Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Надо было с толкача»


27 апреля 2016 года Екатерина Згировская, Газета.Ru


Первый запуск ракеты «Союз-2.1а» с нового российского космодрома Восточный не состоялся. Корреспондент «Газеты.Ru» присутствовала на мероприятии, которое должно было стать историческим. Но оказалось, что первый пуск с Восточного повторил историю с первым запуском новейшей отечественной ракеты «Ангара-1.2пп», также не состоявшимся в назначенный срок.

Знаменательное для российской космонавтики событие должно было свершиться 27 апреля 2016 года — первый старт ракеты-носителя со спутниками с первого чисто российского гражданского космодрома Восточный. Но этого не произошло.

Как развивались события на космодроме, рассказывает корреспондент «Газеты.Ru».

Как известно, изначально планировалось провести мероприятие космического масштаба в декабре 2015 года, но не случилось — президент разрешил перенести его ближе ко Дню космонавтики. Неизвестно, возникла ли эта идея у Владимира Путина случайно или он пуском с Восточного решил отметить год 55-летия полета Гагарина.

Наблюдать за историческим стартом журналистов везли практически тем же путем, что проходит поезд, на котором доставляют на стартовый комплекс Восточного ракету «Союз-2.1а», — от новенького стеклянного здания вокзала напротив въезда в таинственный город Углегорск. На территории космодрома выстроены километры новых дорог, вдоль которых все еще лежат строительные материалы для последующих работ. Вдоль шоссе потихоньку из автобусов высаживались люди в разноцветных куртках — посмотреть за пуском из амурской тайги привезли работников и жителей близлежащего города. Сквозь кроны деревьев на фоне чистого безоблачного неба виднелся стартовый комплекс — два молниеотвода и фирменная мобильная башня обслуживания космодрома Восточный.

Ничего не предвещало форс-мажора, на случай которого был выделен резервный день пуска — 28 апреля.

Прикрывающая ракету от непогоды перед стартом мобильная башня обслуживания, на которой работали специалисты, отъехала от «Союза-2.1а» примерно за час-полтора до расчетного времени пуска.

Журналистов привезли к зданию МЧС, с крыши которого предполагалось лицезреть старт ракеты. Попасть на наблюдательный пункт оказалось непросто: сначала тщательная проверка с металлоискателем, лентой с рентгеном, обычная для аэропортов. Затем несколько этажей по ступенькам вверх, подъем по которым затянулся из-за того, что выстроившуюся на лестнице очередь из груженных видеоаппаратурой журналистов просто не выпускали.

«Почему не запускаете журналистов? — возмутился сопровождающий с рацией. — ФСО дает добро!»

Команда, кажется, возымела действие. ФСО на космодроме в этот день стала одновременно движущей и обездвиживающей силой — на первый пуск должны были приехать первые лица государства, собирался сам Владимир Путин.

За полчаса до старта комментатор объявил об эвакуации персонала на безопасное расстояние. Все шло, как принято говорить в отрасли, «штатно».

Телеканалы начали записывать первые стендапы, по пять раз рассказывая в камеры кто о важности космодрома для России, а кто и вовсе о благоприятном и безоблачном прогнозе погоды. «Казалось, время для удачного старта подсчитали не только баллистики, но и синоптики», — радостно рапортовал один из телекорреспондентов. На самом деле, говорят амурчане, в регионе в году в среднем более 300 солнечных дней, так что в теплое время года трудно найти неудачный день для пуска.

«Готовность к пуску десять минут. Первый?» — продолжал диктор. «Первый» подождал с минуту и «принял готовность». Так им предстояло переговариваться еще неоднократно.

На наблюдательный пункт продолжали подниматься гости, судя по всему, важные. Вместе с группой мужчин в костюмах по деревянным ступенькам бодро взбежала нарядная девушка в ярко-розовых туфлях на шпильках — запуск ракеты для нее явно должен был стать праздником.

«Готовность к пуску одна минута. Первый?» — заявил диктор в 10.53 по местному времени (4.53 мск). Зрители предположили, что решили пустить пораньше, но это стандартная процедура.

Удивительно было одно: минут за двадцать до времени старта буквально над стартовым комплексом пролетел самолет. Странно, учитывая, что небо перед пусками ракет обычно перекрывают, объявляя трассу носителя бесполетной зоной.

«Ключ на старт», — прозвучала традиционная «космическая» команда из громкоговорителя.

«Продувка», — продолжал вещать комментатор, чем сильно рассмешил присутствующих гостей.

Время тянулось слишком медленно.

«Дренаж», — прозвучало в 10.58 по местному времени, ему что-то неразборчиво ответил оппонент.

Все эти команды — стандартные при выполнении циклограммы пуска ракет. «Дренаж» — по этой команде прекращается подпитка баков кислородом, благодаря которой компенсируется его утечка за счет испарения, дренажные клапаны закрываются.

И вот она, минута старта, но ничего не происходит.

Сразу же вспомнилось, как без малого два года назад, 27 июня 2014 года, не полетела с военного космодрома Плесецк под Архангельском самая первая легкая ракета «Ангара-1.2пп».

Ее полета ждали так же, как и первого пуска с Восточного, но автоматика дала отбой, и комиссия потом долго выясняла его причины. Улетела первая ракета, созданная в современной России, 9 июля 2014 года, а ее тяжелая «родственница» «Ангара-А5» с первого раза стартовала 23 декабря того же года.

«Доклад тридцатого принял. Первый? Расчету стартовой команды прибыть на нулевую отметку», — говорит голос. И публика заволновалась: кажется, «что-то пошло не так».

«Отчет», — слышится обрывок фразы. А ракета так и стоит за лесом.

«Пятому: привести схему в исходное состояние. Стартовый комплекс — также в исходное состояние», — произнес комментатор. Стало понятно, что старт уже не состоится.

Дальше переговоры продолжились в режиме, дающем понять, что на стартовом комплексе теперь будут «большие разборки».

«Пятый принял управление». «Внимание, первый трап охраны, обеспечить пропуск персонала и стартового расчета в первое сооружение». «Руководителям старта прибыть в комнату 246», — прозвучала угрожающая фраза. Что происходило в загадочной комнате, остается только предполагать, впрочем, самых задорных версий у журналистской братии было хоть отбавляй.

Тем временем на наблюдательном пункте тишина, некоторые мужчины в костюмах резво спустились с крыши и побежали от здания.

«А так домой хотелось», — с сожалением сказал кто-то из московских журналистов. «Вроде говорят, что на сутки, но нам пока еще не объявили», — докладывала в трубку местная работница.

Сопровождающие начали звонить и договариваться, чтобы подогнали автобусы к корпусу, хотели скорее увезти прессу, очевидно, чтобы охочие до комментариев и заявлений корреспонденты не начали отлавливать тех, кто мог бы что-то сказать о происходящем.

«Конференция закончена», — спокойным и нежным голосом внезапно прорезалась сквозь повисшую на наблюдательном пункте тишину девушка, и пошли гудки, будто абонент повесил трубку...

Публика смеялась, кто-то жаловался на плохую связь, информационные агентства передавали молнии, спрашивая, есть ли у кого-то точная цитата того, что сказал комментатор, а ракета так и стояла за лесом.

«Надо было с толкача», — пошутили представители отрасли...

Тем временем раскрылась тайна, а будет ли президент Путин присутствовать на запуске или понаблюдает за ним каким-то иным способом. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков сообщил, что Путин приехал и даже решил остаться до выяснения причин отмены пуска.

«В ходе ожидания до планировавшегося момента пуска президент был подробно пробрифингован о всех технологических особенностях, о режиме работы автоматики в том числе», — сказал Песков журналистам президентского пула, прибывшим вместе с ним на Восточный.

«Мы не исключаем, что президент ближайшие сутки проведет здесь, в районе космодрома. В любом случае глава государства планирует использовать это время для детального разговора и проведения соответствующих совещаний по теме второй и третьей стадий развития космодрома и строительства города Циолковского», — добавил Песков.

«Ничего страшного не произошло», — тем временем сообщил журналистам официальный представитель «Роскосмоса» Игорь Буренков, акцентируя, что космодром Восточный находится в процессе испытаний и, таким образом, мы стали свидетелями того, что системы космодрома работают штатно.

«Вывод можно сделать, что космодром, находящийся в состоянии испытаний, все испытания выдерживает. За полторы минуты до старта автоматика дала отбой. Сейчас причины выясняются. Резервная дата 28 апреля у нас сохраняется, в 5.01 мск», — добавил Буренков.

А пока комиссия выясняет причину, «Роскосмос» обещает рассказать, что же именно случилось, «как только поймут, что произошло, более точно». «Самое главное, что ракета и все три спутника сохранены, а это самое главное, значит, телеметрия работает нормально и завтра, возможно, произойдет запуск», — продолжал обнадеживать журналистов представитель госкорпорации.

«Такие случаи происходят не только у нас, а у всех космических держав», — подчеркнул Буренков.

По данным источника РИА «Новости» в отрасли, комиссия по выяснению причин переноса первого запуска «Союза-2.1а» с Восточного на резервную дату может в ближайшие часы закончить свою работу и подтвердить или опровергнуть высказанную ранее версию «о проблемах с дренажной системой «Союза», из-за которой автоматика отменила запуск».

Таким образом, учитывая историю с запуском первой «Ангары», может получиться, что новая дата пуска с Восточного будет назначена на более поздний срок, чем следующий после первоначального день.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer