Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Небесный тихоход" и его команда


28 апреля 2016 года Андрей Мармышев, ТАСС


Фанера - плохая защита от пуль и снарядов, а прозвище "небесный тихоход" подтверждало: на этом хрупком самолете мало шансов уйти из под вражеского обстрела. Однако По-2 стал одной из легенд Великой Отечественной войны, тысячи пилотов и техников превратили его в грозное для немцев оружие, наводившее ночами страх на противника. Самолет, воспетый не в одном советском фильме про войну, также на славу послужил раненым бойцам и партизанам, спасая многие тысячи жизней и регулярно доставляя в тыл снаряжение и продовольствие.

Дорога на фронт

Иван Анопченко недавно отметил столетний юбилей. Но события военного времени он помнит хорошо. "Победу я встретил в Москве, - говорит ветеран. - Везде стрельба. У каждого был пистолет, все стреляют в воздух, все радуются безмерно! А так, почти всю войну, моим оружием был По-2".

В армию Анопченко призвали в 1937 году. Попал в Белоруссию в танковую бригаду где окончил "учебку". В качестве механика-водителя танка участвовал в операциях в Западной Белоруссии в 1939 году, присоединял Литву, наступал на Выборг в Финскую войну. В конце 1940 года демобилизовался со срочной службы, уехал к сестре в Алма-Ату. Окончил летное училище по специальности "авиационный техник".

"Служил в Алма-Атинской авиаэскадрилье. В один из ноябрьских дней 1941 года меня вызывают, получаю приказ: "Готовь самолет!". Вместе с летчиком предстаем перед командиром. "Приказ: завтра улетаете на фронт. Из Алма-Аты мы вылетели в Липецк, где формировался полк", - вспоминает ветеран.

Служил он в 6-м отдельном авиационном полку, в марте 1943 года ставшим  62-м гвардейским отдельным авиационным полком Гражданского воздушного флота. Летчики ГВФ доставляли частям Красной Армии оружие и боеприпасы, медикаменты и провиант, вывозили с фронта раненых и больных. Свое гвардейское звание полк получил за мужество и героизм личного состава во время Сталинградской битвы, став первой фронтовой частью гражданской авиации, удостоенной этого звания. Отличился полк и во время Курской битвы, где его санитарная эскадрилья за два месяца вывезла более четырех тысяч раненых и доставила в фронтовые госпитали две тонны лекарств и 27 тонн консервированной крови.

По-2 - разработанный знаменитым авиаконстуктором Николаем Поликарповым биплан с деревянным фюзеляжем и фанерным крылом. Мог приземлиться на небольшом пятачке - на лесной полянке или речном острове. Немцы прозвали По-2 "швейными машинками" за характерный стрекот двигателя.

Экипаж самолета состоял из двух человек: пилот и штурман-бомбардир. В санитарном и транспортном варианте обходились одним пилотом, напарниками которых часто бывали техники - требовалось подготовить взлетную полосу, отремонтировать воздушное судно, выполнить иные работы по специальности.

В начале 1943 года неподалеку от Котельниково вражеский "мессер" атаковал самолет санитарной эскадрильи с сержантом Анопченко на борту. Вместе с ним летели техник и врач. "Нас пилот закрыл в маленькой кабине и полетели. По пути попали под обстрел истребителя. Летчик сумел посадить самолет и убежал в укрытие. В обшивке самолета насчитали 68 пробоин, была повреждена лопасть винта, а у нас нет ни одной царапины. И я сумел отремонтировать самолет по обстрелом", - вспоминает Анопченко.

За этот вылет сержанта наградили медалью "За боевые заслуги". До этого случая самолет выполнил 470 боевых вылетов, налетал 1300 часов без единой поломки.

Большинство техников полка были мужиками в возрасте, поэтому подобные "командировки" часто выпадали молодому Анопченко. Во время вылетов бывали потери. Похоронил сержант пилота с которым в ноябре 1941 года летел в Липецк. Затем в полку погибли еще нескольких летчиков. Война.

"Страха не было, - говорит. - О смерти старались не думать, мысли были о поставленной задаче".

Партизанский край

В 1943 году полк обеспечивал связь с партизанами. Как и армейским частям, на По-2 им везли припасы и медикаменты, обратно доставляли раненых и больных. Работали без посадки, сбрасывая груз с воздуха. Многое зависело от удачи - попадет такая "посылка" партизанам или утонет в болоте, либо свалится под ноги немцам.

"Потом один из летчиков на свой страх и риск сел на лесной поляне. После чего меня забросили в партизанский отряд - принимать самолеты. Около трех месяцев обустраивал взлетные полосы, днем готовил сигнальные огни, ориентируясь на которые летчики совершали ночные рейсы", - рассказывает Анопченко.

С августа по сентябрь 1943 года, уже будучи старшиной 3-й транспортно-бомбардировочной эскадрильи, Анопченко находился в расположении партизанских бригад генерал-майора Горшкова, затем в отряде майора Кошелева, в октябре был направлен в Гомельское партизанское соединение генерал-майора Ильи Кожара. Везде организовывал лесные аэродромы.

В полковых документах об этом эпизоде боевого пути ветерана сказано так: "Товарищ Анопченко обеспечил безаварийный прием и выпуск 450 самолетов, отправив из партизанских районов на большую Землю свыше тысячи раненых партизан, стариков и детей".

"К партизанам самолеты шли груженные продуктами, а обратно полные ребятишек. В одни носилки для раненых их сажали по несколько человек, еще один-два помещались сажал за спиной пилота. Были они очень худые, одни кости. Страшный был голод в Белоруссии. Даже многие взрослые весили не больше 40 килограммов", - говорит Анопченко со слезами на глазах.

Партизанская жизнь полна неожиданностей. Немцы попытались ликвидировать отряд, где был старшина-авиатехник. "Загнали нас в болота. Мы тогда за одну ночь прошли около 60 километров, отрываясь с боями от немцев. Шли  по колено в воде, проваливаясь по грудь. Меня берегли как специалиста", - вспоминает ветеран.

С отрядами генерала Кожара он с боями форсировал реку Березина "проявив при этом мужество и дисциплинированность война Красной армии", за что был награжден медалью "За отвагу".

После Победы

В конце войны Анопченко направили в летний центр в Баку, где готовили бортмехаников на самолеты Ли-2.

"Отучившись полтора месяца, я получил направление в Москву, в 10-ю гвардейскую транспортную дивизию, где и встретил Победу, - вспоминает ветеран. - Из Москвы летали в города Германии, в Вену. Возили армейские грузы".

В августе был награжден орденом Отечественной войны П степени. Затем началась мирная жизнь. Гвардии старшина отказался сначала от назначения в Красноярск, говорит, что "немного испугался" далекого сибирского города. Работал бортмехаником в Риге, в Воронеже на самолета Ли-2 и Ил-14, был авиадиспетчером. В конце- концов судьба привела его в Красноярск.

13 апреля Иван Николаевич встретил столетний юбилей. Ветеран бодр, старается не жаловаться на жизнь и готовится к 71-й годовщине Победы.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC19fc
http://courier.youdo.com/gifts-delivery/ - лучшие цены тут.
Перевозка грузов: http://perevozki.youdo.com/city/loaders/price/dlv/zachas/, варианты >>
Смотрите здесь - http://courier.youdo.com/products-delivery/, подробнее здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer