Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


К "Морскому старту" проявлен воздушный интерес


30 марта 2016 года Иван Сафронов, Елизавета Кузнецова, КоммерсантЪ


В госкорпорации «Роскосмос» в среду сообщили, что проект Sea Launch («Морской старт») в скором времени получит нового владельца. Как стало известно “Ъ”, интерес к плавучему космодрому, базирующемуся на острове Рождества в Тихом океане, проявил совладелец группы S7 (авиакомпания «Сибирь») Владислав Филев. Стороны уже согласовали параметры сделки, которая оценивается в «миллиарды рублей». Окончательно она будет закрыта в мае.

О том, что сделка по продаже проекта Sea Launch неназванным лицам близка к закрытию, сообщил ТАСС. Гендиректор «Роскосмоса» Игорь Комаров позже факт переговоров подтвердил: «Кто инвестор и объем контракта — не могу сказать в силу определенных обязательств». Он добавил, что сейчас ведется оформление документов и сказать что-то определенное можно будет не ранее конца апреля. От более подробных комментариев о будущем Sea Launch представители «Роскосмоса» и ракетно-космической корпорации «Энергия» (владелец плавучего космодрома) в среду воздерживались.

«Роскосмос» на протяжении нескольких лет пытался определиться с судьбой проекта, оказавшегося в сложном финансовом положении. Проблемы «Морского старта» во многом стоили должности предыдущему гендиректору «Энергии» Виталию Лопоте, которому в апреле 2014 года следственные органы предъявили обвинение по ч. 2 ст. 201 УК РФ (превышение полномочий). По версии следователей, в 2010 году он дал указания руководству дочернего предприятия ЗАО «Завод экспериментального машиностроения» РКК «Энергия» о предоставлении займов двум компаниям, участвующим в коммерческом проекте Sea Launch. Эти средства должны были быть использованы в качестве авансов по договорам на изготовление пилотируемых кораблей в рамках госконтрактов, но вместо этого займы предоставлялись аффилированным организациям на невыгодных для «Энергии» условиях. Ущерб следователи оценили более чем в 77 млн руб. 10 марта Басманный суд продлил господину Лопоте домашний арест на два месяца и шесть суток. Своей вины бывший гендиректор не признает.

Определять судьбу проекта пришлось его преемнику Владимиру Солнцеву. А уже в августе 2014 года одноименная компания Sea Launch, осуществляющая пуски украинских ракет-носителей «Зенит-3SL» с платформы Odyssey в Тихом океане, объявила о приостановлении своей деятельности и консервации космодрома. Причин для этого было несколько: долговая нагрузка проекта достигала $500 млн, отсутствовали стабильные коммерческие заказы (доставлять на остров Рождества, принадлежащий государству Кирибати, гражданские спутники РФ было слишком далеко, а военные — и вовсе невозможно из режимных соображений).

Сложностей добавил разрыв промышленной кооперации с Украиной, которая отказалась поставлять производимые на «Южмаше» ракеты «Зенит». В интервью “Ъ” от 9 июня 2014 года Игорь Комаров, возглавлявший на тот момент Объединенную ракетно-космическую корпорацию, заявлял: «Накладные расходы на поддержание этого проекта добавляются каждый год, даже если ничего не делать (около $30 млн ежегодно.— “Ъ”)». Он перечислял несколько путей решения проблемы: продажа проекта, его санация или же присвоение ему статуса дотационного.

По словам источника “Ъ”, близкого к руководству «Роскосмоса», вариант с продажей Sea Launch все это время оставался основным. На протяжении двух лет велись переговоры с США, Китаем, Бразилией, Объединенными Арабскими Эмиратами и Австралией. Их интерес понятен, говорит собеседник “Ъ”, в случае заключения твердого контракта эти страны могли в кратчайшие сроки стать обладателями космодрома, который российские чиновники называли «едва ли не самым совершенным стартовым комплексом в техническом плане». «Политических разногласий с Украиной ни у кого из этих стран не было, так что и по “Зенитам” смогли бы договориться,— считает он.— Оставалось бы только решить вопрос с перебазированием платформы, но это все технические детали». Однако настолько далеко ни одни переговоры не продвинулись.

По сведениям “Ъ”, ситуация серьезно изменилась в последние месяцы, когда покупкой Sea Launch заинтересовался инвестор из России: им оказался совладелец группы S7 (включает одноименную авиакомпанию) Владислав Филев. Источники “Ъ” в авиаотрасли объясняют интерес к проекту его прошлым: в 1985 году он окончил Академию военно-космических сил имени Можайского, а в 1985–1993 годах служил в должности военного инженера в ракетных войсках стратегического назначения. Как рассказали “Ъ” два топ-менеджера предприятий космической промышленности, стороны уже согласовали все параметры сделки: предполагается, что «Энергия» продаст весь имущественный комплекс без имеющейся задолженности. По их словам, окончательно сделка будет закрыта в мае, а до этого момента сторонам предстоит доложить о ней «первым лицам государства». Раскрывать параметры сделки собеседники “Ъ” не стали, сказав лишь, что инвестор заплатит «миллиарды рублей». В группе S7 от комментариев по этой теме в среду отказались.

Продав Sea Launch, «Роскосмос» и «Энергия» смогут поставить точку в вопросе, решить который стороны пытались последние несколько лет, и теперь сконцентрируются на финансовом оздоровлении корпорации. Выгода для господина Филева менее очевидна: в общей сложности за 16 лет (с 1999-го по 2014-й) с платформы Odyssey было запущено всего 38 космических аппаратов (в среднем — чуть более двух пусков в год). В те же годы в целом в мире было проведено 1102 космических пуска, то есть на Sea Launch пришлось в итоге чуть более 3% глобального рынка. «Проект сможет окупаться, если с платформы будет производиться не менее пяти пусков в год»,— говорит собеседник “Ъ” в «Роскосмосе». Но для этого придется решить вопрос с заменой ракеты, например на «Ангару-А3» — такой вариант допускал генконструктор Центра имени Хруничева Александр Медведев. Кроме того, придется перебазировать платформу в новое место, что также сопряжено с дополнительными расходами.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»



Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC7YW1
Тут http://courier.youdo.com/driver/, лучшие цены.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer