Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


На Европу не равняться


20 апреля 2016 года Евгения Сазонова, Газета.Ru


Разработка законопроекта об овербукинге в России зашла в тупик. Камнем преткновения стал размер компенсаций пассажирам, не попавшим на свой рейс. Официально авиакомпании настаивают, что не практикуют овербукинг, но пассажиры периодически сталкиваются со сложностями во время посадки на рейс. Минтранс предложил авиакомпаниям при выплатах ориентироваться на европейские тарифы, но авиаперевозчики, в свою очередь, посчитали, что не готовы к такому уровню компенсаций.

Российские пассажиры, которые не попали на рейс согласно купленным билетам, пока так и не смогут получить достойную компенсацию. При разработке законопроекта об овербукинге, то есть продаже билетов в количестве, превышающем количество мест в салоне самолета, министерством был предложен европейский уровень компенсации, рассказали «Газете.Ru» в Минтрансе.

«Однако российские авиакомпании выразили неготовность работать в соответствии с предложенным уровнем компенсаций. В этой связи движение по данному вопросу считаем преждевременным», — сообщили в ведомстве.

Свой законопроект об овербукинге Минтранс обнародовал в июне прошлого года. В документе отмечалось, что, если авиакомпания не сможет перевезти пассажира на рейсе, указанном в билете, она должна проинформировать его об альтернативном варианте воздушной перевозки до пункта назначения. Однако если пассажир не согласен с предложением, договор перевозки расторгается, а пассажиру возвращается уплаченная сумма и предоставляется компенсация. Планировалось, что нормативный правовой акт вступит в силу во втором квартале 2016 года.

Как рассказал «Газете.Ru» источник, знакомый с деталями обсуждения, уровни компенсаций, которые предложили авиакомпании, основывались на данных по среднему тарифу на перевозку внутри России за период с 2010 по 2014 год.

При этом уровни компенсаций, предложенные Минтрансом, были значительно выше.

Так, за задержку прибытия пассажира в пункт назначения от двух до шести часов ведомство предлагало установить выплату в размере 12 тыс. руб., тогда как компании были согласны только на 6 тыс. руб. Если задержка составила более суток, то, по замыслу Минтранса, авиакомпания должна компенсировать пассажиру 28 тыс. руб., а компании предлагали не более 20 тыс. руб.

«Уровень среднего тарифа у российских перевозчиков составляет около 6 тыс. руб. и имеет тенденцию к снижению. Таким образом, обеспечить компенсации за отказ в перевозке при сохранении обязанности перевозчика доставить пассажира первым возможным вариантом в сумме от 12 тыс. руб., предложенные Минтрансом, невозможно. Это значит, что весь проект внедрения овербукинга теряет свою целесообразность», — поясняет собеседник «Газеты.Ru». При этом источник подчеркивает, что законопроект не освобождает авиакомпании от обязательств по перевозке пассажира. «То есть компания должна будет выплатить пассажиру компенсацию и доставить до пункта назначения», — добавил собеседник.

Он напоминает, что, по данным Росстата, средняя заработная плата по России (данные за 2014 год) составила около 32 тыс. руб.

«Таким образом, обеспечивать компенсации за отказ в перевозке на уровне средней заработной платы безосновательно и не имеет аналогов в мировом законодательстве», — уверяет собеседник, добавляя, что Минтранс занял жесткую и неконструктивную позицию и даже не стал обсуждать возможность снижения суммы компенсации для пассажиров.

Как пояснил «Газете.Ru» директор института воздушного и космического права Aerohelp Олег Аксаментов, сейчас по закону никто из российских авиаперевозчиков не имеет права применять овербукинг.

«С точки зрения российского законодательства это неправомерное действие. А если говорить прямо — это мошенничество. Овербукинг предполагает продажу билетов больше, чем мест в самолете. Европейцы и американцы овербукинг легализовали. Если пассажир становится «лишним» на рейсе, ему так и говорят: овербукинг. Пассажир разворачивается и идет в кассу за компенсацией», — отмечает Олег Аксаментов, добавляя, что в России есть компании, которые практикуют овербукинг, но они говорят пассажиру, что это, например, сбой в системе или замена самолета.

«Пассажирам предлагают вернуть деньги за билет без штрафов. Пассажир в этом случае слабая сторона», — констатирует Аксаментов.

Российские авиакомпании не признают наличия такой практики. Представители S7, «ЮТэйр» и «Аэрофлота» уверяют, что на текущий момент не практикуют овербукинг. «Мы не применяем овербукинг. Для этого у авиакомпаний нет юридических оснований. Закон не принят», — пояснил представитель S7.

Однако пользователи часто жалуются на подобные проблемы. Корреспондент «Газеты.Ru» в мае прошлого года лично столкнулся с ситуацией, которую иначе как овербукингом не назовешь. Группа журналистов — от 10 до 15 человек — не смогла вылететь из Москвы в Казань по своим билетам, так как на рейс одной из российских авиакомпаний, по словам ее сотрудников, больше не было мест. На просьбу прояснить, почему пассажиры не могут улететь по своим билетам, представитель авиакомпании лишь разводил руками. Следующий рейс был только через несколько часов. В качестве компенсации сотрудники авиакомпании предложили пассажирам на выбор — либо разместиться на это время в гостинице у аэропорта, либо лететь в Казань бизнес-классом.

При этом, по словам главного редактора портала Avia.Ru Романа Гусарова, овербукинг — общепринятая система повышения продаж, которая направлена не на генерирование лишних пассажиров, а, напротив, на то, чтобы на рейс явилось ровно столько пассажиров, сколько вмещает самолет.

«На сегодняшний день в России если пассажир по какой-то причине оказывается «лишним», будь то овербукинг, техническая замена самолета или сбой в системе бронирования, он не получает вообще никакой компенсации при разрыве договора перевозки. Закон об овербукинге нужен именно для того, чтобы его применение было четко регламентировано, а компенсация пассажирам — прописана в законе», — уверен эксперт.

По его мнению, появление «лишних» пассажиров — это сбойная ситуация. «И это не всегда должно повлечь за собой отказ от перевозки. Практически всегда «лишних» пассажиров либо пересаживают в бизнес-класс, либо выплачивают им компенсацию, предлагая улететь следующим рейсом через несколько часов», — говорит Роман Гусаров.

К слову, овербукинг — распространенная практика за рубежом. Как рассказали «Газете.Ru» в авиакомпании Lufthansa, в 2014 году около 1,8 млн пассажиров, что составляет 4,7% всех пассажиров германского авиаперевозчика, либо перебронировали билеты в последний момент, либо пропустили свой рейс.

«Для того чтобы избежать наличия пустующих мест на рейсах, Lufthansa использует сложную систему прогнозирования, которая не только учитывает стандартный процент отмены билетов на данном конкретном рейсе, но и принимает во внимание мероприятия, проходящие в этом городе в данный момент, и даже национальные особенности», — рассказали в компании.

По мнению Романа Гусарова, в овербукинге важен принцип добровольности, чтобы не компания выбирала «лишних» пассажиров, а пассажиры сами соглашались стать «лишними». Он вспоминает случай, когда летел в Москву из Франкфурта германской авиакомпанией. Перед посадкой было объявлено, что на рейс зарегистрировано на десять пассажиров больше, чем вмещает самолет.

Желающим добровольно остаться в аэропорту и улететь через два часа была предложена компенсация в €200. В итоге количество желающих оказаться «лишними» пассажирами было превышено в четыре раза.

В Lufthansa уверяют, что с добровольцами обычно не бывает сложностей, так как им предлагается существенная материальная компенсация и все необходимое — питание или проживание в случае необходимости. В компании подчеркивают, что сумма компенсации зависит от расстояния поездки и от того, как поздно пассажир прибудет к месту назначения. Согласно данным Lufthansa, минимальный размер компенсации составит €125, а максимальный — €600.

Ранее за введение овербукинга выступал «Аэрофлот». По статистике компании, на каждый его рейс не приходит от 10 до 15% пассажиров. По словам источника «Газеты.Ru», близкого к «Аэрофлоту», авиакомпания продолжит консультации с Минтрансом по легализации овербукинга. Однако выплачивать слишком большие компенсации, аналогичные европейским, в компании не готовы. «В мире уже не первое десятилетие применяется практика овербукинга, и это отлаженный механизм, который позволяет авиакомпаниям увеличить доходность рейсов, но при этом не доставлять неудобства пассажирам. Размер компенсации должен учитывать российскую реальность, иначе овербукинг в России работать не будет, перевозчики не смогут увеличить доходность своих рейсов, что, в свою очередь, не позволит авиакомпаниям снизить стоимость перелета для конечного потребителя», — резюмировал источник.

Хотя официально в России овербукинг не признается, «Газета.Ru» предлагает читателям в комментариях рассказать, если им приходилось сталкиваться с подобными инцидентами.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer