Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиатарифы стремятся к "Победе"


28 марта 2016 года Ирина Мансурова, Российская газета


Бюджетная "дочка" "Аэрофлота" - авиакомпания "Победа" - сумела практически в одиночку изменить ценообразование в отечественной авиаотрасли. Спустя полтора года после ее выхода на рынок другие перевозчики вынуждены снижать свои тарифы, чтобы не остаться без пассажиров. В результате этой неожиданной для многих ценовой атаки стоимость билетов "классических" российских авиакомпаний вплотную приблизилась к сегменту low-cost.

Новый "высокий сезон" российская авиаотрасль встречает снижением стоимости билетов на наиболее популярных направлениях. И причина здесь не только и не столько в разнообразных рутинных неурядицах - от колебания курсов валют до обусловленного политическими пертурбациями падения турпотока. Авиакомпании вынуждены конкурировать за пассажиров с лоукостерами, которые предлагают те же направления, но по более привлекательным ценам.

Согласно исследованию, проведенному аналитиками сервиса Aviasales по заказу РБК, на протяжении нынешнего туристического сезона тарифы большинства отечественных перевозчиков будут очень близки к ценам "Победы" (на данный момент - единственного российского лоукостера). Например, средняя стоимость билетов бюджетной "дочки" Аэрофлота из Москвы до Сочи, Анапы, Геленджика на июнь-август составляет сегодня 13,6 тыс. руб. Столько же с пассажира на этих направлениях возьмет UTair, а перелет "Уральскими авиалиниями" обойдется всего на 800 рублей дороже. Указанные тарифы включают в себя перелет "туда-обратно" и не учитывают плату за провоз багажа.

Конечно, это снижение носит сезонный характер и продолжится только на время массовых отпусков. В прочие же периоды года, говорят представители "Победы", тарифы компании стабильно оказываются в среднем на 20-25% ниже, чем у классических перевозчиков. Однако раньше этот разрыв был все же существенно больше. Когда "Победа" только выходила на рынок, разница в цене билетов с конкурентами составляла 35-45%. Фактически компания, в парке которой всего 12 самолетов, вынудила куда более крупных участников рынка играть по новым правилам.

Сближение цен обычных авиакомпаний и лоукостеров в пользу последних не является чисто российским феноменом - это сложившийся мировой тренд. Тон в авиатарифах сегодня задает именно сегмент low-cost, где ради низких цен на билеты оптимизируется буквально все, кроме безопасности полетов. В первую очередь это касается издержек на содержание и ремонт самолетов - все лоукостеры пользуются только новыми воздушными судами и только одного типа.

"С точки зрения лоукостера ему нужны самолеты новые, чтобы минимизировать расходы. И главное - минимизировать простой, чтобы не было отказов, из-за которых самолет не полетел. Основной эффект лоукоста достигается при интенсивных полетах", - отмечает главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий.

Другая важная статья экономии - аэропортовое обслуживание. Большинство европейских бюджетных авиакомпаний использует второстепенные площадки, где поток пассажиров меньше и тарифы ниже. Впрочем, в российских условиях это не работает. Неразвитая аэропортовая сеть не позволяет "Победе" использовать эту опцию. "Если бы появился второстепенный московский аэропорт со значительно более низкими ставками за обслуживание и хорошей транспортной доступностью, то "Победа" снизила бы еще больше свои тарифы и увеличила бы количество билетов по минимальному тарифу", - отметили в лоукостере. Зато компания сумела сэкономить на топливе, демонтировав кухонное оборудование (питание на ее бортах не предоставляется). За счет уменьшения веса на целую тонну ее самолеты тратят меньше авиакеросина.

Наконец, низкий тариф достигается за счет высокой эффективности работы. Лоукостеры много летают, ведь чем больше самолет проводит времени в воздухе, тем ниже стоимость одного летного часа. В этом смысле "Победа" добилась впечатляющих результатов, в том числе за счет скоростного разворота в некоторых аэропортах - он занимает всего полчаса. Не в последнюю очередь это достигается за счет правил провоза ручной клади: ограничения стимулируют пассажиров путешествовать налегке. За счет этого их посадка на борт или высадка в аэропорту занимает всего 7 минут.

Однако основным преимуществом лоукостеров все-таки является экономическая модель, в соответствии с которой компания продает все услуги по отдельности. Пассажиру предлагается своеобразный конструктор цен, выбирая или отказываясь от различных элементов которого тот может сформировать наиболее подходящий ему по соотношению цена/качество вариант. Большинство клиентов бюджетных перевозчиков предпочитают разумно экономить, ограничивая себя во второстепенных сервисах, но серьезно выигрывая в цене. При этом практика западных лоукостеров такова, что билет с полным набором услуг у них оказывается даже дороже эконом-класса классических авиакомпаний, предоставляющих такой же или близкий уровень сервиса.

В базовый тариф российской "Победы" тоже входят только перелет, провоз багажа в багажном отсеке до 10 кг и провоз личных вещей, регламентированный перечнем Федеральных авиационных правил, в салоне самолета. Все остальные услуги (дополнительный багаж, выбор специального места, приоритетная посадка и другое) оплачиваются отдельно и только в том случае, если они действительно нужны пассажиру.

"Лоукостер - это известный в мире формат, и очень хорошо, что его наконец-то подняли и в России, - отмечает доктор экономических наук профессор Никита Кричевский. - Тут хочешь не хочешь - ценовая конкуренция обостряется. Другие авиакомпании начали снижать цены, для них это путь к выживанию".

Востребованность низкобюджетных перевозок, помноженная на экономические сложности, заставляет конкурентов перенимать опыт лоукостеров. Вслед за "Победой" многие российские авиакомпании начали предлагать невозвратные тарифы, оптимизировать свои авиапарки, превращая их в монотипные, и иными способами сокращать издержки. Также появились новые классы обслуживания с минимальным набором услуг. Например, в конце прошлого года у S7, "Уральских авиалиний" и UTair появились тарифы "без багажа". В целом же с декабря 2015 года по настоящее время средняя стоимость авиабилетов на внутренних направлениях снизилась на 20%.

Помимо очевидной пользы для потребителя, для которого авиаперелеты становятся все более доступными, у нынешней ценовой войны есть и обратная сторона. Любое снижение стоимости билетов в такой низкомаржинальной отрасли, как авиаперевозки, должно происходить исключительно за счет разумной экономии и снижения издержек. В любом другом случае получается демпинг, разоривший в свое время не только предшественников "Победы" по формату low-cost ("Авианову" и SkyExpress), но и такого гиганта, как "Трансаэро".

"Демпинг опасен плохим результатом для авиакомпании и прекращением ее деятельности. Компаниям нужно вкладывать деньги в развитие, в лизинг, в персонал, в безопасность. Поэтому компаниям, которые работают на плохой норме прибыли, будет крайне сложно выживать", - предупреждает вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин. По его мнению, чтобы этого избежать, российские авиакомпании будут укрупняться и оптимизировать свою маршрутную сеть.

"Опасность скатиться к демпингу и вырастить себе проблемы на этом пути, безусловно, есть, - признает профессор Кричевский. - В любом случае авиаотрасль должна находиться под пристальным вниманием государства в связи с тем, что это стратегическая отрасль, направленная на соединение различных географических регионов России в единое целое".

Российский лоукостер задал темп всей отечественной авиаотрасли. За год полетов "Победы" компания не раз добивалась рекордов по многим показателям. Так, в штате компании числится всего около 600 человек. В мировой практике лучшим показателем считается, если авиакомпании удается обслужить 1 млн пассажиров на 1000 сотрудников. "Победа" перевезла в 2015 году 3 млн пассажиров. Кроме того, российский лоукостер достиг лучших показателей по продажам через Интернет: 69% продаж осуществляется через собственный сайт компании. Низкобюджетный перевозчик стимулирует пассажиров бронировать билет на сайте, предлагая самые низкие цены на перелет и дополнительные услуги только на сайте, чтобы сократить затраты на содержание точек офлайн-продаж.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer