Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В годы войны Новосибирский авиазавод имени Чкалова делал "по полку самолетов в день"


26 апреля 2016 года Алексей Стрелец, ТАСС


В Новосибирске в годы войны изготовили около половины всех советских истребителей, основной продукцией были Як-7 и Як-9. Реализация проекта поточных линий сборки позволила заводу выйти на норму "Полк в день" - то есть в день выпускали 28-30 самолетов, целый авиаполк.

"В войну мы их по 30 штук делали в день", - вспоминает ветеран завода, по армейской специальности - авиатехник Олег Морозов. Он отметил свое 88-летие. В канун 71-летней годовщины Победы корреспондент ТАСС встретился с ним, чтобы оставить потомкам его рассказ.

От дома Олега Морозова до Новосибирского авиационного завода им. В.П. Чкалова - три квартала, 15 минут пешком. За столом у огромного стеллажа с книгами авиационный техник первого класса, гвардии старший лейтенант в отставке Морозов перебирает газетные вырезки, в которых - вся летопись завода. От маленьких и по-своему смешных истребителей 30-х годов до современных Су-34, которые участвовали в операции в Сирии.

"Вот первый директор завода, - худые морщинистые пальцы Олега Леонидовича любовно перекладывают старые газеты. - А вот этого мужчину в шляпе вы узнаете? Нет? Это Вольф Мессинг, гипнотизер. Он приезжал в Новосибирск, выделил собственные деньги на постройку самолета-истребителя, подарил его летчику".

Мальчишки хотели строить самолеты

Новосибирский авиастроительный завод был основан в 1931 году как завод горного оборудования, а во второй половине десятилетия перепрофилировался на авиастроение и начал активно наращивать производственные мощности. "В начале Великой Отечественной войны на завод эвакуировали предприятия из Москвы, Ленинграда, Киева, Днепропетровска. Круглосуточно разгружали эшелоны с оборудованием. Мощности предприятия выросли в несколько раз", - рассказал ТАСС сотрудник Музея города Новосибирска Константин Голодяев.

В 1943 году, когда на предприятие пришел работать Олег Морозов, завод уже стал одним из крупнейших центров авиастроения в СССР. "Я учился тогда в авиационном техникуме. И вот нас собрали команду мальчишек и отправили работать на патронный завод. Когда всех записывали, я стоял в очереди последним. Я стоял и думал, чего я буду эти патроны делать. Я самолеты хочу строить. И я развернулся, сел на трамвай и поехал на авиазавод", - вспоминает Олег Морозов.

Красная Армия тогда уже освободила Киев и разворачивала крупномасштабное наступление, которое полтора года спустя завершилось падением Берлина и безоговорочной капитуляцией Германии. Фронту нужны были самолеты, огромный завод работал круглосуточно, рук не хватало, и 15-летнего учащегося техникума приняли на работу сразу, хотя никакого направления у него не было. Так 28 декабря 1943 года Олег Морозов начал свой первый рабочий день в цеху окончательной сборки истребителей и занялся монтажом радиостанций в кабинах пилотов.

Полк в день

В Новосибирске, по словам Константина Голодяева, в годы войны делали истребители Як-7 и Як-9. "Реализация проекта поточных линий сборки самолетов позволила заводу выйти на норму "Полк в день" - то есть, в день выпускали 28-30 самолетов, целый авиаполк", - рассказали музее Новосибирска.

"Работали в две смены по 12 часов, - вспоминает Олег Морозов. - В первый месяц мне аванс заплатили - 200 рублей. Я пришел домой, деньги на комод положил, мать увидела и спрашивает - что это за деньги у нас лежат".

Радиоаппаратура самолета-истребителя включала в себя приемник, передатчик, антенну, умформер (преобразователь электрического тока - прим. ТАСС) и жгуты проводки. Общая масса - более 15 килограммов. Рабочий должен был взять все это, принести в сборочный цех и установить в кабине пилота.

"Погрузишь это все на себя и идешь. Подойдешь к самолету, если нет никого в кабине - монтируешь. Если есть - ругаешься. Потому что свою работу сделать надо. Кабина пилота у Як-9 очень маленькая, там не то что двоим, одному не развернуться. И хоть я высохший был весь от голода, все равно очень тесно", - вспоминает ветеран.

В середине 1944 года Морозова свалил приступ аппендицита. Ему сделали операцию, и через несколько дней он снова вышел на работу. Но от постоянного напряжения швы разошлись и врач, вновь подтянув их, порекомендовал подыскать более легкую работу. Так Олег Леонидович от монтажа радиоаппаратуры перешел к ее приемке и проверке работоспособности.

"У нас была шутка такая - включить рацию и вызвать летчика, который в воздухе в это время. Включали, говорили, "Сокол", как слышно?". Он же не знает, в чем дело, отвечает, "Я "Сокол", слышу вас хорошо, девятка". Девятка - это девятый цех. Осмотришься, глядишь, уже бегут к тебе, спрашивают, кто вызывал, зачем. И мы все тут же рацию выключили, садимся и руками разводим, дескать нет, не я, не знаю, кто", - смеется Олег Леонидович.

О Победе и еде

Заводские рабочие жили в деревянных бараках, которые строились вокруг предприятия. Активно продолжал строиться и сам завод. Бетонную взлетную полосу зимой 1942 года, в страшный мороз, голодные и изможденные, строили политзаключенные.

"В их числе был новосибирский писатель Юрий Магалиф, - рассказывает Константин Голодяев. - Он вспоминает, что на строительство приехал руководитель обкома партии Кулагин, привез ящик водки, выступил на митинге и обратился к этим зекам "Дорогие товарищи". Их никто их не называл иначе, как "Эй ты, морда", поэтому они таким обращением были так растроганы и воодушевлены, что не надо было уже никакой водки". Взлетную полосу достроили быстрее плановых сроков.
На заводе, как вспоминает Морозов, какой-то неприязни между работающими не было, независимо от их статуса. Мир сделался очень простым и понятным. На фронте - чужой, враг, а здесь - свои. Это чувствовали все, и выживать удавалось только благодаря поддержке друг друга.

"Я, помнится, спасал врача, Веру Александровну. Она заболела, и я бегал по всем соседям, собирал молоко, у кого сколько было. По стакану, по кружке. И никто не отказал, так ее все любили", - говорит Морозов.

Сводки с фронта заводчане слушали ежедневно с замиранием сердца, и разговоры были только о победе, да еще о еде. "О еде постоянно вспоминали, - улыбается Олег Леонидович. - Мы говорили "Семь комсомольских ужинов за раз могу съесть". Оно может показаться много, но тогда семь комсомольских ужинов - это было всего-навсего семь ложек лапши".

Первый выходной

На заводе День Победы - 9 мая 1945 года стал первым нерабочим днем за все годы войны. Тогда, как и многие другие новосибирцы, рабочие-авиастроители собрались в центре города, поздравляя друг друга. На фотографиях, сделанных в тот день - заполненная собравшимися на стихийный митинг горожанами площадь Свердлова. Был среди них и Морозов.
"Рано утром мать меня будит, - вспоминает он, - и кричит "Победа!", "Победа!". Я вскочил и - бегом на завод. А там уже подъехали трамваи, машины, все на митинг. Все не вместились, многие пешком пошли. Кто в военной форме был, как их только видели - тут же на руки и качать".

От И-16 до Су-34

После Победы Морозов ушел в армию, хотя на заводе его увольнять не хотели - рабочих рук не хватало. В армии он выучился на авиационного техника, получил офицерское звание и прослужил еще 14 лет, участвуя в становлении реактивной авиации в СССР.

"Летчики были опытнейшие, всю войну прошли. А как удивлялись! - смеется он, - Однажды испытывали мы реактивный самолет, он круг сделал, сел. Пилот из кабины выпрыгнул, подходит ко мне и говорит: "Скажи, почему я сейчас летал?". Я ему про третий закон Ньютона, а он только руками машет. Оставь, говорит, своего Ньютона, он давно умер. Объясни, почему я-то сейчас летал".

Демобилизовавшись из армии, Морозов вернулся в Новосибирск, на родной завод. С авиацией, говорит он, связан на всю жизнь. И сегодня его настольная книга - толстый справочник о самолетах, выпускавшихся в Новосибирске. На обложке - крохотный истребитель И-16 30-х годов, хищный силуэт военного Як-9, похожий на авторучку с крыльями первенец реактивной эпохи МиГ-15 и, наконец, футуристический современный Су-34.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBiNGm
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer