Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


55 лет назад Гагарин триумфально открыл эру пилотируемой космонавтики


12 апреля 2016 года ТАСС


Дата 12 апреля 1961 года навсегда останется одним из ярчайших дней в истории человечества. Всего через полтора десятка лет после победы в самой разрушительной войне, наскоро залечив раны и едва восстановив мирную жизнь, Советский Союз потряс мир первым полетом человека в космос. Пионером космических троп стал 27-летний летчик-космонавт СССР, майор Юрий Гагарин.

Генеральный конструктор ракетно-космической техники Сергей Королев так отозвался об этом полете: "Гагарин доказал, на что способен человек - на самое большое. Он не только открыл людям Земли дорогу в неизведанный мир, он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал стимул идти увереннее, смелее... Это - Прометеево деяние".

Космос как праздник

Сообщение ТАСС о 108-минутном полете Гагарина в один виток вокруг Земли стало самой цитируемой новостью в мире и воодушевило всех людей планеты вне зависимости от того, по какую сторону железного занавеса они находились. "Простой советский парень", как его тогда все называли, с обаятельной улыбкой и подкупающей прямотой подарил людям праздник в самое напряженное время "холодной войны" (Карибский кризис разразится уже на следующий год).

В историю вошла его триумфальная "Миссия мира", с которой Гагарин объехал более трех десятков стран на разных континентах, встречаясь с президентами и коронованными особами, но самое главное - с сотнями тысяч восторженных людей, которые в буквальном смысле носили его на руках.

Пять лет назад, когда отмечали полвека полета Гагарина, Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 12 апреля Международным днем полета человека в космос (в нашей стране День космонавтики празднуется с 1962 года). Эта дата теперь ежегодно отмечается "в ознаменование начала космической эры для человечества, вновь подтверждая важный вклад космической науки и техники в достижение целей устойчивого развития и повышения благосостояния государств и народов, а также в обеспечение реализации их стремления сохранить космическое пространство для мирных целей".

Дочь первого космонавта Елена Гагарина, занимающая ныне пост генерального директора Музеев Московского Кремля, сказала ТАСС, что память о ее отце вызывает в людях только теплые чувства, вне зависимости от того, к какому поколению они принадлежат: "Практически всегда и везде слово "Гагарин" звучит как пароль, как ключ к общению с зарубежными партнерами, создавая неповторимую ауру праздника, духовного подъема".
Так оно и есть: Гагарин является достоянием всего человечества.

Объединяющее начало сотрудничества в космосе отмечал и президент России Владимир Путин:  "Космос - такая сфера совместной деятельности, которая позволяет забыть про все сложности международных отношений, выстраивать наши контакты в наиболее перспективной, высокотехнологичной сфере, думая о будущем, будущем наших стран, о будущем человечества".

Космос как подвиг

Пилотируемые полеты в те годы воспринимались как безусловный подвиг. Они и были подвигом.

Первый космонавт, первый групповой полет кораблей "Восток" (Андриян Николаев и Павел Попович, 1962 г.)
Первая женщина-космонавт (Валентина Терешкова, 1963 г.)
Первый многоместный космический полет (корабль "Восход", Владимир Комаров, Константин Феоктистов, Борис Егоров, 1964 г.)
Первый выход человека в космос (Алексей Леонов, 1965 г.)
Первая стыковка пилотируемых кораблей и переход членов экипажа из одного корабля в другой ("Союз-4" и "Союз-5", 1969 год)
Первая пилотируемая орбитальная станция ("Салют-1", 1971 год)

А разве не подвигом был космический полет в 1968 году летчика-фронтовика Георгия Берегового, за который он к званию Героя Советского Союза, полученному во время Великой Отечественной войны, добавил вторую Золотую Звезду?

Конечно, все советские (как, впрочем, и американские) пилотируемые космические полеты того времени были сопряжены с величайшим риском. Космическое соревнование СССР и США в период жесткого противостояния двух систем на международной арене заставляло иногда сознательно идти на такой риск. Гибель Владимира Комарова на корабле "Союз-1" в апреле 1967 года, гибель в 1971 году экипажа "Союз-11" в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева стали трагедиями для отечественной космонавтики и всего народа.

Самой большой потерей стала, конечно, гибель самого Юрия Гагарина во время тренировочного полета на учебном самолете 27 марта 1968 года. Ему было всего 34. В стране был объявлен общенациональный траур - впервые не в связи с кончиной руководителя государства.

Гагарин стал отечественной и мировой легендой еще при жизни. Его имя носит теперь его родной Гжатск, памятники Гагарину стоят во многих странах мира, например, в американском Хьюстоне и британском Гринвиче.

Место подвигу космос оставляет всегда, даже во времена, когда космические полеты стали куда более привычным делом. Достаточно вспомнить спасительный  ручной маневр космонавта Юрия Маленченко в сентябре 1994 года, благодаря которому удалось состыковать корабль "Прогресс" со станцией "Мир" и тем самым вдохнуть в нее в буквальном смысле вторую жизнь. Кстати, 54-летний Маленченко и сегодня на орбите - теперь уже на Международной космической станции.

Космос как национальная идея

Отечественные успехи в космосе стали возможны, потому что опирались на максимальную концентрацию усилий всей страны - ее науки, инженерии, оборонной отрасли, военных. Развитие космической отрасли воспринималось как национальный проект, вызывающий массовые энтузиазм и трудовой подъем.

Валентина Терешкова вспоминала: "После страшной и разрушительной Великой Отечественной войны у людей были энергия и желание. Страна собралась и всего через 16 лет запустила в космос Гагарина. Это упорство, "полет мысли" при общей заботе и понимании, что мы живем в стране, которая должна развиваться и стараться быть первой".

Имена космонавтов знали наизусть, космос покоряли, что называется, всем миром, он был общей гордостью, уже реализуемой и вполне осязаемой мечтой.

Космос как ничто другое символизировал и культивировал в народе и стране стремление во всем быть первыми, которое в те годы фактически выступало в роли национальной идеи. Та же Терешкова сетовала: "Как только мы это (стремление быть первыми - прим.ТАСС) потеряли в 90-е годы, то сразу отошли назад".

Резкое ослабление государственной поддержки с 90-х гг. прошлого века, катастрофическая нехватка финансирования, отсутствие четко сформулированных перспектив развития, чехарда в руководстве отраслью, отток кадров, наконец, масштабные хищения государственных средств не могли не отразиться на самочувствии и состоянии отечественной космонавтики, впавшей в системный кризис, который куратор космической отрасли вице-премьер Дмитрий Рогозин назвал "производственным феодализмом".

Были весьма болезненные неудачи, как например, потеря на начальном этапе автоматической станции "Фобос-Грунт", неудачные старты нескольких космических грузовиков, потери спутников. Россию все чаще забывали упоминать как первую космическую державу, в международном сотрудничестве она воспринималась как младший партнер, способный разве что на роль оператора космического туризма...

В последнее десятилетие разрыв между подъемом национального самосознания россиян и плачевным состоянием их былой гордости - отечественной космонавтики стал вопиющим. Все это потребовало коренной, радикальной реформы отрасли. Указом президента с 1 января 2016 года Федеральное космическое агентство было упразднено. Вместо него создана государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" по типу успешно зарекомендовавшего себя "Росатома".

В госкорпорацию вошло около сотни предприятий отрасли. Реформа подкрепляется увеличением финансирования. "Предстоит создать принципиально новую ракетно-космическую промышленность", - формулирует задачу Рогозин. "Вернуть России как космической державе лидирующее положение - это дело чести", считает он. И новая структура должна принять на себя роль "эффективного инструмента возрождения нашей национальной гордости - космической науки и ракетно-космической промышленности".

Космос как открытие

Россия постепенно, но неуклонно возвращает лидерские позиции в космосе. По словам Путина, "в XXI веке Россия должна сохранить статус ведущей космической державы, а результаты космической деятельности должны давать большую практическую отдачу, служить инновационному развитию, решению самого широкого круга прикладных задач в промышленности, в медицине, телекоммуникациях, на транспорте, укреплению безопасности Российской Федерации и её конкурентоспособности в мире". "Поэтому развитие нашего космического потенциала и впредь будет одним из приоритетов государственной политики", - сказал он на одном из регулярных совещаний по развитию космической отрасли.

Терешкова уверена в перспективах: "Сейчас очень много поправляется, в том числе и космонавтика. Я надеюсь, мы есть и будем первыми. Хоть Америка и анонсировала нам "дефолт" - летают они на наших кораблях и ракетные двигатели у нас покупают. Здесь говорить о том, что мы отстали, не приходится. Мы были, есть и будем великой космической державой".

По оценке главы госкорпорации "Роскосмос" Игоря Комарова, США будут и впредь вынуждены покупать лучшие в мире российские ракетные двигатели РСД-180 для своих ракет-носителей, даже несмотря на запрет Конгресса на их использование после 2019 года.

Россия упрочила ключевую роль в проекте Международной космической станции (МКС): более пяти лет после завершения американской программы кораблей-челноков все экипажи из космонавтов и астронавтов разных стран доставляются на станцию российскими "Союзами". Сам проект МКС продлен до 2024 года и по-прежнему является бесценной научной лабораторией и инкубатором космических рекордов. Вернувшийся в марте на Землю российско-американский экипаж Михаила Корниенко и Скотта Келли провел на станции 340 дней - рекорд длительности полета для МКС.

Уже на 27 апреля назначен долгожданный запуск первого, пока беспилотного "Союза" с самого современного в мире космодрома "Восточный", строительство которого в Амурской области началось в 2010 году и некоторое время было серьезной головной болью для государства и руководителей отрасли в связи с масштабной растратой средств и серии уголовных дел. Ситуацию под личный контроль взял президент, который трижды посещал строительство и, в частности, потребовал "довести до суда" все дела о хищениях.

Дмитрий Рогозин фактически перевел стройку в режим ручного управления. В итоге ценой жестких административных решений, напряженных усилий, в том числе путем обращения к былой практике ударных молодежных строек сроки строительства удалось почти выправить.

В марте правительство утвердило беспрецедентную по объемам Федеральную космическую программу на 2016-2025 годы. И хотя  известные экономические трудности заставили снизить желаемую планку финансирования с 2 трлн до более реалистичных 1,4 трлн рублей, ее планы впечатляют. Только на фундаментальные научные исследования, как сообщал Комаров, за эти годы будет потрачено 143,2 млрд рублей.

По опросам ВЦИОМ, несмотря на кризисные явления в экономике, россияне в подавляющем большинстве (более 70%) устойчиво высказываются против сокращения бюджетных расходов на космические программы.

Космос как предчувствие

Отечественная космонавтика состоялась, потому что с самого начала ставила перед собой самые высокие и смелые цели. И сегодня отрасли нужно заново научиться раздвигать горизонты. "России необходима глубокая, осмысленная программа по созданию технического задела в области освоения космоса не менее чем на тридцатилетнюю перспективу", - заявляет Рогозин. Речь, в частности, идет о завершении работ над перспективным пилотируемым кораблем, межпланетными буксирами и новыми ступенями для ракет "Ангара", с помощью которых можно, например, реализовать лунную программу.

В 1960-е годы СССР уступил США первенство в лунной программе, хотя некоторые отечественные разработки времен легендарных Сергея Королева, Михаила Янгеля и Владимира Челомея даже превосходили американские. Осадок от того отставания горчит до сих пор в душе у многих ветеранов отрасли. Очевидно, приходит время России наверстывать упущенное, тем более что космическое соревнование при всех реверансах в сторону международного сотрудничества никто не отменял.

В "Роскосмосе" все чаще говорят не только о вполне конкретных программах исследования, например, об исследованиях южного полюса Луны, но и о почти фантастическом для обывателя создании российской базы на Луне. По оценке неоднократного рекордсмена продолжительности полетов (6 стартов, 803 суток на орбите), исполнительного директора по пилотируемым программам "Роскосмоса" Сергея Крикалева, речь может идти о 2030-2035 гг.
Если вдуматься, не так уж долго ждать.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer