Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как уничтожить беспилотник?


27 апреля 2016 года Леонид Нерсисян, ИА REGNUM


В последние годы, беспилотные летательные аппараты (БПЛА) становятся одним из важнейших элементов, необходимых для эффективного ведения боевых действий. Большая часть БПЛА выполняют разведывательные задачи, в том числе и в глубоком тылу противника. Помимо этого, имеется несколько образцов ударных беспилотников (например, американский MQ-1 Predator) и «БПЛА-самоубийц», фактически представляющих собой управляемый заряд. Несмотря на широкое распространение беспилотников, представления о методах борьбы с ними пока достаточно размыты, в связи с чем мы попробуем разобраться, как же всё-таки нейтрализовать дроны противника.

Зенитно-ракетные комплексы не подходят для борьбы с лёгкими БПЛА

Ставшие «стандартом» борьбы с пилотируемыми летательными аппаратами зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) не подходят для уничтожения небольших беспилотников. Особенно это касается аппаратов с взлетной массой менее 50 кг. Такие объекты очень сложно обнаружить радиолокационными станциями, а тем более навести на них зенитную ракету. Как правило, БПЛА почти полностью состоят из композитных материалов, что также осложняет их обнаружение. Инфракрасное излучение у многих образцов также максимально снижено, что делает проблематичным наведение ракет с тепловой головкой наведения (ими оснащены все переносные ракетные комплексы).

Помимо сложностей с обнаружением, есть и другая «сторона медали» — стоимость многих беспилотников, и, особенно, небольших мультикоптеров, может быть меньше, чем цена запущенной зенитной ракеты, что делает её применение экономически нецелесообразным.

Другое дело — это ударные, или стратегические БПЛА, такие как американские MQ-1 Predator, MQ-9 Reaper и огромный RQ-4 Global Hawk (имеет межконтинентальную дальность). Их размеры, несмотря на сниженную радиолокационную заметность, позволяют бороться с ними с помощью современных ЗРК. А стоимость вышеперечисленных образцов превосходит цену многих пилотируемых образцов.

Радиоэлектронная борьба — дорого, но эффективно

Современные комплексы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) не являются «дешевым» и «доступным» для всех удовольствием, однако их применение против беспилотников может быть очень эффективным. Задачей комплекса РЭБ является одновременное подавление радиоканала, по которому оператор управляет БПЛА, и сигнала спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС (некоторые беспилотники при потере сигнала оператора в автоматическом режиме возвращаются на базу).

Для осуществления подавления, необходимо установить частоты, на которых производится передача сигнала от станции управления. В этом могут помочь средства радиотехнической разведки, такие как российская «Автобаза-М». Эта же система может применяться и для обнаружения БПЛА, причем на больших расстояниях, улавливая радиоволны.

Существует версия, что упавший в Иране в 2011 году американский беспилотник RQ-170 Sentinel, сделанный по технологии «Стелс», был обнаружен системой «Автобаза», а позже подавлен неизвестным комплексом РЭБ. Также о применении систем РЭБ заявляли Армения и Азербайджан — известно уже несколько случаев «захвата» беспилотников противника.

Зенитные орудия и стрелковое оружие — неплохой инструмент для уничтожения малых БПЛА

Во время недавней 4-х дневной войны в Нагорном Карабахе минимум один азербайджанский беспилотник израильского производства был сбит с помощью зенитной самоходной установки «Шилка» калибра 23-мм. Это оружие хоть и является, на первый взгляд, давно устаревшим, но такая задача, как уничтожение небольших беспилотников, отлично подходит для него. Об этом говорят и тенденции на Западе — французы специально разработали 40-мм зенитную пушку RAPIDFire для борьбы с БПЛА. Немецкая компания Rheinmetall также разрабатывает подобную систему. Что касается России — то Москва никогда и не отказывалась полностью от зенитных орудий. Те же зенитные ракетно-пушечные комплексы «Тунгуска» и наиболее современные «Панцири» вполне могут бороться и с беспилотниками.

Что же касается мультикоптеров, которые отличаются своей низкой ценой и широкой распространенностью, то для них достаточно страшным оружием является даже обычный Ак-74. Летают они невысоко и небыстро, поэтому зачастую их сбивают из стрелкового оружия. Здесь самое сложное — заметить или услышать дрон.

Специализированные комбинированные системы для борьбы с БПЛА

Большинство перечисленных выше систем не оптимизировано под борьбу конкретно с БПЛА, многие из них достаточно громоздки и дороги. Реальные работы над созданием средств, направленных на борьбу с малыми беспилотниками, начались недавно. Как ни странно, многие наработки сделаны в секторе устройств для гражданского использования.

Это связано с тем, что очень сильно повысилась доступность небольших беспилотников — их можно открыто приобрести за разумные деньги. У многих это вызывало и вызывает опасения, так как такие БПЛА можно использовать с целью шпионажа и даже для осуществления террористических актов.

На этом новом рынке явными лидерами остаются британцы — большинство устройств разработано именно на Туманном Альбионе. Рассмотрим общую для них концепцию на примере одного из них — Blighter AUDS Anti-UAV DefenceSystem. Эта система состоит из средств обнаружения и радиоподавления. Система обнаружения многоуровневая — имеется как специализированный радиолокатор, так и оптико-локационная станция и тепловизор. Такое сочетание позволяет обнаруживать даже самые маленькие беспилотники (а главное, еще и отличать их от птиц) на расстоянии до 10 км. При этом габариты устройства минимальны.

Что касается чисто военного сегмента, то здесь имеется такой образец, как Silent Archer, созданный американской компанией SRC. Концепция у устройства точно такая же, однако его возможности заметно выше.

Боевые лазеры — первые наработки уже появились

В течение последних лет США активно работали над созданием лазеров противовоздушной обороны малого радиуса действия. И в этом направлении достигнуты определенные результаты — уже в 2014 году экспериментальный корабельный лазер «щёлкал» БПЛА-мишени. Система Boeing HEL MD также поразила множество мишеней. Такие образцы разрабатываются сейчас во многих развитых странах. Однако у всех этих лазеров есть непреодолимые изъяны, имеющие физическую природу — они не работают в плохую погоду и при большой запыленности — лазерный луч слишком сильно рассеивается. Также проблемой могут оказаться отражающие поверхности на самой цели.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer