Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиастрахование вошло в штопор


11 апреля 2016 года Елена Григорьева, РБК


Число договоров в российском авиастраховании снижается, а сборы страховых компаний растут за счет девальвации рубля.

Рубль в помощь

По данным Банка России и Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков (РААКС, на ее долю приходится более 90% рынка авиастрахования), в 2015 году поступления по авиакаско достигли 8,948 млрд руб., что на 27% больше, чем годом ранее, а выплаты выросли в два с половиной раза, до 7,935 млрд руб. По страхованию гражданской ответственности авиаперевозчиков страховщики получили на 35% больше премии (3,514 млрд руб.), выплатили — 418,2 млн руб. (+25%). Страхование гражданской ответственности аэропортов, управлений воздушного движения и производителей авиатехники принесло членам РААКС 811 млн руб. (+47%), тогда как выплаты снизились на 30%, до 68,3 млн руб.

Увеличение сборов по авиастрахованию объясняется главным образом девальвацией рубля. Большинство крупнейших российских авиаперевозчиков эксплуатируют в основном взятые в лизинг воздушные суда иностранного производства, при страховании которых премия номинируется в иностранной валюте. При возобновлении договоров страхования на новый период стоимость страхования в рублях увеличивалась, но общее количество страхователей сокращалось.

Количество договоров страхования за прошлый год снизилось на 5% — с 6,1 тыс. до 5,8 тыс. договоров. Сокращение договоров страхования вызвано тем, что авиационная отрасль России вошла в затяжной структурный кризис. «Авиакомпании стоят перед необходимостью сворачивания программ перевозок, сокращения флотов воздушных судов и повышения цен на авиабилеты. Рынок авиаперевозок сжимается, многие авиаперевозчики уходят — в частности, в 2015 году прекратила полеты «Трансаэро», — поясняет президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. — Несколько особняком стоит «Аэрофлот», который, приняв на себя удар по перевозкам «Трансаэро», понес определенные финансовые потери, но получил в качестве бонуса значительную часть рынка авиаперевозок». Стоит отметить, что основная часть рисков каско и гражданской ответственности «Трансаэро» была перестрахована на международном рынке. Российскими страховщиками выступали СОГАЗ и «ВТБ Страхование». Дальнейшая судьба основной части самолетов «Трансаэро» пока не определена.

Страховщики отмечают и снижение тарифов. Причины — избыток емкостей на международном перестраховочном рынке и обострение конкуренции между российскими авиационными страховщиками.

Как рассказывают в РААКС, размер избыточной емкости оценивается в 230%. «Тарифы по авиастрахованию снижаются почти во всех сегментах, за исключением страхования военных воздушных судов, где из-за санкций существуют ограничения по перестрахованию рисков за рубежом, — обращает внимание первый зампред правления СОГАЗа Николай Галушин. — Сказать, что тарифы снизились в разы, было бы неправильно. Но те клиенты, которые из года в год показывают хороший результат — низкую убыточность или отсутствие убытков, при возобновлении получают снижение стоимости страхования. Это снижение не носит сплошного характера, но может достигать 5–20% по страхователю».

Эхо Синая

Последние пять лет уровень убыточности российских авиастраховщиков был существенно ниже мировых значений: 34% на отечественном рынке против 92% у международных компаний. По словам страховщиков, ситуацию кардинально изменит катастрофа самолета Airbus А321 на Синайском полуострове. Осенью прошлого года в ней погибли 217 пассажиров и 17 членов экипажа, также было полностью разрушено само воздушное судно. Риски каско и ответственности были застрахованы в «Ингосстрахе». По сообщениям страховщика, уже выплачено свыше $23 млн по каско и примерно 400 млн руб. — родственникам погибших пассажиров.

В целом количество страховых случаев по авиакаско в 2015 году составило 167 против 197 в 2014-м, по страхованию гражданской ответственности — 174 против 170. «Без катастрофы на Синайском полуострове показатели аварийности по самолетам первого—третьего классов в 2015 году примерно соответствовали бы среднестатистическим показателям последних нескольких лет», — говорит Игорь Юргенс.

Родственники пассажиров Airbus А321 получили выплаты в соответствии с законом об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП). В международной практике такой вид страхования является добровольным со свободными тарифами и лимитами. «У нас же это страхование ответственности, размер которой уже определен. Это ответственность с некоторыми чертами страхования от несчастного случая», — замечает начальник управления страхования космических и авиационных рисков «Ингосстраха» Вадим Семеньков. Действующие минимальные страховые суммы на одного пассажира: за причинение вреда жизни — 2,025 млн руб., здоровью — 2 млн руб., имуществу — 23 тыс. руб.

Из-за положения законодательства о приоритете международных договоров над российскими законами большая часть самолетного парка по ОСГОП не застрахована. Большинство авиаперевозчиков эксплуатируют взятые в лизинг самолеты, лизингодатели обязывают их страховать ответственность по мировым лимитам. «Суммарные средние компенсации в Западной Европе и США составляют от $1млн до $4 млн на одного погибшего пассажира, что многократно выше, чем в России», — говорит замначальника управления авиационного и космического страхования СК «Согласие» Андрей Осотин. В итоге, как говорят страховщики, закон распространяется только на вертолетный парк, для которого тарифы оказались почти в сто раз занижены по сравнению с первоначальной расчетной величиной. В начале этого года Банк России сообщил, что проанализировал действующие тарифы по ОСГОП и решил их пересмотреть. Утвердить их планируется во второй половине года.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»



Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer