлот» согласен, что проблема демпинга остается: «некоторые авиакомпании» пошли по пути «Трансаэро» и предлагают перевозку ниже себестоимости, не предпринимают попыток оптимизировать парк воздушных судов и сокращать издержки.

Гендиректор онлайн-агентства путешествий Tripsta Филипп Бринкманн считает, что российским перевозчикам приходится ориентироваться на упавшую покупательную способность и держать низкие цены для сохранения приемлемого уровня загрузки самолетов. По данным Tripsta, внутренние перелеты продолжают дешеветь: средний чек бронирований в январе упал на 12%, до 11,3 тыс. руб. По данным Aviasales, цены на билеты во Владивосток, одно из важных направлений для «Трансаэро», выросли на 13%. Но по остальным маршрутам видно падение, соглашаются в компании. Так, средний чек авиабилетов Москва—Петербург год назад составлял $44, теперь — $39. В компании снижение цен или их фиксацию связывают с введением безбагажных тарифов и выходом на рынок «Победы». Филипп Бринкманн подтверждает, что влияние «Победы» весьма ощутимо. Так, если сначала на маршруте Москва—Калининград самыми дешевыми были билеты в среднем за 7 тыс. руб., то после прихода «Победы» они опускались вплоть до 5 тыс. руб., а когда лоукостер приостановил полеты в Калининград с конца марта, на апрель не купить билетов дешевле 7–8 тыс. руб.

На международных направлениях рост цен может быть как минимальным, так и достигать 40%, уточняет господин Бринкманн, поскольку евро в марте 2015 года стоил на 20 руб. дешевле, чем сейчас. В Aviasales отмечают, что цены сильнее всего выросли на рейсах Москва—Лондон — с 17 тыс. руб. в декабре 2014—январе 2015 года до почти 30 тыс. руб. этой зимой. Аналогичная ситуация наблюдается на рейсах в Майами (рост с 60 тыс. руб. до 78 тыс. руб.). Менее заметно дорожали билеты по бывшим курортным направлениям «Трансаэро» (например, в Пхукет — на 4 тыс. руб., до 77 тыс. руб., Пунта-Кану — на 5 тыс. руб., до 98 тыс. руб.). Всего лишь на 1 тыс. руб. выросли цены на Алма-Ату, до 24,7 тыс. руб., перелет в Париж даже слегка подешевел до 27,8 тыс. руб.

Многие участники рынка опасаются дальнейшего ухудшения ценовой ситуации в случае возращения в строй самолетов «Трансаэро». Например, «Аэрофлот» получит 34 воздушных судна из парка банкрота, в том числе новые Boeing 737 NG и четыре дальнемагистральных Boeing 747. Источник в группе «Аэрофлот» пояснил “Ъ”, что 20 самолетов поступят в объединенную авиакомпанию «Россия» и будут эксплуатироваться как на регулярных, так и на чартерных направлениях, но вряд ли это произойдет уже в наступающем летнем сезоне.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer