Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


На Европу не равняться


20 апреля 2016 года Евгения Сазонова, Газета.Ru


Разработка законопроекта об овербукинге в России зашла в тупик. Камнем преткновения стал размер компенсаций пассажирам, не попавшим на свой рейс. Официально авиакомпании настаивают, что не практикуют овербукинг, но пассажиры периодически сталкиваются со сложностями во время посадки на рейс. Минтранс предложил авиакомпаниям при выплатах ориентироваться на европейские тарифы, но авиаперевозчики, в свою очередь, посчитали, что не готовы к такому уровню компенсаций.

Российские пассажиры, которые не попали на рейс согласно купленным билетам, пока так и не смогут получить достойную компенсацию. При разработке законопроекта об овербукинге, то есть продаже билетов в количестве, превышающем количество мест в салоне самолета, министерством был предложен европейский уровень компенсации, рассказали «Газете.Ru» в Минтрансе.

«Однако российские авиакомпании выразили неготовность работать в соответствии с предложенным уровнем компенсаций. В этой связи движение по данному вопросу считаем преждевременным», — сообщили в ведомстве.

Свой законопроект об овербукинге Минтранс обнародовал в июне прошлого года. В документе отмечалось, что, если авиакомпания не сможет перевезти пассажира на рейсе, указанном в билете, она должна проинформировать его об альтернативном варианте воздушной перевозки до пункта назначения. Однако если пассажир не согласен с предложением, договор перевозки расторгается, а пассажиру возвращается уплаченная сумма и предоставляется компенсация. Планировалось, что нормативный правовой акт вступит в силу во втором квартале 2016 года.

Как рассказал «Газете.Ru» источник, знакомый с деталями обсуждения, уровни компенсаций, которые предложили авиакомпании, основывались на данных по среднему тарифу на перевозку внутри России за период с 2010 по 2014 год.

При этом уровни компенсаций, предложенные Минтрансом, были значительно выше.

Так, за задержку прибытия пассажира в пункт назначения от двух до шести часов ведомство предлагало установить выплату в размере 12 тыс. руб., тогда как компании были согласны только на 6 тыс. руб. Если задержка составила более суток, то, по замыслу Минтранса, авиакомпания должна компенсировать пассажиру 28 тыс. руб., а компании предлагали не более 20 тыс. руб.

«Уровень среднего тарифа у российских перевозчиков составляет около 6 тыс. руб. и имеет тенденцию к снижению. Таким образом, обеспечить компенсации за отказ в перевозке при сохранении обязанности перевозчика доставить пассажира первым возможным вариантом в сумме от 12 тыс. руб., предложенные Минтрансом, невозможно. Это значит, что весь проект внедрения овербукинга теряет свою целесообразность», — поясняет собеседник «Газеты.Ru». При этом источник подчеркивает, что законопроект не освобождает авиакомпании от обязательств по перевозке пассажира. «То есть компания должна будет выплатить пассажиру компенсацию и доставить до пункта назначения», — добавил собеседник.

Он напоминает, что, по данным Росстата, средняя заработная плата по России (данные за 2014 год) составила около 32 тыс. руб.

«Таким образом, обеспечивать компенсации за отказ в перевозке на уровне средней заработной платы безосновательно и не имеет аналогов в мировом законодательстве», — уверяет собеседник, добавляя, что Минтранс занял жесткую и неконструктивную позицию и даже не стал обсуждать возможность снижения суммы компенсации для пассажиров.

Как пояснил «Газете.Ru» директор института воздушного и космического права Aerohelp Олег Аксаментов, сейчас по закону никто из российских авиаперевозчиков не имеет права применять овербукинг.

«С точки зрения российского законодательства это неправомерное действие. А если говорить прямо — это мошенничество. Овербукинг предполагает продажу билетов больше, чем мест в самолете. Европейцы и американцы овербукинг легализовали. Если пассажир становится «лишним» на рейсе, ему так и говорят: овербукинг. Пассажир разворачивается и идет в кассу за компенсацией», — отмечает Олег Аксаментов, добавляя, что в России есть компании, которые практикуют овербукинг, но они говорят пассажиру, что это, например, сбой в системе или замена самолета.

«Пассажирам предлагают вернуть деньги за билет без штрафов. Пассажир в этом случае слабая сторона», — констатирует Аксаментов.

Российские авиакомпании не признают наличия такой практики. Представители S7, «ЮТэйр» и «Аэрофлота» уверяют, что на текущий момент не практикуют овербукинг. «Мы не применяем овербукинг. Для этого у авиакомпаний нет юридических оснований. Закон не принят», — пояснил представитель S7.

Однако пользователи часто жалуются на подобные проблемы. Корреспондент «Газеты.Ru» в мае прошлого года лично столкнулся с ситуацией, которую иначе как овербукингом не назовешь. Группа журналистов — от 10 до 15 человек — не смогла вылететь из Москвы в Казань по своим билетам, так как на рейс одной из российских авиакомпаний, по словам ее сотрудников, больше не было мест. На просьбу прояснить, почему пассажиры не могут улететь по своим билетам, представитель авиакомпании лишь разводил руками. Следующий рейс был только через несколько часов. В качестве компенсации сотрудники авиакомпании предложили пассажирам на выбор — либо разместиться на это время в гостинице у аэропорта, либо лететь в Казань бизнес-классом.

При этом, по словам главного редактора портала Avia.Ru Романа Гусарова, овербукинг — общепринятая система повышения продаж, которая направлена не на генерирование лишних пассажиров, а, напротив, на то, чтобы на рейс явилось ровно столько пассажиров, сколько вмещает самолет.

«На сегодняшний день в России если пассажир по какой-то причине оказывается «лишним», будь то овербукинг, техническая замена самолета или сбой в системе бронирования, он не получает вообще никакой компенсации при разрыве договора перевозки. Закон об овербукинге нужен именно для того, чтобы его применение было четко регламентировано, а компенсация пассажирам — прописана в законе», — уверен эксперт.

По его мнению, появление «лишних» пассажиров — это сбойная ситуация. «И это не всегда должно повлечь за собой отказ от перевозки. Практически всегда «лишних» пассажиров либо пересаживают в бизнес-класс, либо выплачивают им компенсацию, предлагая улететь следующим рейсом через несколько часов», — говорит Роман Гусаров.

К слову, овербукинг — распространенная практика за рубежом. Как рассказали «Газете.Ru» в авиакомпании Lufthansa, в 2014 году около 1,8 млн пассажиров, что составляет 4,7% всех пассажиров германского авиаперевозчика, либо перебронировали билеты в последний момент, либо пропустили свой рейс.

«Для того чтобы избежать наличия пустующих мест на рейсах, Lufthansa использует сложную систему прогнозирования, которая не только учитывает стандартный процент отмены билетов на данном конкретном рейсе, но и принимает во внимание мероприятия, проходящие в этом городе в данный момент, и даже национальные особенности», — рассказали в компании.

По мнению Романа Гусарова, в овербукинге важен принцип добровольности, чтобы не компания выбирала «лишних» пассажиров, а пассажиры сами соглашались стать «лишними». Он вспоминает случай, когда летел в Москву из Франкфурта германской авиакомпанией. Перед посадкой было объявлено, что на рейс зарегистрировано на десять пассажиров больше, чем вмещает самолет.

Желающим добровольно остаться в аэропорту и улететь через два часа была предложена компенсация в €200. В итоге количество желающих оказаться «лишними» пассажирами было превышено в четыре раза.

В Lufthansa уверяют, что с добровольцами обычно не бывает сложностей, так как им предлагается существенная материальная компенсация и все необходимое — питание или проживание в случае необходимости. В компании подчеркивают, что сумма компенсации зависит от расстояния поездки и от того, как поздно пассажир прибудет к месту назначения. Согласно данным Lufthansa, минимальный размер компенсации составит €125, а максимальный — €600.

Ранее за введение овербукинга выступал «Аэрофлот». По статистике компании, на каждый его рейс не приходит от 10 до 15% пассажиров. По словам источника «Газеты.Ru», близкого к «Аэрофлоту», авиакомпания продолжит консультации с Минтрансом по легализации овербукинга. Однако выплачивать слишком большие компенсации, аналогичные европейским, в компании не готовы. «В мире уже не первое десятилетие применяется практика овербукинга, и это отлаженный механизм, который позволяет авиакомпаниям увеличить доходность рейсов, но при этом не доставлять неудобства пассажирам. Размер компенсации должен учитывать российскую реальность, иначе овербукинг в России работать не будет, перевозчики не смогут увеличить доходность своих рейсов, что, в свою очередь, не позволит авиакомпаниям снизить стоимость перелета для конечного потребителя», — резюмировал источник.

Хотя официально в России овербукинг не признается, «Газета.Ru» предлагает читателям в комментариях рассказать, если им приходилось сталкиваться с подобными инцидентами.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»



Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer