Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиаприбыль важнее авиабезопасности


20 апреля 2016 года Анатолий Комраков, Независимая газета


В ближайшее время будет опубликован отчет о катастрофе Boeing-737 в Ростове-на-Дону 19 марта, которая во многом повторяет условия падения Boeing-737 три года назад в Казани. Главными виновниками в обоих случаях называют пилотов, хотя есть признаки опасных недоработок или, мягко говоря, «особенностей» системы управления лайнером. Ранее Межгосударственный авиационный комитет (МАК) так и не смог получить от американцев подтверждения безопасности Boeing-737. В таких случаях другие страны обычно останавливают для проверки весь парк подозрительных машин. Именно так с Boeing-737 уже поступал Китай. Однако в России чиновники предпочитают списывать однотипные аварии на ошибки пилотов, стараясь не допустить финансовых потерь у авиаперевозчиков.

Ранее МАК уже сообщал, что на высоте 900 м пилоты одновременно совершили действия рулем и стабилизаторами, которые свалили лайнер в пике. Проблема только в том, что, по мнению многих экспертов, такие же действия привели к катастрофе самолета того же типа в Казани в ноябре 2013 года, где погибло 50 человек.

Впервые проблемы с рулями высоты стали причиной нескольких катастроф 737-х еще в начале 90-х годов на территории США. Только после нескольких лет расследования и удачного приземления одного из самолетов, у которого также заклинивало рули, оказалось, что причина была в клапане гидропривода рулей, который то клинило при низкой температуре, то отпускало при разогреве. Та неисправность, конечно, была ликвидирована. И с тех пор было выпущено еще несколько тысяч самолетов (всего в мире сейчас эксплуатируется около 8 тыс. Boeing-737).

Однако в ноябре 2015 года между Росавиацией и МАК разгорелся скандал, который вывел подозрения в ненадежности лайнеров на новый уровень. Комитет принял решение приостановить действие сертификатов фактически всех Boeing-737, входящих в парки российских авиакомпаний. При этом в МАК сослались на то, что с первого дня работы комиссии по расследованию катастрофы в Казани руководители Росавиации настаивали, что вероятной причиной происшествия является отказ системы управления рулем высоты. «Вызывает серьезную озабоченность, что длительное время, заявляя о серьезных недостатках самолетов типа Boeing-737, непосредственно влияющих на безопасность полетов, Росавиация не информировала об этом авиакомпании и надзорные органы России, – говорится на сайте МАК. – Если данное мнение Росавиации компетентно, то вызывает тревогу, что более 20 млн пассажиров самолетов семейства Boeing-737 длительное время подвергались существенным рискам».

Росавиация со своей стороны обвинила МАК в сливе информации в СМИ и фактически проигнорировала это решение, назвав его «несерьезным подходом», и «разрешила авиакомпаниям летать на основании сертификатов, выданных производителями». Регулятор ограничился рекомендациями авиакомпаниям провести переподготовку пилотов, чтобы они на тренажерах смоделировали ситуации, приведшие к гибели казанского и ростовского Boeing.

Кстати, в реестре Росавиации не числится ни одного Boeing. Все они формально зарегистрированы за рубежом и взяты в лизинг. Компании «Аэрофлот» и лоукостер «Победа» используют  больше десятка Boeing-737 каждая. В парке «Трансаэро» их было 47, у «ЮТэйр» – около 50. В «Победе» заявляли тогда Интерфаксу, что позиция МАК не повлияет на полеты авиакомпании, так как самолеты летают на основании сертификата Бермудских островов.

По мнению главного редактора портала avia.ru Романа Гусарова, ситуация сложилась парадоксальная. «В России используется 600 магистральных самолетов, и треть из них – это Boeing-737. Даже временное прекращение их полетов привело бы отрасль к коллапсу, поставило бы авиакомпании на грань банкротства, ведь они перестали бы получать выручку от клиентов, но обязаны были бы оплачивать лизинг самолетов, а это как минимум 200 тыс. долл. в месяц за самый компактный самолет со 105 местами, а они бывают и 180-местные».

Вместе с тем приостановка полетов опасных машин – это обычная мировая практика. В 2008 году, например, после катастрофы Boeing-737 в Перми Росавиация тормозила полеты еще одного самолета авиакомпании «Аэрофлот-Норд», на котором был установлен такой же навигационный комплекс, как и на разбившемся лайнере. В 2013 году Росавиация предписывала «Аэрофлоту» временно остановить эксплуатацию четырех Sukhoi Superjet-100 из-за сбоев в системе работы шасси и предкрылков. Тогда создатели самолета списывали проблемы на «детские болезни» и напоминали о Dreamliner (еще одно детище Boeing), которые тоже немало постояли на земле в ожидании исправления дефектов аккумуляторов.

Рафаил Аптуков, директор программ  партнерства «Безопасность полетов», уверяет, что нигде в мире не приостанавливают полеты самолетов гражданской авиации того или иного типа после катастроф. По словам эксперта, «серийных» катастроф (то есть однотипных, произошедших по одной и той же технической причине) до сих пор не было. Что касается конкретного самолета Boeing-737, то, успокаивает Аптуков, за десятки лет, прошедших с так называемых загадочных катастроф этого самолета в небе США, в его конструкции сделано много доработок. «Доработки в самолетах осуществляются при плановом техобслуживании», – поясняет эксперт. Он отмечает, что в России ведется самый строгий  учет авиаинцидентов, которых ежемесячно случается около 150.

Исполнительный директор Общества независимых расследователей авиапроисшествий Валерий Постников сообщил, что при крушении военных самолетов полеты, как правило, приостанавливаются до выяснения причин аварии. В гражданской авиации это делается только «при наличии предпосылок». Он вспомнил историю 2002 года, когда МАК пытался запретить полеты Ил-86 после аварии в Шереметьево. «Это самый надежный наш самолет, до сих пор он не стал причиной гибели ни одного пассажира», – гордится Постников.

Тем не менее представители юридической фирмы Ribbeck Law Chartered из Чикаго начали судебный процесс от имени родственников жертв Flydubai с претензий к изготовителям лайнера. По мнению юристов, расследование авиакатастрофы в Ростове-на-Дону, которое в настоящее время в основном сводится к человеческому фактору, следует дополнить проработкой вероятности крушения по причине механической неисправности самолета.

Ранее власти Китая не раз останавливали для проверки Boeing-737. При этом поводом для контроля были даже не катастрофы, а лишь авиапроисшествия в других странах. Позже китайцы решили заменить Boeing-737 на самолет «отечественной» разработки C919 – первый в истории Китая коммерческий авиалайнер, способный выполнять рейсы на средние дистанции. Местная компания-производитель уже получила заказы от 21 клиента на поставку 517 самолетов. 



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer