Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


К "Морскому старту" проявлен воздушный интерес


30 марта 2016 года Иван Сафронов, Елизавета Кузнецова, КоммерсантЪ


В госкорпорации «Роскосмос» в среду сообщили, что проект Sea Launch («Морской старт») в скором времени получит нового владельца. Как стало известно “Ъ”, интерес к плавучему космодрому, базирующемуся на острове Рождества в Тихом океане, проявил совладелец группы S7 (авиакомпания «Сибирь») Владислав Филев. Стороны уже согласовали параметры сделки, которая оценивается в «миллиарды рублей». Окончательно она будет закрыта в мае.

О том, что сделка по продаже проекта Sea Launch неназванным лицам близка к закрытию, сообщил ТАСС. Гендиректор «Роскосмоса» Игорь Комаров позже факт переговоров подтвердил: «Кто инвестор и объем контракта — не могу сказать в силу определенных обязательств». Он добавил, что сейчас ведется оформление документов и сказать что-то определенное можно будет не ранее конца апреля. От более подробных комментариев о будущем Sea Launch представители «Роскосмоса» и ракетно-космической корпорации «Энергия» (владелец плавучего космодрома) в среду воздерживались.

«Роскосмос» на протяжении нескольких лет пытался определиться с судьбой проекта, оказавшегося в сложном финансовом положении. Проблемы «Морского старта» во многом стоили должности предыдущему гендиректору «Энергии» Виталию Лопоте, которому в апреле 2014 года следственные органы предъявили обвинение по ч. 2 ст. 201 УК РФ (превышение полномочий). По версии следователей, в 2010 году он дал указания руководству дочернего предприятия ЗАО «Завод экспериментального машиностроения» РКК «Энергия» о предоставлении займов двум компаниям, участвующим в коммерческом проекте Sea Launch. Эти средства должны были быть использованы в качестве авансов по договорам на изготовление пилотируемых кораблей в рамках госконтрактов, но вместо этого займы предоставлялись аффилированным организациям на невыгодных для «Энергии» условиях. Ущерб следователи оценили более чем в 77 млн руб. 10 марта Басманный суд продлил господину Лопоте домашний арест на два месяца и шесть суток. Своей вины бывший гендиректор не признает.

Определять судьбу проекта пришлось его преемнику Владимиру Солнцеву. А уже в августе 2014 года одноименная компания Sea Launch, осуществляющая пуски украинских ракет-носителей «Зенит-3SL» с платформы Odyssey в Тихом океане, объявила о приостановлении своей деятельности и консервации космодрома. Причин для этого было несколько: долговая нагрузка проекта достигала $500 млн, отсутствовали стабильные коммерческие заказы (доставлять на остров Рождества, принадлежащий государству Кирибати, гражданские спутники РФ было слишком далеко, а военные — и вовсе невозможно из режимных соображений).

Сложностей добавил разрыв промышленной кооперации с Украиной, которая отказалась поставлять производимые на «Южмаше» ракеты «Зенит». В интервью “Ъ” от 9 июня 2014 года Игорь Комаров, возглавлявший на тот момент Объединенную ракетно-космическую корпорацию, заявлял: «Накладные расходы на поддержание этого проекта добавляются каждый год, даже если ничего не делать (около $30 млн ежегодно.— “Ъ”)». Он перечислял несколько путей решения проблемы: продажа проекта, его санация или же присвоение ему статуса дотационного.

По словам источника “Ъ”, близкого к руководству «Роскосмоса», вариант с продажей Sea Launch все это время оставался основным. На протяжении двух лет велись переговоры с США, Китаем, Бразилией, Объединенными Арабскими Эмиратами и Австралией. Их интерес понятен, говорит собеседник “Ъ”, в случае заключения твердого контракта эти страны могли в кратчайшие сроки стать обладателями космодрома, который российские чиновники называли «едва ли не самым совершенным стартовым комплексом в техническом плане». «Политических разногласий с Украиной ни у кого из этих стран не было, так что и по “Зенитам” смогли бы договориться,— считает он.— Оставалось бы только решить вопрос с перебазированием платформы, но это все технические детали». Однако настолько далеко ни одни переговоры не продвинулись.

По сведениям “Ъ”, ситуация серьезно изменилась в последние месяцы, когда покупкой Sea Launch заинтересовался инвестор из России: им оказался совладелец группы S7 (включает одноименную авиакомпанию) Владислав Филев. Источники “Ъ” в авиаотрасли объясняют интерес к проекту его прошлым: в 1985 году он окончил Академию военно-космических сил имени Можайского, а в 1985–1993 годах служил в должности военного инженера в ракетных войсках стратегического назначения. Как рассказали “Ъ” два топ-менеджера предприятий космической промышленности, стороны уже согласовали все параметры сделки: предполагается, что «Энергия» продаст весь имущественный комплекс без имеющейся задолженности. По их словам, окончательно сделка будет закрыта в мае, а до этого момента сторонам предстоит доложить о ней «первым лицам государства». Раскрывать параметры сделки собеседники “Ъ” не стали, сказав лишь, что инвестор заплатит «миллиарды рублей». В группе S7 от комментариев по этой теме в среду отказались.

Продав Sea Launch, «Роскосмос» и «Энергия» смогут поставить точку в вопросе, решить который стороны пытались последние несколько лет, и теперь сконцентрируются на финансовом оздоровлении корпорации. Выгода для господина Филева менее очевидна: в общей сложности за 16 лет (с 1999-го по 2014-й) с платформы Odyssey было запущено всего 38 космических аппаратов (в среднем — чуть более двух пусков в год). В те же годы в целом в мире было проведено 1102 космических пуска, то есть на Sea Launch пришлось в итоге чуть более 3% глобального рынка. «Проект сможет окупаться, если с платформы будет производиться не менее пяти пусков в год»,— говорит собеседник “Ъ” в «Роскосмосе». Но для этого придется решить вопрос с заменой ракеты, например на «Ангару-А3» — такой вариант допускал генконструктор Центра имени Хруничева Александр Медведев. Кроме того, придется перебазировать платформу в новое место, что также сопряжено с дополнительными расходами.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC7YW1
Тут http://courier.youdo.com/driver/, лучшие цены.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer