Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Воздушно-коммерческие силы


28 марта 2016 года Иван Сафронов, КоммерсантЪ


Россия потратила на военно-воздушную операцию в Сирии 33 млрд руб., однако заработать на ней может куда больше. Боевое применение российского оружия на Ближнем Востоке стало лучшей его рекламой для покупателей: сумма потенциальных экспортных контрактов, по расчетам "Денег", в ближайшие годы может достичь $6-7 млрд.

Сирийские затраты

Военно-воздушная операция в Сирии началась 30 сентября, когда бомбардировщики из сформированной в Латакии российской авиагруппы нанесли первые удары по позициям "Исламского государства" (ИГ; запрещено в России). С того момента высокопоставленные чиновники объясняли вмешательство в ход ведущейся в арабской республике войны соображениями национальной безопасности. "Единственно верный путь борьбы с международным терроризмом — это действовать на упреждение, бороться и уничтожать боевиков и террористов на уже захваченных ими территориях, не ждать, когда они придут в наш дом" — так Владимир Путин обосновал начало сирийской кампании.

Однако помимо чисто политических дивидендов в Москве рассчитывают и на серьезную экономическую отдачу, связанную прежде всего со значительным повышением спроса внешних заказчиков и Минобороны РФ на оружие и технику, при помощи которой велись боевые действия в Сирии. Такой точки зрения придерживается, например, гендиректор госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов, заявивший в сентябре, что при "при обострении ситуации в мире всегда заказы (на закупку оружия.— "Деньги") увеличиваются".

За полгода российские военные превратили сирийскую землю де-факто в испытательный полигон. На первых порах они опирались в большей степени на проверенную технику вроде модернизированных бомбардировщиков Су-24М и штурмовиков Су-25СМ, однако вскоре подключили бомбардировщики Су-34, истребители Су-30СМ и, наконец, новейшие Су-35С. В Хмеймим также были переброшены вертолеты Ми-8П, Ми-24, Ми-35М, Ми-28Н и Ка-52, а сама авиабаза была прикрыта плотным кольцом из зенитных ракетно-пушечных комплексов "Панцирь-С1", а также систем ПВО "Бук-М2" и С-400 "Триумф". Из сухопутной техники в Сирию были переправлены танки Т-90 и бронетранспортеры БТР-82А. Для нанесения ударов по целям использовались не только старые авиабомбы вроде ФАБ-250 или ОФАБ-500, но и современные КАБ-500С, а также крылатые ракеты Х-101 и Х-555. Последние предназначались для преодоления мощных систем ПВО противника, которых, к слову, у ИГ не было. Удары ракетами "Калибр-НК" из акватории Средиземного и Каспийского морей вообще стоят особняком: 48 пусков показали технические возможности изделий.

По словам источника "Денег", причастного к военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами, сейчас потенциальные заказчики присматриваются к "проверенному оружию" — либо состоящему на вооружении Минобороны РФ, либо уже купленному другой страной. "В Сирии мы убили сразу двух зайцев,— говорит он.— С одной стороны, мы продемонстрировали боевые возможности техники, привлекли внимание заказчиков, с другой — прогнали более половины имеющегося летного состава в боевых условиях". Примечательно, что в Сирию помимо военных прибыли представители предприятий-изготовителей новейшей техники: хотя вся она была принята на вооружение российской армии, военные решили подстраховаться профильными специалистами — в некоторых случаях им было проще подготовить технику и вооружение к выполнению задач.

Полгода операции обошлись военным в 33 млрд руб.: эти деньги были заложены в бюджет Минобороны на проведение учений и боевую подготовку, однако были пущены на реальную войну. По информации "Денег", данная сумма учитывает все логистические и материально-технические затраты. Еще около 10 млрд руб. могут потребоваться для пополнения арсеналов средствами авиационного поражения и для заводского ремонта авиатехники. Общий ее налет за полгода составил свыше 9 тыс. часов. Такая интенсивность не могла не сказаться на летном ресурсе, например, Су-24М и Су-25СМ, уже переживших не одну модернизацию и ремонт.

Сирийские доходы

Однако даже эти расходы не кажутся чрезмерными на фоне ожидаемых дивидендов. Как рассказали несколько военных источников "Денег", после начала сирийской кампании в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) поступило немало обращений из стран, присматривающихся к продукции российских оборонных предприятий, в большинстве своем желающих приобрести авиатехнику. Например, в декабре 2015 года из Алжира поступила заявка на 12 бомбардировщиков Су-32 (экспортная версия Су-34). По словам директора Новосибирского авиационного завода имени Чкалова Сергея Смирнова, такие переговоры велись около восьми лет, но происходило это все в вялотякущем режиме. Однако успешная эксплуатация бомбардировщика в Сирии придала переговорам новый импульс: по информации "Денег", первая эскадрилья Су-32 обойдется алжирским военным не менее чем в $500-600 млн, в дальнейшем не исключен опцион на закупку еще 6-12 машин. Параллельно с этими переговорами Алжир запросил один Су-35С для испытаний на полигоне Таманрассет, чтобы проверить пилотажные характеристики машины, возможности радиолокационного оборудования и вооружения. Собеседники "Денег" утверждают, что алжирских летчиков опробованный образец устроил и теперь ожидают начала предконтрактных переговоров о покупке не менее десяти таких истребителей. Твердый контракт на такое количество машин оценивается примерно в $850-900 млн.

В этом году продолжатся переговоры по двум военно-транспортным самолетам Ил-76МД-90А (в случае подписания контракта в этом году Алжир должен получить два самолета уже в 2017-м). Еще одним достижением можно считать заключение соглашения о поставке этой же стране около 40 боевых вертолетов Ми-28НЭ, первая партия которых уже готова к отправке. Следует отметить, что роль сирийской операции в этом случае несколько ниже, поскольку ранее эти машины для борьбы с ИГ уже приобрел Ирак. Но в любом случае алжирский контракт на Ми-28НЭ оценивается экспертами в $600-700 млн.

Истребители Су-35 также интересуют Индонезию, Вьетнам и Пакистан. Каждая из этих стран имеет опыт эксплуатации советских и российских самолетов, однако стороны хотят значительно модернизировать свой авиационный парк. Индонезия и Вьетнам хотят взять Су-35 в дополнение к ранее приобретенным Су-30МК2, причем в Джакарте говорят о десяти машинах, а Ханой, по информации "Денег", намерен вести разговор о покупке эскадрильи. В обоих случаях речь идет о контрактах стоимостью свыше $1 млрд, причем индонезийские военные, возможно, попросят для этих целей кредит.

В случае с Пакистаном ситуация несколько сложнее: помимо тяжелой экономической ситуации потенциальной сделке мешают геополитические аспекты, связанные с Индией. Приобретение Исламабадом четырех Ми-35 было воспринято Дели негативно, поэтому Владимиру Путину пришлось лично объяснять индийскому премьеру Нарендре Моди, что они будут использоваться исключительно для борьбы с ИГ. Собеседники "Денег" говорят, что пакистанские военные при самом позитивном раскладе смогут закупить не так уж много истребителей — не более шести. Но даже такая сделка будет оцениваться примерно в $500 млн.

Есть интерес к вертолетам Ка-52 "Аллигатор": по линии "Рособоронэкспорта" с Египтом заключен контракт на 46 машин, которые начнут поставляться в 2017 году. Ожидается, что демонстрация их боевых возможностей в Сирии поможет найти новых клиентов прежде всего на Ближнем Востоке.

Особняком стоит случай с танком Т-90, который был перевезен в Сирию как для охраны Хмеймима, так и для прикрытия правительственных войск Башара Асада, наступавших на позиции ИГ. На кадрах видеосъемки, просочившейся в интернет, запечатлен момент выстрела по российскому танку из американского противотанкового ракетного комплекса TOW. Броня Т-90 выстрел выдержала. Этот пример теперь будет использоваться при переговорах с клиентами, говорит топ-менеджер одного из оборонных предприятий. Среди этих клиентов — Ирак, Иран, другие страны Персидского залива, а также СНГ.

В эти дни концерн ВКО "Алмаз-Антей" принимает участие в выставке DefExpo-2016, где продемонстрирует макеты интегрированных ракетных систем "Калибр-ПЛЭ" и "Калибр-НКЭ".

Несмотря на то что в сирийской кампании комплексы ПВО использовались только для обнаружения, а не поражения целей, спрос высок и на них, утверждают источники "Денег". Появление С-400 в Сирии резко увеличило интерес к этому изделию со стороны армии Саудовской Аравии, а также активизировало по этому поводу переговоры с Индией. В каждом из этих случаев речь может идти о приобретении от четырех до шести дивизионов С-400, то есть приблизительно о $2-3 млрд в зависимости от количества пусковых установок.

По самым приблизительным экспертным подсчетам, маркетинговый эффект от сирийской кампании может привести к появлению контрактов на сумму около $6-7 млрд (порядка 420-490 млрд руб. по нынешнему курсу). Замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко отмечает реальный всплеск интереса к российской продукции, но подчеркивает, что "пока в виде твердых контрактов это не проявилось". Понятно, что на пути реализации сделок могут возникнуть самые разные препятствия: технические (например, загрузка предприятий иными заказами), финансовые (отсутствие денег у заказчика), форс-мажорные (революция в стране или проявившийся военный конфликт с поставщиком). Однако даже уменьшение потенциальной выгоды на $1-2 млрд будет никак не критично, говорит высокопоставленный источник "Денег" в правительстве: "С учетом курсовой разницы между рублем и долларом мы в любом случае перебьем сирийские затраты уже в обозримой перспективе". Правда, для этого нужно начинать заключение контрактов уже сейчас: с учетом производственного цикла изделий окончательные расчеты будут произведены не ранее чем через два-четыре года.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга



Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer