Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как СССР победил США в лунной гонке


31 марта 2016 года Иван Крылов , Газета.Ru


Ровно 50 лет назад на орбиту Луны вышел первый искусственный спутник — советская автоматическая межпланетная станция «Луна-10». О том, как СССР удалось обогнать США в лунной гонке и какую музыку транслировал спутник с орбиты Луны, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».

31 марта 1966 года в 13 часов 46 минут 59 секунд по московскому времени с космодрома Байконур была запущена ракета-носитель «Молния-М», которая вывела автоматическую межпланетную станцию (АМС) «Луна-10» на траекторию полета к Луне. Новая станция должна была продолжить программу по освоению человечеством естественного спутника Земли.

За два месяца до этого запуска АМС «Луна-9» впервые в мире совершила мягкую посадку на поверхности Луны. «Луна-10» была построена на базе своей предшественницы, однако вместо автоматической лунной станции на ней был установлен отделяемый герметичный контейнер — искусственный спутник Луны.

На начальном этапе и до подлета к спутнику Земли движение «Луны-10» принципиально ничем не отличалось от движения «Луны-9». Сначала «Луна-10» была выведена на околоземную орбиту, а затем с помощью разгонного блока скорость станции была доведена до 10,9 км/с.

При такой начальной скорости полет до Луны занял около трех с половиной суток.

При подлете к Луне нужно было затормозить станцию, чтобы она осталась на орбите, а не упала на поверхность небесного тела или удалилась в межпланетное пространство. Для снижения скорости станции использовался реактивный тормозной двигатель, сопло которого ориентировалось по направлению движения. Поэтому на заключительном этапе полета (на расстоянии около 1000 км от Луны) станция была сориентирована нужным образом. Это позволило стабилизировать скорость станции до необходимых 1,25 км/с, в результате чего она вышла на устойчивый полет по эллиптической орбите вокруг Луны.

Через 20 секунд после выключения двигательной установки собственно автоматическая лунная станция — «Луна-10» — отделилась от двигательной установки и отсеков системы управления и превратилась в искусственный спутник Луны. Это случилось 3 апреля 1966 года.

Параметры орбиты станции были выбраны оптимальным образом, для нормального функционирования приборов и исследования лунной поверхности.

Сам по себе спутник представлял собой герметический контейнер весом 245 кг. Снаружи на корпусе были расположены антенны и научные приборы: магнитометр, «ловушки» метеорных частиц, блок тепловых датчиков и другие. Внутри корпуса находилось оборудование спутника и источники питания.

Что же нового позволил узнать о Луне ее первый искусственный спутник? Во-первых, одним из важнейших пунктов программы исследований было изучение гравитационного поля Луны. Анализируя траекторию движения спутника, ученые обнаружили, что поле тяготения Луны несимметрично. Дело в том, что Луна имеет не шарообразную, а скорее грушевидную форму с вытянутостью на обратной стороне. Данное открытие вызвало большой интерес со стороны ученых-космогонистов, занимающихся проблемами происхождения и развития небесных тел.

Во-вторых, исследуя период обращения спутника, ученые смогли уточнить отношение масс Луны и Земли. Оно составило 1/81,3.

В-третьих, с помощью установленных на борту спутника высокочувствительных магнитометров удалось изучить магнитное поле Луны. Измерения показали наличие у Луны слабого магнитного поля (примерно в тысячу раз слабее магнитного поля Земли). Однако это поле не похоже на магнитное поле Земли, которое создается жидким металлическим ядром. Магнитное поле Луны не имеет полюсов подобно земному. В основном оно обусловлено влиянием солнечного излучения, космических лучей и периодического магнитного шлейфа Земли.

На обшивке станции «Луна-10» располагались специальные датчики, чувствительные к ударам метеорных частиц. С их помощью было показано, что в окрестностях Луны плотность твердого метеорного вещества более чем в 100 раз превышает среднюю для межпланетного пространства.

Фактически вокруг Луны существует метеорный рой из захваченных гравитационным полем частиц.

Кроме того, «Луна-10» провела исследования радиоактивности лунных пород. Для этого на станции находились спектрометры гамма-излучения. С их помощью удалось оценить концентрации радиоактивных элементов, а значит, установить тип горных пород и их химический состав. Оказалось, что содержание радиоактивных элементов в лунных породах примерно такое же, как в земных базальтах. Основными породообразующими элементами лунной поверхности являются кислород, магний, алюминий, кремний.

За два месяца «Луна-10» выполнила свою исследовательскую программу: 29 мая 1966 года она сошла с орбиты и упала на поверхность Луны. В общей сложности станция проработала на орбите небесного тела в течение 56 суток. За это время она совершила 460 оборотов вокруг Луны, пролетев около 7 млн км. Было проведено 219 сеансов радиосвязи.

Запуск «Луны-10» совпал с проведением XXIII съезда КПСС. 4 апреля на утреннем заседании в Кремлевском дворце съездов делегатам сообщили важную новость: «3 апреля в 21 час 44 минуты по московскому времени автоматическая станция «Луна-10» была выведена на селеноцентрическую (окололунную) орбиту и стала первым в мире искусственным спутником Луны». После этого зал устроил овацию присутствующим в зале космонавтам (в их числе был и Юрий Гагарин).

Затем прозвучала мелодия «Интернационала», переданная бортовой станцией АМС «Луна-10». Делегаты партсъезда слушали ее стоя.

На тот момент СССР еще опережал США в лунной гонке. Только через пять месяцев, 10 августа 1966 года, NASA запустило свой искусственный спутник Луны — автоматический аппарат «Лунар орбитер — 1». Этот аппарат занимался главным образом съемкой лунной поверхности, в частности, с целью выбора мест, удобных для посадки кораблей «Аполлон».



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer