Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Беспилотникам подрезали крылья: вступил в силу обновленный Воздушный кодекс


30 марта 2016 года Ирина Кондратьева, Pravo.ru


В России 30 марта 2016 года вступили в силу новые правила эксплуатации беспилотников: все аппараты массой от 250 граммов будут регистрироваться – включая дроны. Но санкций за нарушение пока можно не бояться, считают эксперты. Как будут работать новые нормы, кто сможет "управлять" дронами и что грозит за нарушение законодательства о беспилотниках выяснило Право.ru.

В Тихуане в паре километров от границы со США на площадку супермаркета рухнул дрон. Об инциденте вряд ли написали бы СМИ, если бы не груз, который перевозил беспилотник — 2,7 кг метамфетамина. Другой летательный аппарат привлёк ещё большее внимание Америки, врезавшись в дерево в охраняемой зоне Белого дома - после чего власти США всерьез задумались над учетом, контролем и регулированием беспилотных летательных аппаратов.

В России громких историй, связанных с авариями беспилотников, не так много. Пожалуй, самая нашумевшая – суд над Олегом П., которого оштрафовали на 50 000 руб. за организацию коммерческой доставки пиццы... по воздуху: ему удалось оспорить решение суда, сославшись на то, что российское законодательство не адаптировано под регулирование деятельности, связанной с коммерческими дронами. Однако после подобных инцидентов российские законодатели взялись за заполнение пробелов. И результат не заставил себя ждать.
Полёты по новым правилам

Согласно внесённым в Воздушный кодекс изменениям, с 30 марта 2016 года все беспилотные воздушные суда со взлетной массой от 250 граммов подлежат регистрации. Взлётная масса – это совокупная масса, то есть вес самого беспилотного летательного аппарата (БПЛА) плюс его грузоподъёмность. При регистрации придётся указать изготовителя, тип и серийный номер аппарата, количество и мощность поставленных двигателей. Также надо будет указать, является ли дрон военным или гражданским. При этом разделение на некоммерческие беспилотники, спортивные аппараты или авиамодели не предполагается.

После регистрации беспилотнику присваиваются государственный и регистрационный опознавательные знаки, а владелец получает справку с указанием своих данных и лётных характеристиках дрона. Какие права даёт регистрация из внесённых в законодательство изменений – непонятно: больше всего вопросов вызывает возможность использовать беспилотник в коммерческих целях – сейчас аппараты часто используют в работе фотографы или видеооператоры.

Всё под контролем

Реестр беспилотников будет контролировать Росавиация. Чтобы внести в него свой летательный аппарат, надо будет подать соответствующее заявление в произвольной форме, указав характеристики беспилотника и информацию о владельце. Если собственник беспилотника изменится, то и процесс регистрации придётся пройти ещё раз. То же самое ждёт владельца аппарата и после его модификации, следует из документов, опубликованных на официальном портале правовой информации. Дрон также потребуется поставить на учёт: импортеры и изготовители дронов будут обязаны подать соответствующее заявление в ФСБ России.

Необходимость регистрации вызывает ряд проблем. Первая из них – невозможность подать на регистрацию через интернет. Вторая сложность, на которую обращают внимание эксперты, – отсутствие процедуры сертификации дронов, без которой регистрация невозможна в принципе. Кроме того, теперь, когда беспилотники фактически приравнены к другим воздушным судам, их владельцы должны будут заблаговременно предоставлять информацию о своих маршрутах.

Управление беспилотником: как получить "права"

В новой редакции Воздушного кодекса водится и новый термин – "внешний пилот". При этом в новой редакции 57-й статьи кодекса сказано, что "командиром воздушного судна [...] является лицо, имеющее действующее свидетельство пилота (летчика, внешнего пилота), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа". Именно внешний пилот и будет обладать правами командира воздушного судна.

Таким образом, управлять дроном сможет только внешний пилот с правами. Как именно оператор дрона сможет получить право на управление – остаётся загадкой.

В случае нарушений МВД будет составлять протоколы о нарушениях, предусмотренных ст. 11.3 и ст. 11.5 КоАП РФ. Согласно ст. 11.5.5, управление воздушным судном, не прошедшим государственной регистрации, влечет наложение административного штрафа на командира воздушного судна в размере от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб. или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года. В остальных случаях контроль, очевидно, будет осуществлять госнадзор в области гражданской авиации. 

За нарушение правил использования воздушного пространства владелец дрона может быть оштрафован до 5000 руб. для физических и до 300 000 руб. для юридических лиц (КоАП РФ, статья 11.4).

Закон вступил в силу, но не заработал

Финальный текст вызвал много нареканий со стороны пользователей беспилотных аппаратов. Основные из них – сложность процедур регистрации беспилотников. То, что на дроны и другие беспилотники "в значительной мере распространяются существующие нормы и правила", является слабой стороной обновленного кодекса, считают критики нововведений: авиамоделисты, фотографы и видеооператоры, использующие дроны в работе; и даже родители, подарившие ребенку радиоуправляемый вертолет, приравниваются законом к пилотам "Боинга".

Наиболее резко на нововведения отреагировали те, кто имеет дело с авиамодельным спортом. Кодекс в его нынешнем варианте по сути убивает нынешний авиамодельный спорт, считает Игорь Трифонов, вице-президент Федерации авиамодельного спорта России. Согласно новым правилам, которые не разделяют дроны и кордовые модели самолетов, конструируемые детьми в клубах авиамоделирования, все, кто так или иначе имеет отношение к этому виду спорта, будут вынуждены проходить через "безумные", по оценке Трифонова, процедуры. Специально построенные площадки для запуска авиамоделей теперь будут закрыты: "брать на себя ответственность за нарушение закона никто не готов". Что делать с уже организованными международными соревнованиями – тоже неясно: как оформить их правильно – неизвестно из-за отсутствия процедур, а отмена повлечет за собой многомиллионные штрафы. Встаёт и вопрос о том, кто именно имеет квалификацию для того, чтобы сертифицировать потенциального пилота беспилотного аппарата.

Однако юристы считают, что тревожиться пока не о чем. "Поправки сами по себе предполагают наличие подзаконного регулирования в части установления порядка регистрации беспилотных воздушных судов (БВС), квалификационных требований к пилотам БВС, нормам летной годности, порядку фиксации вещных прав, а самое главное, к порядку использования воздушного пространства. Однако на сегодняшний день ни в один нормативный правовой акт по вышеуказанным вопросам поправки пока не приняты и ожидать их появления стоит не раньше осени", – говорит Олег Аксаментов, директор Института воздушного и космического права AEROHELP, ссылаясь на план текущей нормотворческой деятельности Минтранса России. Следовательно, исполнять вступившие в силу нормы де факто пользователи пока не смогут, заключает Аксаментов. 

Как уже не раз бывало, например, в части требований о государственной регистрации сверхлегкого воздушного судна авиации общего назначения, порядок осуществления которой появился спустя 14 лет после появления нормы в ВК РФ, опасаться санкций за несоблюдение вступивших в силу поправок также не стоит, уверен он: в условиях правовой неопределенности субъект привлекаться к ответственности не должен.

Зарубежный опыт

Во многих зарубежных странах, озаботившихся регулированием беспилотных полётов раньше России, законодательство более либерально. В США беспилотник массой от 0,25 до 25 кг можно по-прежнему зарегистрировать в Управлении авиацией (Federal aviation administration) прямо через онлайн-форму. Регистрация стоит 5 долларов, выдаётся на три года и распространяется на все принадлежащие физическому лицу аппараты. Если же летательный аппарат попадает в категорию спортивных или развлекательных, то лицензия на управление им не требуется. 

Британские законы еще мягче: дроны весом до 20 кг вообще не нужно регистрировать, а их пилотам не нужна лицензия. Правда, тем, кто собирается управлять дроном, придётся заплатить за курсы, на которых им объяснят основы пилотирования. Разрешение необходимо только для коммерческих перевозок и полётов за пределами зон, допустимых для беспилотников.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»



Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBoS21
Транспортные услуги: http://perevozki.youdo.com/cars/kabluk/dlv/refrigerator/ по данной ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer