Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Разведчики в небе над Амазонкой


4 марта 2016 года Владимир Щербаков, Независимое военное обозрение


В одном из предыдущих номеров «НВО» подробно рассказывало об истории создания и особенностях конструкции и эксплуатации радиотехнического комплекса (РТК) типа FSR-890 «Эриай», разработанного шведскими специалистами.

Именно такой комплекс был выбран и для установки на самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), которые в рамках реализации национальной программы патрулирования бассейна реки Амазонки SIVAM (Sistema de Vigelancia de Amazonia), затем переименованной в SIPAM, решили заказать себе и военно-воздушные силы Бразилии. При этом в качестве платформы для размещения данного РТК был выбран авиалайнер бразильской разработки и производства.

«БРАЗИЛИЯ» СТАНОВИТСЯ АВАКСОМ

Первоначально разработка нового самолета ДРЛОиУ для бразильских ВВС в рамках вышеуказанного проекта осуществлялась на базе авиалайнера EMB-120 «Бразилия» (Brasilia), причем сразу в двух вариантах: собственно самолет ДРЛОиУ с надфюзеляжной антенной РЛС радиотехнического комплекса «Эриай», получивший обозначение EMB-120EW («EW» – от «Early Warning», то есть «раннее обнаружение» или в более широком плане «ДРЛО»), и разведывательный самолет, или, как его еще называют, самолет дальнего радиолокационного наблюдения или самолет дистанционного зондирования, отличительной особенностью которого стало подфюзеляжное расположение антенны РЛС с синтезированной апертурой луча, получивший обозначение EMB-120RS («RS» от «Remote Sensing», что можно перевести как «дистанционное зондирование»).

Впервые о работах по данной программе представители бразильской авиастроительной компании «Эмбраер» объявили в 1995 году. Впрочем, после предварительной оценки проекта командование бразильских ВВС сделало выбор в пользу продолжения данного проекта уже на базе планера нового регионального авиалайнера EMB-145 (ERJ-145), разработанного и выпускаемого компанией «Эмбраер». Соответствующий контракт был выдан последней в 1997 году. При этом также создавались две модификации: самолет ДРЛОиУ EMB-145SA с надфюзеляжной антенной РЛС радиотехнического комплекса «Эриай», получивший военное обозначение R-99A (в 2008 году бразильские ВВС изменили обозначение на E-99), и самолет дальнего радиолокационного наблюдения EMB-145RS с РЛС с синтезированной апертурой луча с антенной, размещенной в подфюзеляжном обтекателе, получивший военное обозначение R-99B (с 2008 года – R-99).

«ГЛАЗА» И «ЧЕЛЮСТИ» ЗАЩИТНИКОВ АМАЗОНИИ

Самолет ДРЛОиУ R-99A (EMB-145SA) предназначен для решения традиционных задач, характерных для авиационных комплексов данного класса, а именно: контроль воздушного пространства; поиск и обнаружение воздушных, наземных и надводных целей и выдачи по ним разведывательных данных и данных целеуказания на свои командные пункты и средства поражения; управление и наведение своих истребителей; патрулирование пограничных районов и акваторий (границ) и эксклюзивной (исключительной) экономической зоны государства, в том числе в целях выявления различной противозаконной деятельности и обеспечения поисково-спасательных операций; решение задач в интересах обеспечения управления полетами и различных других задач.

Примечательно, что высокая потребность бразильских ВВС в самолете ДРЛОиУ была вызвана даже не столько необходимостью решать военные задачи, сколько наличием серьезной угрозы для национальной безопасности Бразилии со стороны наркоторговцев и контрабандистов. Особенно со стороны первых, поскольку широко используемый ими основной способ перевозки наркотиков – небольшими самолетами на малых и сверхмалых высотах – не позволял бразильским пограничникам и военным эффективно выявлять их, отслеживать и перехватывать. Легкомоторный самолет, летящий над самыми кронами деревьев, да еще и зачастую в кромешной темноте или в плохую погоду, был просто недоступен для наземных РЛС и истребителей бразильских вооруженных сил.

Переломить данную ситуацию смогли только самолеты ДРЛОиУ R-99A, оснащенные высокоточной РЛС с активной фазированной антенной решеткой с большой дальностью обнаружения. Кроме того, самолеты R-99A используются бразильскими военными в качестве воздушного ретранслятора, обеспечивающего помехоустойчивую и защищенную радиосвязь между наземными постами (пунктами управления) и находящимися в воздухе на патрулировании легкими штурмовиками А-29 (военное обозначение самолета EMB-314 ALX, выпускаемого бразильской компанией «Эмбраер»), которые сами бразильцы называют не иначе как «челюстями» системы SIPAM/SIVAM.

Конструктивные особенности самолета R-99A в части, касающейся размещения элементов радиотехнического комплекса «Эриай», в целом оказались идентичны тем, что характерны для рассмотренного ранее самолета ДРЛОиУ шведских ВВС. Однако в отношении другого специализированного оборудования и бортовых систем, размещенных на бразильском самолете ДРЛОиУ, отличия есть и в ряде случаев весьма существенное. В том числе и в конструктивном плане.

Естественно, что самолет ДРЛОиУ R-99A (EMB-145SA) имеет существенные отличия и от базового самолета – регионального авиалайнера EMB-145 (ERJ-145). Наиболее заметными внешними отличиями R-99A (EMB-145SA) от авиалайнера EMB-145 являются установленный над фюзеляжем обтекатель антенны РЛС радиотехнического комплекса «Эриай», а также модифицированное хвостовое оперение. Кроме того, самолет имеет усиленную конструкцию, оснащен усовершенствованной вспомогательной силовой установкой (ВСУ), новыми авионикой, радиосвязным оборудованием и системой управления полетом, а также имеет топливную систему увеличенной емкости и оснащен турбовентиляторными двигателями AE3007A1S производства компании Rolls-Royce, развивающими на 20% большую тягу, чем силовая установка на базовом гражданском самолете.

Состав экипажа R-99A насчитывает от семи до десяти человек, в том числе два пилота, тогда как остальные члены экипажа – это операторы целевой аппаратуры (систем ДРЛОиУ, РЭБ и пр.). По данным зарубежных источников, максимальная дальность обнаружения воздушных целей установленной на самолете РЛС составляет 450 км, а максимальная дальность обнаружения воздушной цели типа «истребитель» достигает 350 км.

После оценки проекта командование ВВС Бразилии в рамках программы SIVAM (SIPAM) разместило заказ на пять таких самолетов с поставкой первого в 2002 году. Выкатка первого летного экземпляра нового самолета состоялась в мае 1999 года, первый полет он выполнил 22 мая того же года, а на вооружение самолет был принят в 2001 году. К июлю 2002 года, когда начала функционировать система, созданная в рамках программы SIVAM (SIPAM), были поставлены два самолета R-99A.

Разработанный по заказу бразильских ВВС самолет ДРЛОиУ оказался настолько привлекательным с точки зрения удачного соотношения цены и качества, то есть возможностей, что в декабре 1998 года партию из четырех таких самолетов заказали ВВС Греции, которые получили в греческих ВВС обозначение Erieye EMB-145H AEW&C. Поставки самолетов греческому заказчику осуществлялись в период с декабря 2003 года по конец 2004 года. Один из данных самолетов в 2011 году использовали в рамках операции, проводившейся группировкой вооруженных сил стран – членов НАТО в Ливии.

ДАЛЬНИЙ РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ НАДЗОР

Вторым авиационным комплексом специального назначения, созданным по заказу ВВС Бразилии на базе планера авиалайнера EMB-145 (ERJ-145), стал самолет дальнего радиолокационного наблюдения R-99B (EMB-145RS). Его отличительной особенностью стало применение интегрированной РЛС с синтезированной апертурой луча IRIS (Integrated Radar Imaging System) производства канадской компании MacDonald Dettweiler, антенна которой размещена в подфюзеляжном радиопрозрачном обтекателе. Дальность обнаружения РЛС достигает 100 км.

При этом в состав радиотехнического комплекса самолета R-99B кроме основной РЛС было решено также включить следующие системы:

– комбинированную оптико-электронную поисковую систему переднего обзора «Скайболл» («Skyball») с телевизионной и тепловизионной подсистемами;
– мультиспектральную поисковую систему «Дедал» («Daedalus»), работающую в нескольких диапазонах (ультрафиолетовый, видимая часть спектра и инфракрасный);
– систему радио- и радиотехнической разведки (COMINT/ELINT), а также иное целевое оборудование.

В отличие от первой модификации самолет R-99B (EMB-145RS) в первую очередь предназначен для решения задач по контролю за наземной (надводной) обстановкой в бассейнах рек (одним из побудительных мотивов для создания данного самолета стала необходимость обеспечения эффективного контроля за огромным по площади и труднодоступным с земли бассейном реки Амазонкb), картографирования местности, исследования природных ресурсов и пр.

Особую значимость высокая разрешающая способность бортовой РЛС с синтезированной апертурой луча имеет для решения задачи по поиску в дикой бразильской сельве хорошо спрятанных нарколабораторий, перевалочных пунктов и потаенных лесных троп (дорог), а также аэродромов и взлетно-посадочных полос, сооруженных наркодельцами для своего воздушного флота.

Высокий потенциал самолетов R-99B можно оценить хотя бы по такому факту: три машины всего за 10 дней могут выполнить картографирование территории площадью около 1,5 млн кв. км. При этом в рамках программы SIVAM (SIPAM) самолеты R-99B осуществили с высокой разрешающей способностью картографирование бассейна реки Амазонки, площадь съемки составила 5,2 млн кв. км.

В целом благодаря своей уникальной аппаратуре самолеты дальнего радиолокационного наблюдения R-99B смогли удачно дополнить самолеты ДРЛОиУ R-99A и вместе с ними позволяют надежно контролировать воздушную, наземную и надводную обстановку в целях обеспечения национальной безопасности Бразилии и поддержания порядка и безопасности в важном для страны и всего региона бассейне реки Амазонки.

Бортовое оборудование самолетов семейства R-99A/B включает: систему предупреждения столкновения в воздухе TCAS II; систему предупреждения столкновения с землей GPWS; датчик сдвига ветра; пилотажно-навигационный комплекс; два радиовысотомера, систему инструментальной посадки и др. Приборное же оборудование кабины самолетов включает ряд многофункциональных индикаторов и другое соответствующее оборудование, в частности индикатор на фоне лобового стекла и систему отображения параметров работы двигателей и оповещения экипажа.

ВВС Бразилии заказали три самолета типа EMB-145RS, которые, как уже указывалось, получили военное обозначение R-99B. Первый самолет был облетан в марте 2000 года, поставка первой машины была выполнена в июле 2002 года, а передача заказчику всех самолетов R-99A/B была завершена в декабре 2003 года. Все самолеты – R-99A и R-99B – входят в состав 6-й авиагруппы и дислоцируются в настоящее время на военно-воздушной базе Анаполис.

Еще одним заказчиком самолетов данного семейства стали мексиканские ВВС. Они приобрели один самолет ДРЛОиУ типа EMB-145SA, которому в Мексике было присвоено военное обозначение R-99 (самолет поставлен в июне 2004 года), и два самолета дальнего радиолокационного наблюдения EMB-145RS, которые используются в качестве морского патрульного самолета и получили обозначение Р-99 (EMB-145MP). Отличительными особенностями морской патрульной версии самолета являются отсутствие мультиспектральной системы и РЛС, а также наличие четырех подкрыльевых пилонов для подвески средств поражения (торпед, противокорабельных ракет).

В заключение следует отметить, что по настоящее время компания «Эмбраер» построила и передала заказчикам 16 самолетов семейства R-99A/B, в том числе 11 самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления R-99A, три самолета дальнего радиолокационного наблюдения R-99B и два морских патрульных самолета Р-99. При этом производство модификации R-99A не завершено и на сегодня компания-производитель имеет заказ на две машины, а также опционы на поставку еще семи таких самолетов. Базовая каталожная стоимость самолетов семейства R-99A/B составляет около 80 млн дол., а стоимость летного часа оценивается в 2000 долл. По данным американского специализированного сайта Military Periscope, стоимость программы разработки авиационных комплексов R-99A и R-99B составила примерно 300 млн долл.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer